Напоминание

"Особенности работы учителя-логопеда при аномалии подъязычной связки"


Автор: Гусарова Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 102"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы учителя-логопеда при аномалии подъязычной связки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности работы учителя-логопеда при аномалии подъязычной

уздечки»

Начинающим логопедам очень трудно оценить состояние подъязычной

уздечки, поэтому важно знать какие бывают аномалии в её строении.

Различают пять видов аномальных уздечек языка согласно их форме и

плотности, а также особенностям соединения волокон уздечки с мышцами

языка:

- тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но

ограничивающие

его

подвижность

в

связи

с

незначительной

протяженностью;

- тонкие, полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие

незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре

образуется желобок;

- представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к

кончику

языка.

В

результате

натяжения

уздечки

кончик

языка

подворачивается внутрь, а спинка набухает.

- характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;

- с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и

ограничивают его подвижность.

Начинать оценку состояние уздечки нужно с предварительной беседы с

мамой ребенка. Необходимо выяснить наблюдались ли у ребёнка данные

симптомы в раннем возрасте:

- «чмокающие» звуки при кормлении;

- прикусывание груди;

- большое количество кормлений по требованию;

- ребенок часто бросает грудь и отдыхает, много времени проводит у груди;

- недостаточный набор веса;

- капризы у груди;

- отказ от грудного вскармливания.

Затем необходимо провести визуальный осмотр уздечки языка. У детей после

года затруднено произношение задненёбных, шипящих и свистящих звуков,

отмечается наклон резцов нижней челюсти вовнутрь либо неправильный

прикус.

Чтобы определить длину уздечки необходимо:

Попросить ребенка высунуть язык изо рта. Ребенок с короткой

уздечкой не может высунуть язык или кончик языка стремится вниз.

Попросить

ребенка

поднять

язык

к

небу. При

анкилоглоссии

(медицинский термин, обозначающий короткую уздечку) на кончике

языка образуется ямка, язык больше поднимается по сторонам. Часто

ребёнок вообще не может провести языком по деснам и дотронутся

кончиком до неба.

При визуальном осмотре полости рта можно также оценить длину

уздечки. Даже у новорожденного ребенка этот показатель более 8 мм. В

возрасте 5 лет длина уздечки должна быть более 17 мм.

В

отечественной

логопедии

и

медицине

мнения

по

поводу

необходимости подрезания уздечки языка неоднозначны, не все хирурги-

стоматологи берутся за данное медицинское вмешательство. У логопедов-

практиков существует два подхода. Одни рекомендуют родителям подрезать

уздечку языка и далее выполнять специальную гимнастику.

Гимнастика после подрезания уздечки языка

Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык

движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится

попытка достать языком подбородок и кончик носа.

Языком изнутри и снаружи «пересчитываются зубы.

Упереться кончиком языка сначала в одну затем другую щёку.

Щелканье языком широко открывая рот.

Упражнения рекомендуется выполнять до десяти раз в день. Необходимо

соблюдать специальные правила выполнения артикуляционных упражнений:

рот открывается максимально широко;

все движения выполняются медленно, в улыбке, близко к пределу

возможного;

после каждого упражнения отводится время на отдых.

Другой подход основан на выполнении специальных упражнений для

растягивания подъязычной уздечки без хирургического вмешательства.

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной уздечки

Маляр

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних

резцов до мягкого нёба.

Лошадка

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно,

тянуть подъязычную связку.

Грибок

Рот открыть. Язык присосать к нёбу и удерживать в таком положении под

счёт до 5 - 10.

Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно

оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним

альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий

английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно

увеличивать темп.

- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть

неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был

хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая

воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При

правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Качели

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу, затем к подбородку,

либо к верхним и нижним резцам.

Дотянись до носа

Кончиком языка стараться дотянуться до носа

Футбол

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и,

как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный

край стола.

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы

воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения

«Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд

(«расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Можно выполнять массаж подъязычной уздечки. Для этого необходимо

провести обработку рук и приготовить чистый носовой платок или кусочек

стерильного бинта.

Попросить ребёнка раскрыть рот.

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик

языка, поднять его вверх.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим

движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

В методической литературе описывается приём Е.В. Новиковой, который

широко используется логопедами-практиками. Наложив на язык стерильный

платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык,

уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка

и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и

средний пальцы неподвижны.

Н.Г. Водовозова предлагает в игровой форме растянуть уздечку.

Во дворе горка,

(указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз)

– Под горкой норка.

(указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх)

– В этой норке крот,

- Он норку стережет.

(указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную

уздечку, растягивая её)

Короткая подъязычная уздечка затрудняет постановку звуков верхнего

подъема. Правила постановки звуков при короткой уздечке:

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш],

[ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной

связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка

ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх

кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая

уздечка не препятствует.



В раздел образования