Автор: Булышева Елена Олеговна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Бокситогорск, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО.
Раздел: полное образование
МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №3»
город Бокситогорск, Ленинградская область
Проектное задание
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО.
Выполнил: Булышева Елена Олеговна
учитель английского языка
МБОУ «БСОШ № 3»
Бокситогорский район
Бокситогорск
2020
Содержание
Введение стр. 3-4
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты исследуемой проблемы. стр.5-14
Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках английского языка
2.1. Требования ФГОС к формированию УУД стр.5-9
2.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий стр.9-13
2.3 Формирование у учащихся коммуникативных УУД. стр.13-14
ГЛАВА 3. Практическая часть. стр.15-29
Заключение стр.29-30
Список использованной литературы стр.30-31
Введение
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных
проблем педагогики, в том числе методики, сегодня. Глобальное реформирование
системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития,
предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевого
подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема
перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения
методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа
информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся,
формирует опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его как
личность. В связи с этим мы говорим о необходимости формирования
универсальных учебных действий учащихся.
В новом стандарте (ФГОС) в преподавании иностранных языков не ставится единых
комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка и глубинных
основ грамматики. Значительная роль в формировании нового типа учебной
деятельности в основной школе принадлежит программе формирования
универсальных учебных действий , задачами которой являются развитие
коммуникации, умений установить контакт для общения с другими людьми,
анализировать свои действия и слова, овладение учащимися языком в процессе
общения, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или
слушателя, а также развитие логики для грамотного и последовательного изложения
мысли.
Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих
универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано
при выполнении требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент
особенно актуальным становится формирование коммуникативных способностей
личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, соблюдающей в
процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
Цель исследования –определить средства формирования коммуникативных УУД
школьников на уроках английского языка, практически подкрепить
результативность данного исследования.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования
коммуникативных УУД школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования – средства формирования коммуникативных УУД в
процессе обучения английскому языку.
Гипотеза- организация уроков английского языка в соответствии требований
ФГОС позволит формировать коммуникативную способность личности, если
-она основана на положениях соответствующей теоретической литературы;
-разработаны специальные средства формирования коммуникативных
универсальных учебных действий школьников.
Для достижения данной цели предстоит решить задачи:
1) изучить, проанализировать теоретическую литературу по проблеме
формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников и
сделать выводы в соответствии с исследуемой проблемой;
2) разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных
действий школьников 10 классов на уроках английского языка;
3) проанализировать используемое УМК «Английский в фокусе»( 10 класс) на
соответствие выполнения требований ФГОС ООО.
Методы исследования : аналитический и эмперический.
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ английского
ЯЗЫКА
2.1. Требования ФГОС к формированию УУД
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним
из
ключевых
элементов
модернизации
современного
образования.
ФГОС
представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе
глубокого
ведущих
научных
психолого-педагогических,
культурологических,
социологических
теорий
и
концепций,
а
также
достижений
современных
перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.(5)
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к
переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с
этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать
требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не
ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ
языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие
коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими
людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои
действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или
слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного
изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными
действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка
делается на формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сформированность
универсальных учебных действий является также и залогом профилактики
школьныхтрудностей.
В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и
самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)
"универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося,
обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития
детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого
формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение
учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе
системно- деятельностного подхода, который основывается на теоретических
положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса
развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом
общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность
формирования у школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C.
Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский,
С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования
рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была
предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой,
B.В.Репкиным, Г.А.Цукерманом и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно
рассматриваются А.Г. Асмоловым (1), Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A.
Карабановой идр.
Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных
способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний,
умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности
также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов
общего образования".
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация
рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в
состав базовых компонентов которой входят:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
• коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на
учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
• коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по
достижению общей цели);
• коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации
другим людям и становления рефлексии.
Обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней (1991) и
получило свое развитие в работах И.Л. Бим (2002), а практическая реализация этого
подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов.
Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер,
поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой
деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или
воображаемые задачи.
Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения
находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения
предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и
национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее
видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный
подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с
целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию
и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе
общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность
информации.
Названный подход реализует основные требования к современному учебному
процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование
заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих
выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций; параллельное усвоение
грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей
учащихся.
Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы
организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким
использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с
сотрудничеством между преподавателем и учащимися.
Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и
развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к
речевому общению.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе,
владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь
представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести
дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и
функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и
пунктуационных.
Известно, что «развитие универсальных учебных действий решающим образом
зависит от способа построения содержания учебных предметов» [1-А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., 2008, 132]. Обращение к перечню
представленных в «Примерной основной образовательной программе
образовательного учреждения » коммуникативных универсальных учебных
действий, наблюдения за учебным процессом и анализ научной литературы
позволяют сделать вывод о том, что методика формирования коммуникативных
универсальных учебных действий школьников в настоящее время находится лишь в
стадии становления. Наиболее актуальным научным контекстом решения данной
проблемы является методика развития речи учащихся. Поскольку
«коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, … умение слушать
и вступать в диалог, … строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми» [1, 243], а задачи общения решаются, в основном, при
осуществлении речевых действий, одним из важнейших направлений работы
учителя на уроках английского языка становится обучение диалогической и
монологической речи.
2.2. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные;
2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные;
4) коммуникативные.
Остановимся более подробно на коммуникативых универсальных учебных
действиях. Дадим определение коммуникации.
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов,
каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными
другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не
будем думать о том, что делаем, – смысл может быть утрачен. Существует
определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи
информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью
сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию,
прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как
информационный аспект общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов
между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение),
порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как
минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией),
интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и
понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности,
поскольку они тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя
основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как
взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как
условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных
универсальных учебных действий.
Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на
учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект
коммуникации).
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования):
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
Основные критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет
или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной
точке зрения;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию,
сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий
является согласование усилий по достижению общей цели, организации и
осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого
служит ориентация на партнера по деятельности.
Критерии оценивания:
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации
конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия,
служащие средством передачи информации другим людям и становления
рефлексии.
Основные критерии оценивания:
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых действий;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по
деятельности.
Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями
будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2.3 Формирование у учащихся коммуникативных УУД.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным универсальным
учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному
и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче
другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и
учителем.
На уроках английского языка учащиеся учатся:
- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-
трудового и межкультурного общения;
- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение,
рассказ, характеристика;
- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке,
вербально и невербально реагировать на услышанное;
- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения
о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.
Основным критерием сформированности коммуникативных универсальных
учебных действий можно считать коммуникативные способности ребенка,
включающие в себя:
-желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими;
-умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,
умение решать конфликтные ситуации.
ГЛАВА 3. Практическая часть.
Пояснительная записка.
В данной главе отражена система работы по формированию коммуникативных УУД
в курсе английского языка в старшей школе (10 класс). Ценность работы состоит в
возможности ее использования учителями английского языка при разработке
отдельных уроков английского языка, а также для создания системы работы и
методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику
описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию
школьников.
Для реализации опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования на
констатирующем этапе была изучена, проанализирована теоретическая литература
по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий
школьников. На формирующем этапе эксперимента мной были разработаны и
апробированы задания и упражнения для формирования коммуникативных УУД в
старшей школе (10 класс) на уроках английского языка. Особое значение имело
соотнесение заданий с видами действий формирующих коммуникативные
УУД. Были выделены два направления для развития коммуникативных
универсальных учебных действий.
На заключительном этапе эксперимента были сопоставлены и проанализированы
результаты проведенного опытно- экспериментального исследования.
Мной был проанализирован УМК « Английский в фокусе» 10 класс на предмет
выявления заданий для формирования коммуникативных УУД в старшей школе
(10 класс) на уроках английского языка , так как при проектировании урока
учебник является основным средством обучения.
Обобщив данные, можно сделать вывод о том, что учебники из
УМК «Англий- ский в фокусе» содержат множество заданий, которые
формируют коммуникативное
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации. Знание сущности тех или иных заданий помогает определить
целевые установки при планировании урока, а также чётко понимать роль
упражнений в разви-тии УУД.
Задача, которую нужно было реализовать при выполнении практической части:
разработать систему заданий и упражнений для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий школьников 10 класса, обучающихся по УМК
«Английский в фокусе».
Формирование УУД в УМК О.В. Афанасьевой, Дж. Дули, И.В. Михеевой, Б. Оби, В.
Эванс «
Spotlight
».
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета
школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях формирования
УУД,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
самостоятельной работе над языком и саморазвитию. Формирование УУД нашло
отражение в УМК О.В. Афанасьевой, Дж. Дули, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс
«Spotlight» в старшей школе.
УМК «Spotlight» принадлежит к завершенной предметной линии учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Коммуникативные действия в курсе “Spotlight” развиваются в ходе взаимодействия
школьников с одноклассниками и с учителем для выполнения учебных задач,
знакомством с правилами вежливого общения.
Задания и упражнения для формирования коммуникативных УУД в старшей школе
на уроках английского языка.
А.Г. Асмолов(1) считает, что способность учащегося самостоятельно успешно
осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную
организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что
универсальные
учебные
действия
открывают
ему
«возможность
широкой
ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-
смысловых и операциональных характеристик». Формирование умения учиться, или
способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает
полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности,
включая:
1) мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы);
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка).
На уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным
учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся
социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Коммуникативные УУД
помогают учащемуся полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей
коммуникации. Овладение коммуникативными УУД – необходимый элемент любого
урока иностранного языка.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников:
умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия
друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения
английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком,
формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с
использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы
и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и
неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или
монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся
работать в парах, выполняя заданные в учебнике задания в группах.
Рассмотрим на примере УМК «Spotlight» (3) для старшей школы под редакцией О.В.
Афанасьевой, Дж. Дули и др. какие задания и упражнения могут способствовать
формированию коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии
с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым(1).
Коммуникативные действия прослеживаются через следующие действия
Виды действий
Задания и упражнения
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Определить цели, функции участников
групповой работы, способы взаимодействия
друг с другом и с учителем.
Понимание своей роли
Как я буду взаимодействовать.
Инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации
Самостоятельно найти материал во внешних
источниках для оформления открытки, письма,
опросника и др.
Управление поведением
партнера
Контролировать
партнера
при
составлении
диалога; подсказать товарищу, поддержать.
Умение выражать
свои мысли в соответствии
с задачами и условиями
коммуникации
Составить монолог, разыграть диалог, написать
письмо и т.д.
Коммуникативные УУД делят на две условные подгруппы:
1.умения коммуникации – умение работать с информацией, выражать свои мысли в
устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать
вопросы на основании услышанного и прочитанного;
2-умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
и взрослыми в парах, группах, командах.
Первое направление для развития коммуникативных универсальных учебных
действий.
Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и
диалогической формами речи. Рассмотрим как УМК «Английский в фокусе» для 10
класса способствует формированию данных видов речевой деятельности (2,3).
Упражнения на развитие диалогической речи представлены в первую очередь
заданиями в разделе «Развитие и совершенствование умений аудирования и устной
речи» (Listening and Speaking Skills), где учащимся предлагается диалог-образец, на
основе которого они и выстраивают собственную беседу, а также фразы-клише.
Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или
прослушивания текста. Объём диалогического высказывания составляет 6—7
реплик с каждой стороны. Задания на развитие умений диалогической речи можно
найти в каждом модуле учебника «Spotlight». Это может быть и дискуссия по
предложенному проблемному сообщению/тексту, и запрос информации, и просьба
уточнить/ разъяснить информацию, и выражение собственного отношения к
проблеме/ситуации.(2)
Задания из раздела Listening and Speaking Skills учащиеся выполняют в парах, где у
каждого ученика есть своя роль, а успех работы зависит от каждого из них. Такие
задания учат участников планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать c
одноклассниками, решать возникающие проблемы и разрешать конфликты.
Рассмотрим как УМК «Английский в фокусе» способствует формированию
навыков говорения(2).
Говорение. Диалогическая речь.
СТАНДАРТ
Учащиеся должны уметь
«Английский в фокусе 10
класс»
- вести диалог, используя
оценочные суждения, в
ситуациях официального и
неофициального общения
( в рамках изученной
тематики)
Mодуль 1
№5 стр. 11, №5 стр 13,
№5, 6 стр 19, №4 стр 21
-беседовать о себе, своих
планах
Mодуль 1
№4 стр. 11, №1 стр 12, №5
стр 14, №7 стр 17
Стр.25 Speaking
-участвовать в
обсуждении проблем в
связи с прочитанным/
прослушанным
иноязычным текстом,
соблюдая правила
речевого этикета
Стр 40 №1
Упражнения на формирование коммуникативных УУД (устная диалогическая речь)
по учебнику
«
Английский в фокусе» 10 класс (3).
Диалог включён в учебный процесс при введении новой лексики, непосредственно
при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного
тематического блока.
Модуль
1. “ Teen activities”
Упражнение
5,
стр
.11.
Use the language in the box to discuss your likes/ dislikes. Use the phrases in ex.1 and
your own ideas.
Enquiring about likes and dislikes
-
Do you like/ enjoy…?
-
What sort of things do you like…?
-
What do you like/ dislike about…?
-
What do you think of…?
Expressing likes
Expressing dislikes
I like/ love it.
It`s cool/ great/ brilliant.
I find it relaxing/ enjoyable.
I am crazy about it.
I`m really into it.
It`s terrible.
I don`t like/ enjoy it.
I hate it/ I find it really boring.
( Ученики cоставляют микродиалоги в парах).
Закрепление изученного материала по теме «Черты характера человека» (Модуль 1
(1А).
№5 стр 13 Portfolio:Your friend is always borrowing things from you and never gives
them back. Complain to your partner. Use the dialogue in Ex. 1 as a model. Record
yourself.
Модуль 1. (Culture Corner/Мода подростков в Великобритании)
№4 стр 21 Take roles and interview one of the teenagers in the text.
A- So Amy, tell me, do you like to keep up with the latest fashions?
B- Oh yes! I….
Работа в парах.
На уроках английского языка используются диалоги репродуктивного и
продуктивного характера. Диалоги продуктивного характера учащиеся составляют
сами при наличии опоры, подставляя свои имена, речевые клише; составляют
диалоги по теме, используя изученные реплики речевого этикета. В данном случае
использовался диалог продуктивного характера.
Moдуль 1( 1с). №5А стр.14 (Работа в парах).
Look at Ann`s list. Ask and answer questions. Use yet or already:
-
Go to the gym +
-
Have lunch +
-
Do the shopping –
-
Fix her bike +
-
Do her housework +
A: Has Ann been to the gym yet?
B: Yes, she`s already been there. Has she…
Упражнение
5,
стр
.11.
Use the language in the box to discuss your likes/ dislikes. Use the phrases in ex.1 and
your own ideas.
Диалоги репродуктивного характера.
Модуль 1 (1А) №4 стр. 11
Portfolio: Imagine you are a TV reporter and your partner is one of the teenagers in the
text on pp. 10-11. Find out what he/ she likes/ doesn`t doing.
Модуль 1 (1b) №1 стр. 12
Read the poem. Think of your best friend. What makes them special to you? Discuss.
“ A memory lasts forever.
Never does it die.
True friends stay together.
And never say goodbye.”
Модуль 1 (Spotlight on Exams)/ Speaking:
You are going to a friend`s birthday party. Make sure you ask him/ her questions about:
-
time
-
how to get there
-
what to wear
Your partner will play the part of your friend and you will speak first. Remember
to:
-be active
-get all the information you need
-decide on what to wear
Как научить учащихся принимать участие в диалоге? От ученика требуется умение
переспросить, выразить собственное мнение и многое другое. В течение многих
уроков
отрабатываются
элементы
диалогической
речи,
достигается
коммуникативное взаимодействие. Учитель объединяет учеников в пары, пары
сменного состава и руководствуется принципом от простого к сложному.
Монологическая речь подразделяется на устную и письменную. Оба вида речевой
деятельности формируются в разных видах монолога, включающих развитие
следующих умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию
по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои
намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы,
делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и
страны/стран изучаемого языка.
В УМК «Английский фокусе» 10 класса широко представлена устная
монологическая речь. На основе текста-опоры, проблемного вопроса/ситуации
учащиеся составляют рассказы о себе, друге, семье, режиме дня, доме; описывают
людей, животных, персонажей литературных произведений; становятся авторами
известных произведений и предлагают свои варианты развития событий, пути
решения экологических проблем и т. д. Объём монологического высказывания — 12
—15 фраз (2).
СТАНДАРТ
Учащиеся должны уметь
«Английский в фокусе 10
класс»
-
рассказывать о своём
окружении, рассуждать в
рамках изученной тематики
и проблематики
Модуль 1
№1 стр 10, №2 стр 16, №1
стр 23
- представлять
социокультурный портрет
своей страны и страны/
стран изучаемого языка
Модуль 1
№3 стр. 21
- делать сообщения,
содержащие наиболее
важную информацию по
теме / проблеме
Модуль 1
№11 стр 13
№2b, 4 cтр 22
№4 стр 23
- кратко передавать
содержание полученной
информации
Модуль 1
6,7 стр 17
Упражнения на формирование коммуникативных УУД ( устная монологическая
речь) по учебнику
«
Английский в фокусе» 10 класс (3).
Модуль 1 (1А)
№1 стр 10: Which of these activities do teens in your country enjoy doing? What about
you? Use: most, a few, some, not many
Модуль 1 (1b)
№11 cтр. 13
Portfolio: Prepare a two- minute talk about friends. Include:
-
if you have a lot of friends
-
why your friends are important to you
-
what qualities you look for in friends
-
what you usually do with your friends
Модуль 1 (Literature)
Сomplete the table with words from the text.
Use the words to describe the girls to your partner.
№ 4 стр 22
Project: Imagine you visit schools to give talks about fighting discrimination.
Make notes about:
Use your notes to give a two- minute talk.
№1 стр 23 ответ на вопрос:
Look at the pie chart. What makes up our rubbish?
Which of these do you recycle?
В УМК «Английский фокусе» 10 класс представлены упражнения на формирование
письменной
монологической речи
.
Упражнения на формирование коммуникативных УУД ( письменная
монологическая речь) по учебнику
«
Английский в фокусе» 10 класс (3).
Раздел Going green. №5 стр 23
Project: What do you recycle at home or at school& Make a list and compare with your
partner. ( обсуждение в парах с соседом по парте).
Второе направление для развития коммуникативных универсальных учебных
действий.
Второе направление формирования коммуникативных универсальных учебных
действий включает в себя систему заданий, целью которых является организация
взаимодействия и сотрудничества учащихся со сверстниками и взрослыми в парах
или группах.
Работа в парах или группах способствует общению учащегося со своим
сверстником, в ходе которого он должен не только извлечь много полезной
информации, но и научиться эффективно сотрудничать с одноклассниками, не
бояться высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение. Такие виды
работ у тревожных и стеснительных детей вызывает осознание поддержки других
детей. Чувство защищенности возникает у робких и тревожных детей при участии в
групповой работе или в парах.
Учителю необходимо оговаривать перед каждым совместном выполнением заданий
правила эффективного взаимодействия:
– внимательно слушай своего собеседника;
– учитывай мнение своего собеседника;
– проявляй уважение к чужому мнению, даже если оно ошибочное, тактично
поясняй свое мнение, не перебивай.
– при возникновении затруднении обращаемся за помощью к своему товарищу, и
наоборот, помогаю своему однокласснику, когда ему это необходимо;
– ответ, который будет включать мнения и одобрение всех членов группы будет
являться результатом общей работы группы или пары.
– вырази благодарность своему товарищу по работе.
Учитель вместе с детьми анализирует полученные результаты, причины возможных
неудач и на основе этого составляет эти правила работы в группе, чтобы следующая
работа была выполнена максимально быстро и эффективно.
Групповая работа обладает следующими положительными моментами:
при совместной деятельности быстрее происходит формирование знаний,
умений и навыков, чем при фронтальном обучении;
класс становиться более сплоченным;
в ребенке развиваются такие социально важные навыки, как: ответственность,
внимательность, отзывчивость и так далее;
ребенок начинает осознавать свою потребность в общении с окружающими;
усваивает правила и нормы общения с окружающими людьми;
формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на
уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам
участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.
Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и
обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по
пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на
уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию
коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером:
один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой
– контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у
контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении
следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится
контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу:
учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя,
становятся более внимательными.
Упражнение на формирование коммуникативных УУД в группе.
Задание «Ответь на вопрос.»
Цель: развитие памяти, умений общаться, слушать и слышать учителя, адекватно
использовать речевые средства, удовлетворение личных познавательных интересов.
Форма выполнения задания: групповая работа.
Играют две команды. Учитель поочередно показывает представителям команд
картинку и сигнальную карточку одновременно. Учащиеся задают вопрос и
отвечают на него. Например, упр.№5а, стр. 14 УМК «Английский в фокусе. 10
класс». Описание задания:
Инструкция:
Учитель показывает сигнальную карточку со знаком “плюс”.
Представители одной из команд задают вопрос и отвечают на него.
+
P1.:Has Ann been to the gym yet?
P2.: Yes, she has.
Учитель показывает карточку со знаком “минус”. Задают вопрос и отвечают на него
представители другой команды.
–
P3.:Has Ann done the shopping?
P4.: No, she hasn`t.
За каждый правильно составленный вопрос и ответ команды получают по одному
очку (или по жетону). Команда-победитель определяется по количеству очков.
Материалы: в учебнике стр.14- cписок Ани, на доске – сигнальные карточки.
+
–
Групповая работа по составлению кроссвордов:
10 класс. УМК «Английский в фокусе»(стр.12)
Разбить класс на группы и предложить составить дома кроссворд по теме «Черты
характера человека». После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют
его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной
темы.
Но следует прежде объяснить правила составления кроссворда:
- в кроссвордах допустимы только прилагательные из параграфа 1b cтр. 12-13
- клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно
нумеруются;
- вопросами могут быть рисунки, перевод слова на русский язык (ребенок выбирает
сам, исходя из уровня своей языковой подготовки, что также способствует
правильной самооценке владения языком).
На
примере
уроков
английского
языка
проводилась
работа
по
формирова-
нию коммуникативныхУУД. В ходе наблюдения за деятельностью учащихся
отмечаются позитивные изменения в деятельности учащихся:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется
желанием вступать в контакт с окружающими;
- наблюдается знание у учащихся норм и правил, которым необходимо следовать
при общении с окружающими;
- наблюдается умение у учащихся организовывать общение, включающее умение
слушать собеседника, умение решать конфликтные
ситуации.
Подводя итог, можно сказать, что мы рассмотрели особенности развития
коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся старшей школы и
попытались выявить эффективные средства формирования коммуникативных
универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в 10
классе.
Нами была разработана система заданий и упражнений для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий школьников 10 класса,
обучающихся по УМК «Английский в фокусе».
Заключение
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней
общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической
деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования
комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые
помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся
реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный
выбор.
На уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным
учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся
социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Коммуникативные УУД
помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей
коммуникации. Овладение коммуникативными УУД – необходимый элемент любого
урока иностранного языка.
Уроки английского языка с учетом формирования универсальных учебных действий
требуют от учителя грамотного построения урока с использованием методов,
средств и видов работы, рассмотренных в данной работе. Всё это способствует
повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Результатом
нашего
исследования
стало
определение
тех
средств,
которые
позволяют формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями английского
языка при разработке отдельных уроков английского языка, а также для создания
системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую
практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к
образованию
школьников.
Таким
образом,
можно
подвести
итоги
исследования
данной
работы:
• проанализирована литература по проблеме формирования коммуникативных
универсальных
учебных
действий
школьников;
• разработаны средства формирования коммуникативных универсальных учебных
действий
школьников
на
уроках
английского
языка;
• проанализировано УМК «Английский в фокусе» 10 класс и приведены упражнения
и задания
из УМК, используемые для формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий школьников.
Список использованной литературы
1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина
Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от
действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.
2.Апальков В.Г. Английский язык. Программы общеобразовательных
учреждений.10-11 классы/ для учителей общеобразоват. учреждений-М:
Просвещение, 2014
3.О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б.Оби, В. Эванс. Английский
язык :Английский в фокусе.10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений
(Student`s book), М:Express Publishing: Просвещение, 2013.
4. О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б.Оби, В. Эванс. Английский язык.
Серия «Английский в фокусе».
10 класс.
Книга
для
учителя
(Teacher`s Book),
М:Express Publishing: Просвещение, 2010.
5 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования второго поколения. М., 2009г.