Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"


Автор: Костикова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум «Духовно нравственное воспитание дошкольников

посредством чтение художественной литературы» для педагогов ДОУ

Семинар-практикум «Духовно нравственное воспитание дошкольников

посредством чтение художественной литературы» для педагогов ДОУ (с

использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно –

ориентированной технологии)

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого

рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И.

Морозов.

Автор: Костикова Наталья Николаевна МАДОУ №30

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий

потенциал каждого педагога.

Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной

литературой,

способствовать

росту

профессионального

мастерства

воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе

с художественной

литературой;

развивать

коммуникативные

качества педагогов, умение работать в коллективе.

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный,

требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из

таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным,

является

ознакомление

дошкольников

с художественной литературой

и

народным творчеством.

В настоящее время возникла серьезная проблема:

у детей падает интерес к книге. Не, для кого не секрет, что дети-дошкольники,

впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер,

планшет и прочие гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и

эстетического

воспитания.

Ирина

Токмакова

называет

детскую литературу первоосновой

воспитания.

По

словам

В.

А.

Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Адресность:

предлагаемые

мною

материалы

окажут

теоретическую

и

практическую

помощь педагогам в

вопросах

приобщения

к

Духовно-

нравственному воспитанию дошкольников посредством чтение художественной

литературы, позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую

позицию,

семейные

ценности

и

нравственные

ориентиры

в

совершенствовании педагогических умений.

Ход семинара:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Практическая работа

3. Мозговой штурм. Знаешь ли ты детскую литературу?

4. Заключительное слово ведущего

Введение

«Чтение, – говорил Василий. Александрович. Сухомлинский, – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников,

позволяет

правильно

сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и

нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае,

уважение

к

старшим,

дружеские

отношения

со

сверстниками,

умение

соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться

действенного

проявления

гуманных

чувств

и

отношений,

воспитание

ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог

самостоятельно

сформировать

и

иметь,

представления

о

нравственных

качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача

взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с

объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.

Духовно-нравственное

воспитание

процесс

долговременный,

требующий

использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм

работы,

делающей

общий

результат

наиболее

эффективным,

является

ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным

творчеством. «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

посредством ознакомления,

с художественной литературой и народным

творчеством». Посредством чтения художественной литературы дети узнают о

добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом,

произведения художественной литературы, не только формируют любовь к

традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе

патриотизма.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и

эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие

речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и

природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает

мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные

образы русского литературного языка.

1. Вступительное слово ведущего.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно

раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных

открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать

общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический

процесс. Художественные

образы

литературы глубоко

затрагивают

чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели.

Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в

процессе

воспитания

при

активном

воздействии

взрослых.

Наша педагогика рассматривает

воспитание детей

посредством

художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных

сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В

процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи,

живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение

дает

богатую

пищу

для мыслительной

деятельности детей.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за

просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё

реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы

очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью.

Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир

человека.

Практическая работа.

1) Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка,

легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка,

потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной

литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.) Развивать

интерес детей

к

художественной

литературе.

Пополнять литературный

багаж.

Воспитывать

читателя,

способного

испытывать

сострадание

и

сочувствие

к

героям

книг.

Развивать

чувство

юмора.

Обращать

внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения,

эпитеты,

сравнения)

Совершенствовать художественно-речевые

исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Помогать,

детям

объяснять

основные

различия

между литературными

жанрами:

сказкой,

рассказом,

стихотворением.

Знакомить детей с

иллюстрациями известных художников.

3)

Следует

ли

сочетать

несколько

произведений

на

одном

занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном

занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера.

Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно

объединить произведения о зиме, о зверях, об одном и том же сказочном

персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному

понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ,

прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены

контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять

положительные или отрицательные качества.

4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной

литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие

произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением,

использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)

5).Надо

ли

детям

объяснять

незнакомые

слова,

и

если

надо,

то

когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не

поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда

необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь,

синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять

основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что

получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые

слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и

т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой

старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая

говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если

из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения

лучше им объяснить.

В

ходе

чтения

не

следует

отвлекать детей

объяснениями,

вопросами,

замечаниями.

6)

Когда

уместен

на

занятиях

по ознакомлению

с

художественной

литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать

красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое

проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше

всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но

и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия

показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном

уголке детям для рассматривания.

7) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное

от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в

ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что

ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае

вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет,

начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать

чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в

волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их

наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

А теперь предлагаем вам провести Мозговой штурм «Знаешь ли ты

детскую литературу?

Разминка:

викторина «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать

такие объявления. Назовите автора и название произведения

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную

машину.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ,ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с

кисельными берегами.

(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на

отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

Викторина «Мир литературы»: показ презентации: «Портреты

русских

поэтов и писателей» (Назвать русских поэтов и писателей)

конкурс «Живая сказка»

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку

без

слов.

Обе

команды

должны

угадать

название

сказки

соперников

(«Репка», «Теремок»).

конкурс игра с помощью палочек Кюизенера, сочини и расскажи сказку.

Зачины, присказке, концовку

1..В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец,

именитый человек.

2..И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

3..Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

4..Сказывается сказка и старикам и старушкам на утешенье, а молодым

людям на поученье, малым ребяткам на послушанье.

5..Жил был, поживал, славный царь Горох.

6..Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не

прерывается.

7..Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

8..Жыли-были…

9..Жили-поживали да добра наживали.

10.Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

11.В некотором царстве, в некотором государстве…

12.Одну простую сказку, а может и не сказку А может не простую хотим мы

рассказать.

13.У лукоморья дуб зеленый…

14.Так и осталась Лиса Романовна ни с чем.

15.И посейчас живут сказывают.

16.В далекие времена жили-были курочка, мышка, тетерев.

17. Вот тебе сказка, а кринка масла.

18.Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба.

Тут и сказку поведем.

19.Жил бедный человек – старик.

20.Вор с дядей пошли к царю воровать.

21.Летела сова- веселая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком

повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.

22.Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не

боятся, своего брата не стыдятся.

23.Живут, поживают и добра наживают.

24.В одной деревушке жили два мужика, два родных брата.

25.У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец.

26.В то давнее время когда мир наполнен был лешими, ведьмами да

русалками, когда реки текли молочные, берега кисельные, а по полям летали

жареные курочки.

27.Стоял солдат на часах и захотелось ему на родине побывать.

28.И стала она в добре поживать, да лиха не знать.

29.Повенчались и зажили себе припеваючи.

конкурс «Путаница».

Помогите нам, распутать названия сказок.

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,

«По- заячьему велению»,

«Зелёная шапочка»,

«Кот в туфлях»,

«Два поросёнка»,

«Лиса и цапля»,

«Волк и пятеро щенят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Мальчик с ладошку»;

«Сивка-Мурка» и др.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями

многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с

художественными произведениями, но и дать первые представления о

писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке

называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если

собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то

обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах

детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких

рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя,

желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую

культуру ребёнка.

Заключительное слово ведущего.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных

открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным

человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют

единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать

путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в

вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой

страницы из книги!



В раздел образования