Автор: Алексеева Анна Александровна
Должность: преподаватель медицинской генетики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Уфимский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Образовательные цели урока в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА
Известно, что постановка образовательных целей является важным
моментов при подготовке преподавателя к занятию.
Что вообще понимать под термином «цель». Определение из Малого
энциклопедического словаря гласит: Цель – есть представление, которое
человек стремится осуществить. Под целью в образовании мы должны
понимать образовательный продукт, который должен быть достигнут к концу
занятия. Это желаемый и прогнозируемый результат занятия. Поэтому цель
должна быть актуальной, заданной конкретно, определенной по времени,
понятной, решаемой (достижимой) и проверяемой.
Образовательные цели урока могут быть ограничены усвоением
конкретного предметного содержания на уровне терминов, понятий, формул
и определений. Это, так называемая локальная цель. Если же предполагается
выход на более конструктивный и творческий уровень, применение
полученных
знаний
в
практической
деятельности
или
на
уровень
межпредметной, мировоззренческой осознанности изучаемого материала –
это глобальные цели. То есть, сегодняшний урок должен стать для
обучающегося не только занятием по решению задач, но и позволить ему
освоить способы успешного существования в современном обществе.
В целях примера постановки целей занятия можно привести занятие по
учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»;
тема
«Закономерности
передачи
признаков
и
их
цитологическое
обоснование».
Медицинская
генетика
представляет
собой
область
знаний
о
наследственности и изменчивости человека, имеющих непосредственное
отношение к проблемам и задачам медицины. Предметом ее изучения
являются, в первую очередь, генетические основы патологических состояний
человека.
Поскольку одной из основных задач современной медицины является
прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии у
детей,
очень
важно
четко
иметь
представление
менделирующих
и
неменделирующих признаков у человека. Признаки, которые наследуются
согласно
правилам
Менделя
называются
менделирующими.
Менднлирующий характер наследования признаков облегчает выявление
наследственной природы патологии. Подавляющее большинство известных в
настоящее
время
наследственных
болезней
относится
к
группе
менделирующих.
Общая целевая установка занятия:
Изучить:
1.
Сущность и возможности гибридологического анализа при моно-, ди- и
полигибридном скрещивании;
2.
Изучить
закономерности
сцепленного
наследования
и
явление
пенетрантности.
Конечным образовательным продуктом является следующее:
1.
Обучающийся должен усвоить:
- единство принципов передачи наследственных признаков у всех живых
организмов;
- содержание основных понятий и терминов в современной генетике:
«наследственность»
и
«изменчивость»;
альтернативные
состояния
признаков; аллельные гены, изоаллели, неаллельные гены; доминантные
и
рецессивные
признаки;
генотип
и
фенотип;
монозиготность
и
гетерозиготность; моно-, ди- и полигибридное скрещивание;
- формулировку, содержание и цитологические основы следующих
правил (законов) наследования: правило (закон) единообразия первого
поколения; правило (закон) расщепления; правило (закон) независимого
комбинирования признаков; гипотеза «чистоты» гамет;
- цели и сущность анализирующего скрещивания;
- особенности наследования признаков при неполном доминировании;
- особенности и цитологические основы наследования при сцеплении
генов и кроссинговере;
- понятие о пенетрантности и экспрессивности генов.
2. Обучающийся должен уметь:
- давать цитологическое обоснование качественных и количественных
закономерностей
наследования
при
моно-,
ди-
и
полигибридном
скрещивании, полном и неполном сцеплении генов;
- моделировать моно-, ди- и полигибридное скрещивание, а именно:
использовать
буквенную
символику,
предложенную
Г.
Менделем;
записывать
генотипы
родителей;
записывать
гаметы
каждой
родительской особи; записывать генотипы гибридов I,
II
и т.д.
поколений; вычислять вероятность появления особей с теми или иными
генотипами и фенотипами; записывать ответ задачи;
- решать задачи на сцепленное наследование при полном сцеплении
генов и с учетом кроссинговера;
- решать задачи в генной хромосомной записи;
- оформлять решение задачи так, чтобы была видна логика решения.