Напоминание

Образовательные цели урока в соответствии с ФГОС


Автор: Алексеева Анна Александровна
Должность: преподаватель медицинской генетики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Уфимский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Образовательные цели урока в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА

Известно, что постановка образовательных целей является важным

моментов при подготовке преподавателя к занятию.

Что вообще понимать под термином «цель». Определение из Малого

энциклопедического словаря гласит: Цель – есть представление, которое

человек стремится осуществить. Под целью в образовании мы должны

понимать образовательный продукт, который должен быть достигнут к концу

занятия. Это желаемый и прогнозируемый результат занятия. Поэтому цель

должна быть актуальной, заданной конкретно, определенной по времени,

понятной, решаемой (достижимой) и проверяемой.

Образовательные цели урока могут быть ограничены усвоением

конкретного предметного содержания на уровне терминов, понятий, формул

и определений. Это, так называемая локальная цель. Если же предполагается

выход на более конструктивный и творческий уровень, применение

полученных

знаний

в

практической

деятельности

или

на

уровень

межпредметной, мировоззренческой осознанности изучаемого материала –

это глобальные цели. То есть, сегодняшний урок должен стать для

обучающегося не только занятием по решению задач, но и позволить ему

освоить способы успешного существования в современном обществе.

В целях примера постановки целей занятия можно привести занятие по

учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»;

тема

«Закономерности

передачи

признаков

и

их

цитологическое

обоснование».

Медицинская

генетика

представляет

собой

область

знаний

о

наследственности и изменчивости человека, имеющих непосредственное

отношение к проблемам и задачам медицины. Предметом ее изучения

являются, в первую очередь, генетические основы патологических состояний

человека.

Поскольку одной из основных задач современной медицины является

прогнозирование степени риска проявления наследственной патологии у

детей,

очень

важно

четко

иметь

представление

менделирующих

и

неменделирующих признаков у человека. Признаки, которые наследуются

согласно

правилам

Менделя

называются

менделирующими.

Менднлирующий характер наследования признаков облегчает выявление

наследственной природы патологии. Подавляющее большинство известных в

настоящее

время

наследственных

болезней

относится

к

группе

менделирующих.

Общая целевая установка занятия:

Изучить:

1.

Сущность и возможности гибридологического анализа при моно-, ди- и

полигибридном скрещивании;

2.

Изучить

закономерности

сцепленного

наследования

и

явление

пенетрантности.

Конечным образовательным продуктом является следующее:

1.

Обучающийся должен усвоить:

- единство принципов передачи наследственных признаков у всех живых

организмов;

- содержание основных понятий и терминов в современной генетике:

«наследственность»

и

«изменчивость»;

альтернативные

состояния

признаков; аллельные гены, изоаллели, неаллельные гены; доминантные

и

рецессивные

признаки;

генотип

и

фенотип;

монозиготность

и

гетерозиготность; моно-, ди- и полигибридное скрещивание;

- формулировку, содержание и цитологические основы следующих

правил (законов) наследования: правило (закон) единообразия первого

поколения; правило (закон) расщепления; правило (закон) независимого

комбинирования признаков; гипотеза «чистоты» гамет;

- цели и сущность анализирующего скрещивания;

- особенности наследования признаков при неполном доминировании;

- особенности и цитологические основы наследования при сцеплении

генов и кроссинговере;

- понятие о пенетрантности и экспрессивности генов.

2. Обучающийся должен уметь:

- давать цитологическое обоснование качественных и количественных

закономерностей

наследования

при

моно-,

ди-

и

полигибридном

скрещивании, полном и неполном сцеплении генов;

- моделировать моно-, ди- и полигибридное скрещивание, а именно:

использовать

буквенную

символику,

предложенную

Г.

Менделем;

записывать

генотипы

родителей;

записывать

гаметы

каждой

родительской особи; записывать генотипы гибридов I,

II

и т.д.

поколений; вычислять вероятность появления особей с теми или иными

генотипами и фенотипами; записывать ответ задачи;

- решать задачи на сцепленное наследование при полном сцеплении

генов и с учетом кроссинговера;

- решать задачи в генной хромосомной записи;

- оформлять решение задачи так, чтобы была видна логика решения.



В раздел образования