Напоминание

Педагогика и психология дошкольного возраста


Автор: Сукалина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ №32
Населённый пункт: г.Бодайбо Иркутской области
Наименование материала: РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ
Тема: Педагогика и психология дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 6 -7

ЛЕТ

Восприятие. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление

представлений

детей

о

форме,

цвете,

величине

предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета

спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-

красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То

же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает

как основные геометрические формы, так и их разновидности, например,

отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при

этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший

дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные

различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует

внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на

единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех

случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько разных

признаков.

Внимание.

К

концу

дошкольного

возраста

существенно

увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), что приводит к

меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность

деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.

Внимание мальчиков менее устойчиво. Объем внимания составляет 7 –

8 предметов.

Память.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет

им без специальной цели запоминать достаточно большой объём

информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой

задачу

что-либо

запомнить,

используя

при

этом

простейший

механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про

себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ

- логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по

группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает

использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует

запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой

категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но,

несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно

запоминать информацию с использованием различных средств и

способов, непроизвольное

запоминание остаётся

наиболее

продуктивным до

конца

дошкольного

детства.

Девочек

отличает

больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны,

богаче

и

оригинальнее,

а

с

другой

-

более

логичным

и

последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное

порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах

их

воображения

чётче

прослеживаются

закономерности

действительности. Так, например, даже в самых фантастических

рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в

самых

фантастических

рисунках

-

передать

перспективу.

При

придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет

не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать

его до начала деятельности.

Мышление.

В

этом

возрасте

продолжается

развитие наглядно-

образного

мышления,

которое

позволяет

ребёнку

решать

более

сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств

(схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах

предметов

и

явлений. Действия

наглядно-образного

мышления

(например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)

ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям

даже в случаях затруднений. К концу дошкольного возраста начинает

формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает

развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Здесь обязательно потребуется помощь взрослого, так как известна

нелогичность детских рассуждений при сравнении. В дошкольном

возрасте

начинается

развитие

понятий.

Полностью

словесно

логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к

подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать

причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.

Может дать исключения на основе всех изученных обобщений,

выстраивать серию из 6 – 8 последовательных картинок.

Речь.

Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический

строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все

более

богатый

словарный

запас,

так

и

характер

обобщений,

формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

Основные достижения дошкольного возраста 6-7 лет связаны с

освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети

осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая

идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного

возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и

личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно

обучаться в школе.

Развитие личности

Изменения

в

сознании

характеризуются

появлением,

так

называемого внутреннего плана действий – способность оперировать

различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются

дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я.

Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам

благоприятные

условия

для

развития

рефлексии

способности

осознавать

и

отдавать

себе

отчет

в

своих

целях,

полученных

результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и

побуждениях; для морального развития, и именно для последнего

возраста 6 – 7 лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот

период во многом предопределяет будущий моральный облик человека

и в то же время исключительно благоприятен для педагогических

воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие,

заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Самооценка

ребенка

достаточна

устойчивая,

возможно

ее

завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают

результата деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение

(преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно –

ролевая игра. В сюжетно – ролевых играх дошкольники начинают

осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные

значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более

сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается

взрослому.

Автор: Сукалина Анастасия Сергеевна воспитатель МУ ДОУ №35

г.Бодайбо Иркутской обл.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники