Автор: Осташевская Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Су-Джок терапия в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения
общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в
арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими
нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий
традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные
технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.
Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу.
Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле
человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецируется
анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы
соответствия активно взаимодействуют. Наши руки и знания всегда с нами.
Воздействовать на точку можно с помощью массажных колечек,
специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян,
камушков… Метод особенно полезен детям.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о
собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую
моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре
головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и
повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того,
они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают
благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе воспитателя
является воздействие на биологически активные точки, стимулировать
речевые зоны коры головного мозга.
Достоинства Су-Джок:
- Высокая эффективность-при правильном применении наступает
выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность-неправильное применение никогда не наносит
вред.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в
своей работе, и родители в домашних условиях.
Приёмы работы с детьми:
- удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;
- удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху
правой ладошкой и наоборот;
- сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;
- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;
- удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой,
указательный, средний);
- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по
дорожкам разной конфигурации;
- прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми
движениями в разные стороны;
- прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
При выполнении упражнений с массажными шариками важно
соблюдать ряд требований:
- чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;
- соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться
работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец обеими руками
одновременно);
- перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их
словесной инструкцией;
- каждое упражнение давать в игровой форме.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением
заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве
пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Хочу предложить некоторые варианты работы с детьми:
1.Массаж Су – Джок шариками (дети повторяют слова и выполняют
действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают
массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение
пальчиковой гимнастики)
«Семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.
3. Прокатывание шарика по лабиринту.
4. Игры для развития фонематического восприятия:
«Звук услышал -не молчи, шарик вверх ты подними», «Синий шар кати,
согласный звук мне назови», «Спрячь шарик в ладонях, если звука «М» нет в
слове»
5. Игры для развития лексико- грамматического строя речи :
«Назови ласково» ,«Скажи наоборот», «Один – много», «Какой? Какая?
Какое?», «Шарик ты скорей лови и пять фруктов назови»
6. Игры для автоматизации звуков :
«Шарик ты в ладонь зажми, за мной слоги (слово, фразу) повтори»
7. Использование шариков при совершенствовании навыков
употребления предлогов:
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
8. Использование шариков для слогового анализа слов:
Упражнение «Раздели слова на слоги», «По слогам слова ты называй и на
каждый слог шарик доставай»
9.Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков
пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития
памяти, внимания:
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»,«Слушай и
запоминай, повторяй и выполняй», «Глазки закрывай, на каком колечко
пальце, угадай»
10. Речевые игры с шариком :
Рассказывание сказок с использованием шарика.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Главное помнить - игры и
упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей
работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и
приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному
проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в
детском саду.
Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!
.