Автор: Овсянникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Сборник задач
Тема: "Региональный компонент на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №84»
Региональный компонент на уроках химии
Сборник задач с экологическим содержанием
Автор
Овсянникова Татьяна Николаевна,
учитель химии «МБОУ «СОШ №84»
г. Кемерово
Региональный компонент на уроках химии
Сборник задач с экологическим содержанием
В сборник задач с экологическим содержанием включены тридцать задач
различных типов и разного уровня, преимущественно простые и средней степени
сложности. Это расчеты с применением понятий «количество вещества»,
«молярный объем газов», расчеты по химическим уравнениям, вывод химических
формул газообразных веществ, вычисление выхода продукта реакции в процентах
от теоретически возможного, вычисление количества продукта реакции, если одно
из реагирующих веществ взято в избытке, вычисления с применением понятия
«массовая доля растворенного вещества» и т.д.
Задачи по темам “Кислород”, “Вода” предназначены для учащихся 8 класса, а
задачи по темам “Галогены”, “Сера”, “Азот”, “Углерод” могут использоваться при
изучении химии неметаллов в 9 классе общеобразовательных средних школ.
В сборник входят также несколько задач по органической химии,
предназначенных для учащихся
1 0 - 1 1 классов средних школ. Решения задач
приводятся в конце сборника.
Т.Н. Овсянникова, учитель химии
Содержание
От автора ……………………………………………………………6
Введение……………………………………………………………..7
Задачи по неорганической химии 8 класс…………………………..8
Тема 1. «Кислород. Воздух. Горение»……………………………....8
Тема 2. «Вода»……………………………………………………….8
Задачи по неорганической химии 9 класс…………………………...9
Тема 3. «Галогены»…………………………………………………..9
Тема 4. «Сера и ее соединения»……………………………………...9
Тема 5. «Азот и его соединения»……………………………………10
Тема 6. «Углерод и его соединения»………………………………...11
Задачи по органической химии 10 класс…………………………….12
Тема 7 «Альдегиды и карбоновые кислоты»………………………..12
………………………………………….
Тема 8 «Спирты и фенолы»…………………………………………. 13
Тема 9 «Природные источники углеводородов»…………………….13
Тема 10 «Азотсодержащие соединения. Амины»……………………14
IV. Решение задач……………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………....25
От автора
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию
экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими
сущности современных экологических проблем, возникновению убежденности
в необходимости их решения, а также развитию у учащихся приемов
умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
установление причинно-следственных связей, научное прогнозирование, т.е.
логических операций, необходимых для выбора экологически целесообразного
решения.
Компонентами задач являются содержание и решение, которые, в свою
очередь, образованы отдельными элементами. Химические задачи с
экологическим содержанием можно классифицировать по различным
основаниям: и по способу решения, и по содержанию проблем, включенных в
условие.
По способу решения вышеуказанные задачи являются расчетными, это
задачи простые и средней степени сложности. Задачи составлены в
соответствии с типологией, включенной в школьные программы курса химии.
Классификация задач по содержанию проблем, включенных в условие,
позволяет выделить четыре типа задач:
- задачи, в условиях которых подчеркивается двойственная роль достижений
химии, которые призваны служить человеку, но при неразумном использовании
нарушают биогеохимические процессы;
- задачи, связанные с проблемой влияния отдельных соединений на живые
организмы;
- задачи, в которых обсуждается технологическое несовершенство механизмов и
производств;
- задачи, связанные с региональными проблемами Кузбасса.
Контроль за деятельностью учащихся при решении задач дает представление
об уровнях сформированности их экологических и химических знаний и
умений, познавательных интересов, а также интеллектуальном развитии
учащихся.
Введение
Задачи с экологическим содержанием становятся всё более актуальными при
изучении неорганической и органической химии в средней школе. Это один из
эффективных методов формирования экологических знаний у учащихся, т.к. при
решении такого рода задач учащиеся опираются одновременно на знания, полученные
на уроках химии, биологии, географии, отмечают влияние отдельных химических
элементов и их соединений на живые организмы и среду их обитания. В поисках
ответа на вопрос задачи учащийся невольно становится сопричастным к проблемам
защиты природы и осмысливает двойственную роль химии - она, с одной стороны,
служит человеку и природе, а с другой - приводит к нарушению геохимических
процессов при неразумном использовании её достижений человеком.
В задачах используется региональный компонент - данные Кемеровского
областного комитета государственной статистики об охране окружающей среды в
Кемеровской области и выпуске важнейших видов продукции химической
промышленности Кузбасса за 2001-2003 гг.
I. Задачи no неорганической химии
8 класс
Тема 1. «Кислород. Воздух. Горение»
Кислород, азот и инертные газы считаются постоянными составными частями
воздуха. Применение кислорода весьма многообразно. Его применяют для интенсификации
химических процессов во многих производствах, для получения высокотемпературного
пламени, в медицине и т.д. Очень много кислорода тратится на процессы дыхания человека и
животных, а также на процессы гниения. Но все же общая масса кислорода в воздухе заметно
не изменяется. Это объясняется процессом фотосинтеза, происходящим в зелёных растениях
на свету. В результате этого процесса масса кислород в воздухе непрерывно пополняется.
Упрощенно процесс фотосинтеза изображают так:
6СО
2
+ 6Н
2
О = С
6
Н
12
О
6
+ 6О
2
Так в природе происходит непрерывный круговорот кислорода.
В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг городов и крупных промышленных
центров создаются зоны зелёных насаждений. Специальная служба систематически
контролирует содержание кислорода в воздухе. При
необходимости применяют меры по устранению загрязнения воздуха.
Задача 1.1. В 2001 г. лесными пожарами в Кемеровской области
было уничтожено
1048 гектаров леса. Вычислите, какое количество кислорода могло бы ежесуточно поступать в
атмосферу области, если бы вышеуказанная лесная площадь уцелела. При расчете примите,
что в течение 8 часов каждые 25 тыс. гектаров леса выделяют в атмосферу примерно 50 тонн
кислорода.
Задача 1.2.
Суммарное количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу
Кемеровской области в 2001г., составляет примерно 5682 тыс. тонн. Какой вклад в общее
количество вредных выбросов вносят химические предприятия Кемеровской области, если
ими выбрасывается в атмосферу 75 тыс. тонн вредных веществ? Вычислите долю вредных
веществ, выбрасываемых в атмосферу химической промышленностью непосредственно без
очистки, если их количество составляет 4 тыс. тонн.
Тема 2. «Вода»
Вода – самое распространенное вещество на Земле. Она состоит из молекул, содержащих два
атома водорода и один атом кислорода. Один моль воды, также как и других веществ,
насчитывает 6,02 * 10
23
молекул. Молярная масса воды равна 18 г/моль. Роль воды в
промышленности, в сельском хозяйстве и в быту очень велика и разнообразна.
Задача 2.1. По статистическим данным, отпуск воды на одного жителя Кузбасса в 2001 г., в
среднем, составил 168 л в сутки. Рассчитайте число молекул, содержащихся в данном объёме
воды.
Задача
2.2.
В 2001 г. в Кузбассе из природных водных источников было забрано 2648
млн. м
3
воды для нужд населения и предприятий. Потери воды при транспортировке
составили 111млн. м
3
, на хозяйственно-питьевые нужды было затрачено 327 млн. м
3
воды, на производственные нужды -1810 млн. м
3
, на орошение, обводнение и
сельскохозяйственное водоснабжение - 23 млн. м
3
воды. Вычислите долю воды (в %)
,
израсходованную на питьевые, производственные и сельскохозяйственные нужды, а
также долю воды, потерянную при транспортировке.
II. Задачи по неорганической химии
9 класс
Тема 3. «Галогены»
В подгруппу галогенов входят фтор, хлор, бром, йод и астат. Это р-элементы VII А группы
периодической
системы
химических
элементов
Д.И.
Менделеева.
На
внешнем
энергетическом уровне их атомы имеют по семь валентных электронов (ns
2
np
5
), и этим
объясняется их способность легко присоединять один недостающий электрон. Галогены –
самые сильные окислители среди неметаллов, обладают самой высокой среди неметаллов
химической активностью., поэтому не встречаются в природе в свободном виде. Реакционная
способность галогенов снижается в ряду F – Cl – Br – I. Водные растворы водородных
соединений галогенов являются кислотами.
Задача 3.1. Основным источником выбросов в атмосферу Кемеровской области
фтористого водорода является Новокузнецкий алюминиевый завод. Вычислите объем
раствора гидроксида натрия (плотность 1,15 г/мл) с массовой долей NaОН 10 %,
который потребуется для нейтрализации 40 кг фтороводорода.
Задача 3.2. Промышленные сточные воды Кузбасса, требующие глубокой очистки,
содержали в 2001 г., в среднем, 34,4 тыс. тонн различных хлоридов. Сколько тонн
соляной кислоты можно произвести из хлорида натрия, содержание которого в
сточных водах составляет 12 % от общей массы хлоридов?
Тема 4 «Сера и ее соединения»
Сера – элемент VIA группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева,
р-элемент. Она широко распространена в природе, главным образом, в виде соединений:
сульфидов металлов, а также солей серной кислоты. Сера и ее соединения находят очень
широкое применение в химической промышленности и металлургии. Важнейшее из
соединений серы – серная кислота H
2
SO
4
, ее называют хлебом химической
промышленности. Многие из солей серной кислоты применяются в сельском хозяйстве в
качестве минеральных удобрений.
Задача 4.1. Производство серной кислоты в г. Кемерово в 2002 г. составило 211 тыс.
тонн. Вычислите, какой массе оксида серы (VI) это соответствует.
Задача 4.2. В 2001 г. выбросы в атмосферу газообразного оксида серы (IV) составляли,
в среднем, 31 кг на одного жителя г. Кемерово. Сколько кг серной кислоты можно
было получить из такого же количества оксида серы (IV), если выход серной кислоты
составляет 95 % от теоретически возможного?
Задача 4.3. В 2001г. в атмосферу г. Кемерово было выброшено 65 тыс. тонн вредных
веществ, среда них 16 тыс. тонн оксида серы (IV), а в атмосферу г. Новокузнецка было
выброшено всего 589 тыс. тонн вредных веществ, среди них 43 тыс. тонн оксида серы
(IV). Вычислите, какую долю (в процентах) составляют выбросы оксида серы (IV) в
атмосферу
городов
Кемерово
и
Новокузнецка
по
сравнению
с
другими
загрязняющими атмосферу веществами.
Задача 4.4 Атмосфера
г. Кемерово загрязнена сероуглеродом, среднегодовая
концентрация которого превышает ПДК в 2,8 раза. Наибольшее содержание
сероуглерода - 3,6 ПДК - отмечается в Рудничном районе, находящемся под влиянием
основного источника выбросов этой примеси - АО «Кокс». Выведите химическую
формулу этого вещества, если известно, что оно
содержит 84,2 % серы и 15,8 % углерода в своём составе. Плотность паров этого
вещества по воздуху равна 2,62.
Задача
4.5.
В составе сточных вод в водоемы Кузбасса было сброшено 63,9 тыс.
тонн различных сульфатов в 2001 г. Сколько тонн серной кислоты потребовалось
бы для производства такого же количества сульфата калия, применяемого в
сельском хозяйстве в качестве минерального удобрения?
Тема 5. «Азот и его соединения»
Азот – элемент VA группы периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева, р-элемент. Из-за своей низкой химической активности (прочная тройная
ковалентная связь N ≡ N между атомами в молекулах) встречается в природе, в основном, в
свободном состоянии. Это - главная составная часть воздуха. К важнейшим соединениям
азота относятся аммиак, соли аммония, азотная кислота и ее соли нитраты.
Задача 5.1. Основным источником загрязнения атмосферы аммиаком в г. Кемерово
является ПО «Азот». Этот ядовитый газ обнаруживается во всех районах города.
Его среднегодовая концентрация иногда превышает предельно допустимую
концентрацию (ПДК) в 2,7 раза. Вычислите среднегодовую концентрацию
аммиака в атмосфере г. Кемерово, если ПДК равна 0,04 мг/м
3
. Сколько литров
газообразного аммиака образуется из газовой смеси, состоящей из 4,6 л азота и
13,44 л водорода? (н.у.)
Задача 5.2. Сколько молекул аммиака попадает в атмосферу в течение каждых 15
минут в смеси с другими газообразными выбросами ПО «Азот», если принять,
что ежеминутно аммиака выбрасывается около 10 л? При расчёте условия считать
нормальными.
Задача 5.3. Среднегодовая концентрация диоксида азота превышает ПДК в целом
но городу в 1,2 раза, но, как и по ряду других примесей, наибольшее загрязнение
ею отмечается в Кировском районе г. Кемерово. Сколько грамм диоксида азота
образуется из 11,2 л оксида азота (II) при взаимодействии с избытком кислорода?
(н.у.)
Задача 5.4. В атмосферу г. Кемерово в 2001 г. было выброшено всего 18 тыс. тонн
диоксида азота. Вычислите, сколько тонн азотной кислоты можно получить из
такого количества диоксида азота, если реакция протекает по уравнению:
4NO
2
+2Н
2
О + О
2
= 4НNO
3
Задача 5.5. В 2001 г. в водоёмы Кузбасса со сточными водами попало 1,1 тыс. тонн
аммонийных солей, которые поступали, главным образом, из Кемеровского ПО
«Азот». Вычислите массу и объем аммиака (н. у.), который потребуется для
получения 10 тонн нитрата аммония.
Задача 5.6. В составе сточных вод в 2001 г. в водоёмы Кузбасса сбросили 5,7 тыс.
тонн нитратов. Сколько тонн азотной кислоты израсходовалось бы на
производство такого же количества калийной селитры?
Теш 6. «Углерод и его соединения»
Углерод, равно как и другие элементы IV А группы периодической системы химических
элементов Д.И. Менделеева, содержит в атоме четыре валентных электрона. В природе
встречается в свободном состоянии в виде алмаза, графита, а в соединениях – в виде
каменного и бурого углей и нефти. Входит в состав природных карбонатов, является главной
составной частью органических веществ. В воздухе содержится в виде оксида углерода (IV).
Задача 6,1. В 2001 г. выбросы в атмосферу оксида углерода (IT) в г. Кемерово, в
среднем, на одного жителя, составляли 13 кг. Сколько литров кислорода и воздуха
потребуется для сжигания такого количества угарного газа до оксида углерода (IV)
при н. у.?
Задача б.2. По запасам и качеству углей Кузбасс является крупнейшим из всех
эксплуатируемых каменноугольных бассейнов, где на сравнительно большой
территории сконцентрированы мощные угольные залежи с широкой гаммой углей,
пригодных для коксования, получения жидкого топлива, сырья
для химической
промышленности и для других целей. Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для полного
сгорания I кг антрацита следующего массового состава: углерода - 96%, водорода - 2%,
кислорода - 1%, азота - 1 %?
Задача 6.3. Углекислый газ в больших количествах содержится в организме человека и потому
не может быть ядовитым. Однако при большом содержании углекислого газа в воздухе
наступает удушье из-за недостатка кислорода. За 1 час взрослый человек выдыхает примерно
20 л углекислого газа. Вычислите, сколько угля потребовалось бы сжечь для получения такого
же количества CO
2
. Сколько литров кислорода при этом израсходовалось? (н. у.)
III. Задачи по органической химии
10 класс
Тема 7. «Альдегиды и карбоновые кислоты»
Альдегидами называются органические вещества, в молекулах которых содержится
функциональная группа – СОН (карбонил, связанный с атомом водорода – C= O).
│
Н
Их можно рассматривать как продукты окисления спиртов. Названия альдегидов
производятся от названий тех карбоновых кислот, в которые они превращаются после
окисления: муравьиный (формальдегид), уксусный (ацетальдегид), пропионовый, масляный и
т.д. Среди альдегидов и карбоновых кислот наиболее широкое применение находят
муравьиный альдегид и муравьиная кислота, а также уксусный альдегид и уксусная кислота.
Все карбоновые кислоты содержат в своем составе карбоксильную группу – C= O).
│
ОH
Задача 7.1. В атмосфере г. Кемерово отмечается повышенное содержание формальдегида,
средняя концентрация которого в 3,4 раза превышает ПДК. Основным источником выбросов
этой примеси является автотранспорт. Вычислите массовую долю растворенного вещества в
растворе, который образуется при растворении 67,2 л формальдегида в 1 л воды (н. у.)
Задача 7..2. В настоящее время муравьиную кислоту получают из природного газа путем
каталитического окисления содержащегося в нем метана. Вычислите объём природного газа
(н.у.), необходимого для получения 69 тонн муравьиной кислоты, если объёмная доля метана
в нем равна 0,95.
Задача 7.3. В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением углекислого
газа и воды. Вычислите объем углекислого газа, который накопится в кабинете химии
вместимостью 288 м
3
, если на каждом из 15 столов учащихся сгорает 2,3 г спирта.
Определите объемную долю углекислого газа и поясните, окажет ли он влияние на
самочувствие учащихся, работающих в кабинете, если учесть, что объемная доля СО
2
в воздухе составляет 0,03 %, а если его содержание выше 4%, то происходит
раздражение дыхательных путей, возникает шум в ушах, головная боль.
Задача7.4. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего
общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и
количественного анализа этого вещества было установлено, что это -
производное фенола и массовые доли элементов в нем составляют: углерода-
55%, водорода - 4,2%, кислорода - 14,8%, хлора - 27%. Установите химическую
формулу этот вещества.
Тема 8. «Спирты и фенолы»
Спирты – это органические соединения, в молекулах которых содержится одна или несколько
гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом. Их можно рассматривать
как производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода
замещены на гидроксильные группы. В зависимости от того, от каких углеводородов они
произошли, спирты подразделяют на предельные, непредельные и ароматические, а по числу
гидроксогрупп они бывают одноатомные и многоатомные. Получают спирты при окислении
соответствующих углеводородов.
Фенолы - производные ароматических углеводородов, в которых гидроксогруппа связана с
атомом углерода бензольного кольца. По числу гидроксогрупп фенолы, как и спирты, делят на
одноатомные и многоатомные. Фенолы и их производные токсичны.
Задача 8.1. Из 1м
3
древесных отходов можно получить 60 л метанола. Вычислите массу 40%-
го раствора формалина, который образуется при окислении спирта такого объема (плотность
метанола 0,272 г/см
3
).
Задача 8..2. ПДК фенола у мест водопользования составляет 0,001 мг/л. Вычислите, во сколько
раз концентрация фенола будет превышать ПДК, если в водоем вместимостью 10
4
м
3
со
сточными водами коксохимического предприятия было сброшено 47 кг фенола.
Тема 9. «Природные источники углеводородов»
Природными источниками углеводородов являются природный и попутный
нефтяной газы, а также нефть и каменный уголь. Природный и попутный
нефтяной газы содержат в своем составе газообразные предельные углеводороды,
нефть является источником ряда жидких и твердых алканов и некоторых
циклоалканов, а каменный уголь содержит ароматические углеводороды и их
производные. Непредельные углеводороды в природе не встречаются из-за
высокой химической активности.
Задача 9.1.
Свинец добавляется в бензин, чтобы повысить устойчивость к
детонации, и, поэтому, содержится в выхлопных газах. Какая масса свинца
попадает в атмосферу Кузбасса в течение суток в результате использования
этилированного бензина, если добавка тетраэтилсвинца РЬ(С
2
Н
5
)
4
составляет 2 г
на 1 л бензина; средний расход бензина - 10 л в сутки, общее количество
автомобилей - 301 500 штук.
Задача 9.2. В результате неполного сгорания 1 кг бензина в двигателе автомобиля
выделяется 0,5 кг угарного газа. Вычислите объем газа в пересчете на н.у.,
который образуется при неполном сгорании 1т бензина.
Задача 9.3.
На нефтеперерабатывающем заводе негерметичное соединение
коммуникаций иногда приводит к утечке бензина. Например, при утечке одной
капли бензина в секунду потери топлива в месяц составляют 130 л, а в год -1560 л.
Сколько километров мог бы пройти автомобиль в месяц и в год на потерянном
топливе, если его расход составляет 15 л на 100 км?
Тема 10. «Азотсодержащие соединения. Амины»
Амины – производные аммиака, в молекулах которого атомы водорода замещены
на углеводородные радикалы полностью или частично.
Анилин С
6
Н
5
NH
2
– простейший представитель ароматических аминов. Его
получают восстановлением нитробензола в кислой среде или восстановлением
нитробензола газообразным водородом в присутствии катализатора. Применяют
анилин для производства целого ряда самых разнообразных красителей.
Задача 10.1.
В декабре 2002г. промышленный выпуск бензола в Кемерово
составил 2156 тонн. Сколько тонн анилина может быть произведено из такого
количества бензола, если выход продукта на первой стадии составляет 92%, а на
второй – 85% от теоретически возможного?
│
Список литературы
1.Гольдфарб
Я.Л. , Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по
химии. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
2.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992. - 192 с.
3.Суравегина
И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение , 1995.-
96с.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 8кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений / Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. -
М.: Дрофа; ДиК, 2000,- 256 с.
5.Госкомстат
Российской
Федерации.
Кемеровский
областной
комитет
государственной статистики. Экология Кемеровской области. 2001.- Кемерово 2002. -
162 с.
6.Госкомстат Российской Федерации. Кемеровский областной комитет
государственной статистики. Основные показатели работы промышленности.
Статистический бюллетень. Январь-декабрь 2002г. – Кемерово, январь 2003. –
98с.