Напоминание

«Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»


Автор: Леонтьева Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 31
Населённый пункт: п.Подгорный Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность как способ развития познавательной

активности дошкольника»

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок

является первооткрывателем, исследователем того мира, который его

окружает.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти

ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги.

Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны

использоваться дополнительные методы. Уникальным средством

обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом

реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является

проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение

ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно на

результат конструировать свои знания, а также идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы,

которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с

детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более

устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам

анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной

деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную

познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста

весьма актуально по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный

социальный

опыт

реализации

собственных

замыслов.

Уникальность

личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое

социальное окружение.

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных

отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных

обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности

мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма

социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную

инициативу.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны

самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому

обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей

воспитателей.

Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов:

творческие, информационные, коммуникативные, ролевые,

исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является

игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или

несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные —

несколько месяцев.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение

проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности,

разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает

необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из

различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,

"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее

решение, если практическая – конкретный результат, готовый к

использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о

методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология

предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных

методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане

проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского

поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных

результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих

определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования (статистических методов,

экспериментальных, наблюдений, пр.);

обсуждение способов оформление конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет

к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он

превращается в организатора познавательной, исследовательской

деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в

группе, так как воспитателю приходится переориентировать свою учебно-

воспитательную работу и работу детей на разнообразные виды

самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у

детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий

для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог

продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети

участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей

деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют

преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе

самостоятельно принятого решения.

Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные,

практико - ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на

личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. При

работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе

подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к

сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном

обществе, как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых

сферах жизнедеятельности.

Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На

защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент

приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо

усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для

чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко,

интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад

каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,

творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества

способствуют успешному обучению детей в школе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники