Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка как средство профориентации школьников
Автор: Малёва Светлана Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: г. Чебаркуль, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка как средство профориентации школьников Раздел: среднее образование
МОУ СОШ №1, г. Чебаркуль, Челябинская область, Россия
Аннотации: Статья затрагивает некоторые вопросы, связанные с
профориентацией школьников на уроках английского языка, в
частности использование сюжетно-ролевых игр на уроках английского
языка, как средство профориентации школьников. Даются
рекомендации относительно того, как организовать и провести
сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка, направленные на
профориентацию.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, сюжетно-ролевая игра,
признаки сюжетно-ролевой игры, функции сюжетно-ролевой игры.
"Play gives children a chance to practice what they are learning.»
(Fred Rogers)
В настоящее время общеобразовательная школа находится на пути от
позиций
«знаниевого»
подхода
к
позициям
деятельностного
подхода,
заключающегося
в
формировании
способности
учащихся
к
трудовой
творческой деятельности во всех её проявлениях. При этом, в соответствии с
законом
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
в
процессе
обучения
главное
внимание
обращается
на
способность
личности
преодолевать
трудности,
самореализовываться
в
условиях
меняющейся
социальной
и
экономической
действительности;
готовность
к
жизненному
и
профессиональному самоопределению на основе приобретаемых личностью
знаний;
развитие
деловых
качеств,
формирование
положительных
нравственных принципов. Учитель должен помочь ученику выбрать свой
профессиональный путь, показать все возможные дороги в будущее.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по
подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с
личными
склонностями,
интересами,
способностями
и
одновременно
с
общественными потребностями в кадрах определённых профессий и разного
уровня
квалификации.
Она
представляет
собой
единство
практической
деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не
только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.
Однако, профориентация в современных условиях все еще не достигает
своих
главных
целей
–
формирования
у
учащихся
профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой
личности и запросам общества в кадрах, его требованиях к современному
труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то,
что
она,
как
правило,
рассчитана
на
некоторого
усредненного
ученика;
отсутствует
индивидуальный,
дифференцированный
подход
к
личности
выбирающего
профессию;
используются
в
основном
словесные,
декларативные
методы,
без
представления
возможности
каждому
попробовать
себя
в
различных
видах
деятельности,
в
том
числе,
и
в
избираемой.
Каждый
учебный
предмет
играет
определенную
роль
в
становлении
профориентации школьника. И при обучении иностранному (английскому)
языку
имеются
большие
воспитательные
возможности
в
становлении
профориентации школьника.
Иностранный (английский) язык как учебный предмет характеризуется:
Межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть
сведения
из
разных
областей
знаний,
например
литературы,
истории,
искусства, географии, математики и др.);
Многоуровневостью
(с
одной
стороны
необходимость
овладения
различными
аспектами
языка:
лексическим,
грамматиче ским,
фонетическим,
с
другой
–
умениями
в
четырех
видах
речевой
деятельности);
Полифункциональностью
(может
выступать
как
цель
обучения
и
как
средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
На уроках иностранного (английского) языка учитель имеет возможность
«погрузить» каждого ученика в предложенную ситуацию. Тем самым, дать
возможность
ученику
проиграть
предложенный
сценарий
и
дать
понять
ученику подходит ему данный сценарий или нет.
Это возможно при использовании сюжетно-ролевых игр на уроках
иностранного
языка.
Ролевая
игра
считается
высшей
формой
развития
детской
игры.
Она
достигает
своего
расцвета
в
дошкольном
возрасте,
выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает
свою ведущую роль учебе. Школьники получают знания и зачастую довольно
хорошо
усваивают
понятия,
но
совершенно
не
умеют
оперировать
ими,
использовать их в деятельности. Почему бы не продолжить с детьми играть,
тем самым показать применение полученных знаний в жизни.
Каждая мама помнит, как ее ребенок начинал обыгрывать
самостоятельно или с друзьями все то, что он видел вокруг себя в мире
взрослых. Проиграв одну ситуацию, а затем вторую, ребенок останавливался
и
выбирал
те
сюжеты
игр
для
себя,
в
которых
ему
было
интересно
и
комфортно.
На уроках иностранного языка у учителя есть возможность, используя
сюжетно-ролевые игры, не только закрепить полученные знания на практике
и показать их применение в жизненных ситуациях, но и направить сюжетно-
ролевые игры на становление профориентации школьника.
Зачастую, профориентация в школе заканчивается рассказом, беседой и
тестом. Ученики, услышав рассказ о профессиях, побеседовав с психологами
или с приглашенным специалистом той или иной профессии, должны уже
сделать для себя выводы и определиться с выбором учебного заведения и
специальности.
Каждый
взрослый
человек,
который
построил
успешную
карьеру, может рассказать о длинном, витиеватом профессиональном пути, а
иногда и о неправильно выбранном учебном заведении, «корочки» которого
не пригодились в профессиональной жизни.
Школьнику, у которого настоящая деятельность заключается только в
учебе,
в
получении
знаний,
не
может
сделать
самостоятельный
выбор
профессии,
не
попробовав
свои
возможности
на
практике.
Выбрав
определенную роль в игре, ученик может проиграть её и понять нравиться ли
ему
данная
профессиональная
деятельность
или
нет.
Помимо
этого
у
школьника есть возможность усвоить специальные лексические единицы,
относящиеся к данной профессии или занятию.
Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой
деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной
форме
в
специально
создаваемых
игровых
условиях
воспроизводят
деятельность
взрослых
и
отношения
между
ними.
Она
выступает
как
деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих
смыслах
человеческой
деятельности.
Игровая
роль
позволяет
соединить
аффективно-мотивационную
и
операционально-техническую
стороны
деятельности.
Содержанием
сюжетно-ролевой
игры
являются
отношения
между
людьми,
осуществляемые
через
взаимное
манипулирование
с
предметами.
В
сюжете
такой
игры
воспроизводится
какая-либо
форма
деятельности
взрослых.
Сюжеты
очень
разнообразны
и
изменяются
в
зависимости
от
конкретных
условий
жизни
ребенка
и
расширения
его
кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование
предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и
его используют в соответствии с новым значением.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее
участниками реальной практической деятельности людей, создает условия
реального общения. Ролевые игры способствуют деятельностного подхода в
обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со
своими интересами и потребностями. Ситуация общения, моделируемая в
ролевой
игре,
позволяют
приблизить
речевую
деятельность
на
уроке
к
реальной коммуникации в профессиональной деятельности.
Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках
иностранного
языка:
экскурсии,
заочное
путешествие,
интервью,
конференция, круглый стол, репортаж и т.д. Ролевые игры готовят учащихся к
определенной роли в жизни, являясь репетицией к реальной жизни.
Использование ролевых игр возможно на любом этапе обучения,
однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные уроки или
обобщающие уроки с целью закрепления специальной лексики, повторение
пройденного грамматического материала.
На начальном этапе усвоения материала обычно используется
имитационная
игра,
которая
имеет
конкретную
ситуацию
общения:
в
магазине, в библиотеке, в школе (уместно выбрать роли, на пример, между
продавцом
и
покупателем,
библиотекарем
и
читателем,
учителем
и
учеником). Сначала отрабатывается диалог из учебника, после чего учащиеся
входят
в
роль,
внося
свои
личностные
элементы,
индивидуальные
особенности (спрашивают о том предмете, который они хотели бы купить в
магазине, или предлагают свой товар). Учащиеся воспроизводят знакомый
т е кс т,
н ап ол н я я
е го
н о в ы м
с од е р ж а н и е м ,
и с п ол ь зуя
т а к и е
экстралингвистические
средства
как:
мимика,
интонация
и
т.д.
Учитель
помогает учащимся довести его до автоматизма, используя схемы «стимул –
реплика» - Can I help you? – Yes, please. Постепенно схема усложняется.
Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От
имитационной
она
отличается
тем,
что
роли
учащиеся
не
заучивают,
а
используют материал. Усвоенный ранее, дополняют его по-своему. Большое
внимание
уделяется
использованию
оценочных
суждений,
разговорных
клише: I think
+ I guess+ To my mind
+ etc. Учитель должен учитывать
следующие признаки ролевой игры при ее подготовке:
- ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни;
- роли должны соответствовать данной ситуации;
-
участники
должны
учитывать
различные
цели
персонажей
ролевой
игры; - участники должны действовать только коллективно;
- должна быть поставлена общая цель;
- участники должны придти к собственному решению по ситуации;
-должна быть система оценивания.
Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением и отдыхом,
она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель вида
человеческих отношений и проявлений в труде.
Основными функциями сюжетно-ролевых игр в обучении
иностранному
языку
являются:
создание
у
обучаемых
внутренней
наглядности,
необходимой
для
представления
на
учебном
занятии
определенной ситуации; возможности проиграть предложенную деятельность
какого-либо
специалиста;
реализация
дидактической
основы
в
форме
учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с
речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления
усваиваемого
лексического и грамматического материала.
Библиографический список:
1.
Венгер А.С. Словарь. Психологическое развитие. – М., 1995;
2.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.,
1999;
3.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.:Academia,
2005.