Напоминание

Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка как средство профориентации школьников


Автор: Малёва Светлана Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Чебаркуль, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка как средство профориентации школьников
Раздел: среднее образование





Назад





Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка

как средство профориентации школьников.



Малёва С.В.

МОУ СОШ №1, г. Чебаркуль, Челябинская область, Россия
Аннотации: Статья затрагивает некоторые вопросы, связанные с профориентацией школьников на уроках английского языка, в частности использование сюжетно-ролевых игр на уроках английского языка, как средство профориентации школьников. Даются рекомендации относительно того, как организовать и провести сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка, направленные на профориентацию. Ключевые слова: профессиональная ориентация, сюжетно-ролевая игра, признаки сюжетно-ролевой игры, функции сюжетно-ролевой игры. "Play gives children a chance to practice what they are learning.» (Fred Rogers) В настоящее время общеобразовательная школа находится на пути от позиций «знаниевого» подхода к позициям деятельностного подхода, заключающегося в формировании способности учащихся к трудовой творческой деятельности во всех её проявлениях. При этом, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», в процессе обучения главное внимание обращается на способность личности преодолевать трудности, самореализовываться в условиях меняющейся социальной и экономической действительности; готовность к жизненному и профессиональному самоопределению на основе приобретаемых личностью знаний; развитие деловых качеств, формирование положительных
нравственных принципов. Учитель должен помочь ученику выбрать свой профессиональный путь, показать все возможные дороги в будущее. Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определённых профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися. Однако, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиях к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе, и в избираемой. Каждый учебный предмет играет определенную роль в становлении профориентации школьника. И при обучении иностранному (английскому) языку имеются большие воспитательные возможности в становлении профориентации школьника. Иностранный (английский) язык как учебный предмет характеризуется:  Межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.);  Многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматиче ским,
фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);  Полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). На уроках иностранного (английского) языка учитель имеет возможность «погрузить» каждого ученика в предложенную ситуацию. Тем самым, дать возможность ученику проиграть предложенный сценарий и дать понять ученику подходит ему данный сценарий или нет. Это возможно при использовании сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка. Ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе. Школьники получают знания и зачастую довольно хорошо усваивают понятия, но совершенно не умеют оперировать ими, использовать их в деятельности. Почему бы не продолжить с детьми играть, тем самым показать применение полученных знаний в жизни. Каждая мама помнит, как ее ребенок начинал обыгрывать самостоятельно или с друзьями все то, что он видел вокруг себя в мире взрослых. Проиграв одну ситуацию, а затем вторую, ребенок останавливался и выбирал те сюжеты игр для себя, в которых ему было интересно и комфортно. На уроках иностранного языка у учителя есть возможность, используя сюжетно-ролевые игры, не только закрепить полученные знания на практике и показать их применение в жизненных ситуациях, но и направить сюжетно- ролевые игры на становление профориентации школьника. Зачастую, профориентация в школе заканчивается рассказом, беседой и тестом. Ученики, услышав рассказ о профессиях, побеседовав с психологами или с приглашенным специалистом той или иной профессии, должны уже сделать для себя выводы и определиться с выбором учебного заведения и специальности. Каждый взрослый человек, который построил успешную
карьеру, может рассказать о длинном, витиеватом профессиональном пути, а иногда и о неправильно выбранном учебном заведении, «корочки» которого не пригодились в профессиональной жизни. Школьнику, у которого настоящая деятельность заключается только в учебе, в получении знаний, не может сделать самостоятельный выбор профессии, не попробовав свои возможности на практике. Выбрав определенную роль в игре, ученик может проиграть её и понять нравиться ли ему данная профессиональная деятельность или нет. Помимо этого у школьника есть возможность усвоить специальные лексические единицы, относящиеся к данной профессии или занятию. Сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую стороны деятельности. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Ролевые игры способствуют деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ситуация общения, моделируемая в
ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации в профессиональной деятельности. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках иностранного языка: экскурсии, заочное путешествие, интервью, конференция, круглый стол, репортаж и т.д. Ролевые игры готовят учащихся к определенной роли в жизни, являясь репетицией к реальной жизни. Использование ролевых игр возможно на любом этапе обучения, однако, обычно лучше оставлять ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки с целью закрепления специальной лексики, повторение пройденного грамматического материала. На начальном этапе усвоения материала обычно используется имитационная игра, которая имеет конкретную ситуацию общения: в магазине, в библиотеке, в школе (уместно выбрать роли, на пример, между продавцом и покупателем, библиотекарем и читателем, учителем и учеником). Сначала отрабатывается диалог из учебника, после чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности (спрашивают о том предмете, который они хотели бы купить в магазине, или предлагают свой товар). Учащиеся воспроизводят знакомый т е кс т, н ап ол н я я е го н о в ы м с од е р ж а н и е м , и с п ол ь зуя т а к и е экстралингвистические средства как: мимика, интонация и т.д. Учитель помогает учащимся довести его до автоматизма, используя схемы «стимул – реплика» - Can I help you? – Yes, please. Постепенно схема усложняется. Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал. Усвоенный ранее, дополняют его по-своему. Большое внимание уделяется использованию оценочных суждений, разговорных клише: I think + I guess+ To my mind + etc. Учитель должен учитывать следующие признаки ролевой игры при ее подготовке: - ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни; - роли должны соответствовать данной ситуации;
- участники должны учитывать различные цели персонажей ролевой игры; - участники должны действовать только коллективно; - должна быть поставлена общая цель; - участники должны придти к собственному решению по ситуации; -должна быть система оценивания. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель вида человеческих отношений и проявлений в труде. Основными функциями сюжетно-ролевых игр в обучении иностранному языку являются: создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации; возможности проиграть предложенную деятельность какого-либо специалиста; реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
Библиографический список:
1. Венгер А.С. Словарь. Психологическое развитие. – М., 1995; 2. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999; 3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.:Academia, 2005.


В раздел образования