Автор: Никифорова Наталья Прокопьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Магарас, Горный улус, Республика Саха Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация научно-исследовательской деятельности школьников по математике
Раздел: полное образование
Никифорова Наталья Прокопьевна
МБОУ «Магарасская
средняя
общеобразовательная
школа
им.
Л.Н.Харитонова» с. Магарас, Горный улус, Республика Саха (Якутия)
Организация научно-исследовательской работы по математике.
Научно-исследовательская
работа
является
актуальной
и
перспективной в образовании. Она способствует формированию личности с
целостным
восприятием
окружающего
мира.
Исследовательская
деятельность
развивает
у
каждого
школьника
самостоятельность,
интеллектуальную
активность,
трудолюбие,
творческое
мышление.
В
процессе исследовательской деятельности учащиеся обретают
навыки
наблюдения,
сопоставления,
систематизации
и
обобщения
данных,
экспериментирования,
умения
делать
выводы.
Поэтому
необходимо
создавать условия для развития познавательной активности и потребности в
новых знаниях и умениях, использовать их для формирования навыков
творческой деятельности.
Сначала я хочу рассказать об организации научно-исследовательской
деятельности школьников в нашей школе. Школьники с младших классов
вовлекаются
в
научно-исследовательскую
деятельность
по
всем
направлениям под руководством творчески работающих учителей. Работа
ведется с начальных классов. Ежегодно летом с целью расширения общего
кругозора, развития познавательного интереса у учащихся, привития
исследовательских навыков работают краткосрочные интеллектуальные
лагеря, учителя занимаются с детьми исследовательскими проектами.
С 2000 года на базе нашей агрофилированной школы работает летний
научный химико-биолоигческий лагерь «Чэчир» совместно с ИЕН СВФУ.
Преподаватели и студенты кафедры биологии и химии ведут для школьников
различные спецкурсы, проводят с детьми летние полевые исследования,
руководят исследовательскими проектами, Они за лето изучают флору и
фауну в окрестностях с. Магарас. Работа ведется круглогодично. Результаты
летних полевых работ оформляются в виде докладов. Потом по этим темам
школьники
успешно
участвуют
в
различных
научно-практических
конференциях.
Также у нас есть замечательный опыт по организации научно-
исследовательской деятельности школьников. В течение года один раз в
четверть
(именно
в
конце
четверти)
проводятся
исследовательские
лаборатории. Цель этих лабораторий привлечение школьников к научно-
исследовательской
деятельности,
развитие
общего
кругозора,
познавательной активности, умения работать в группе. Все школьники 5-11
классов разбиваются на разновозрастные группы. Обычно получается 6
групп по 13 -15 человек. Учащиеся по технологии «Вертушка» проходят 6
разных
лабораторий.
Работа
лабораторий
заключается
именно
в
практикоориентированной деятельности. Эти занятия интегрированные.
Продолжительность занятия – 45 минут. Занятия проводят учителя. Один раз
проводили родители. Школьники под руководством учителей организуют
работы в группах, проводят
опыты, делают своими руками различные
поделки, начиная от украшений из флорамина, кончая душистым мылом
собственного производства, готовят кулинарные шедевры,
исследуют
различные процессы и тд. Из этих лабораторий нередко получаются
прекрасные исследовательские работы.
Например, я участвовала и проводила следующие лаборатории :
1.
Совместно с учителем физкультуры и медиком школы «Математика
и спорт» - школьники измеряли пульс и артериальное давление до и
после физических нагрузок в виде выполнения упражнений по
национальным видам спорта, также другая группа измеряли уровень
сахара в крови до и после потребления вредной еды – чипсов, кока
колы, энергетиков, шоколада. Ребята наглядно видели результаты
экспериментов, оформляли в виде диаграмм, таблиц.
2.
Совместно с учителем якутского языка и литературы проводилась
лаборатория «Математика и национальная культура» - изучали
конское убранство) – ребята знакомились с элементами конского
убранства, с традициями нашего народа,знакомились с народными
мастерами
наслега,
исследовали,
какие
якутские
узоры
и
геометрические фигуры использовались в убранстве «чепрак»
(чаппараах), рассчитывали площадь сложной фигуры, и тд.
3.
Совместно с учителем якутского языка и литературы проводилась
лаборатория «Экономика и литература» - на примере сказки Корнея
Чуковского «Муха Цокотуха» - ставили сказку своими силами,
изучали экономические понятия: что такое семейный бюджет,
дефицит, профицит, товар, деньги и т д. Из этого занятия вышла
замечательная тема для исследовательской работы «Экономика в
сказках», которой третий год занимается ученица 10 класса Наумова
Милена.
Также на уроках математики рассматриваем практикоориентированные
исследовательские задачи. Например:
в 6
классе при изучении темы
“Проценты” – измеряют жирность молока, в 9 классе при изучении темы
“Геометрическая прогрессия” школьники составляют свою родословную; в
11 классе по геометрии при изучении темы “Объемы” делают рассчеты по
вычислению объема стога сена и т.д. Все это является залогом успешной
научно-исследовательской деятельности школьников.
По математике по мере возможности каждый год готовлю школьников
к научно-практической конференции «Шаг в будущее». Темы подбираем с
учащимися вместе, в соответствии возрасту. Стараемся выбирать темы с
перспективой. По одной теме ученик занимается от 1 года до 3 лет. Обычно в
младших классах можно подобрать чисто математические темы, а в старших
классах темы получаются более прикладными.
К
проблемам
в
работе
по
организации
научно-практической
деятельности
школьников, на мой взгляд, можно отнести следующие
факторы:
- перегруженность учителей и учащихся;
- в школах,
где мало учащихся, к научной исследовательской
деятельности привлечь детей по всем направлениям, сложно;
- выбор темы по математике в старших классах.
И напоследок, хочется дать некоторые личные рекомендации:
-
с детьми нужно заниматься научно-исследовательской работой,
соблюдая принципы соответствия возрасту, интересов, доступности
восприятия;
-
нужно создать условия, чтобы ребенок занимался самостоятельно и
с удовольствием;
-
темы нужно выбирать с перспективой, чтобы была возможность ее
дальнейшего развития.