Напоминание

Организация научно-исследовательской деятельности школьников по математике


Автор: Никифорова Наталья Прокопьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Магарас, Горный улус, Республика Саха Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация научно-исследовательской деятельности школьников по математике
Раздел: полное образование





Назад




Никифорова Наталья Прокопьевна

МБОУ «Магарасская

средняя

общеобразовательная

школа

им.

Л.Н.Харитонова» с. Магарас, Горный улус, Республика Саха (Якутия)

Организация научно-исследовательской работы по математике.

Научно-исследовательская

работа

является

актуальной

и

перспективной в образовании. Она способствует формированию личности с

целостным

восприятием

окружающего

мира.

Исследовательская

деятельность

развивает

у

каждого

школьника

самостоятельность,

интеллектуальную

активность,

трудолюбие,

творческое

мышление.

В

процессе исследовательской деятельности учащиеся обретают

навыки

наблюдения,

сопоставления,

систематизации

и

обобщения

данных,

экспериментирования,

умения

делать

выводы.

Поэтому

необходимо

создавать условия для развития познавательной активности и потребности в

новых знаниях и умениях, использовать их для формирования навыков

творческой деятельности.

Сначала я хочу рассказать об организации научно-исследовательской

деятельности школьников в нашей школе. Школьники с младших классов

вовлекаются

в

научно-исследовательскую

деятельность

по

всем

направлениям под руководством творчески работающих учителей. Работа

ведется с начальных классов. Ежегодно летом с целью расширения общего

кругозора, развития познавательного интереса у учащихся, привития

исследовательских навыков работают краткосрочные интеллектуальные

лагеря, учителя занимаются с детьми исследовательскими проектами.

С 2000 года на базе нашей агрофилированной школы работает летний

научный химико-биолоигческий лагерь «Чэчир» совместно с ИЕН СВФУ.

Преподаватели и студенты кафедры биологии и химии ведут для школьников

различные спецкурсы, проводят с детьми летние полевые исследования,

руководят исследовательскими проектами, Они за лето изучают флору и

фауну в окрестностях с. Магарас. Работа ведется круглогодично. Результаты

летних полевых работ оформляются в виде докладов. Потом по этим темам

школьники

успешно

участвуют

в

различных

научно-практических

конференциях.

Также у нас есть замечательный опыт по организации научно-

исследовательской деятельности школьников. В течение года один раз в

четверть

(именно

в

конце

четверти)

проводятся

исследовательские

лаборатории. Цель этих лабораторий привлечение школьников к научно-

исследовательской

деятельности,

развитие

общего

кругозора,

познавательной активности, умения работать в группе. Все школьники 5-11

классов разбиваются на разновозрастные группы. Обычно получается 6

групп по 13 -15 человек. Учащиеся по технологии «Вертушка» проходят 6

разных

лабораторий.

Работа

лабораторий

заключается

именно

в

практикоориентированной деятельности. Эти занятия интегрированные.

Продолжительность занятия – 45 минут. Занятия проводят учителя. Один раз

проводили родители. Школьники под руководством учителей организуют

работы в группах, проводят

опыты, делают своими руками различные

поделки, начиная от украшений из флорамина, кончая душистым мылом

собственного производства, готовят кулинарные шедевры,

исследуют

различные процессы и тд. Из этих лабораторий нередко получаются

прекрасные исследовательские работы.

Например, я участвовала и проводила следующие лаборатории :

1.

Совместно с учителем физкультуры и медиком школы «Математика

и спорт» - школьники измеряли пульс и артериальное давление до и

после физических нагрузок в виде выполнения упражнений по

национальным видам спорта, также другая группа измеряли уровень

сахара в крови до и после потребления вредной еды – чипсов, кока

колы, энергетиков, шоколада. Ребята наглядно видели результаты

экспериментов, оформляли в виде диаграмм, таблиц.

2.

Совместно с учителем якутского языка и литературы проводилась

лаборатория «Математика и национальная культура» - изучали

конское убранство) – ребята знакомились с элементами конского

убранства, с традициями нашего народа,знакомились с народными

мастерами

наслега,

исследовали,

какие

якутские

узоры

и

геометрические фигуры использовались в убранстве «чепрак»

(чаппараах), рассчитывали площадь сложной фигуры, и тд.

3.

Совместно с учителем якутского языка и литературы проводилась

лаборатория «Экономика и литература» - на примере сказки Корнея

Чуковского «Муха Цокотуха» - ставили сказку своими силами,

изучали экономические понятия: что такое семейный бюджет,

дефицит, профицит, товар, деньги и т д. Из этого занятия вышла

замечательная тема для исследовательской работы «Экономика в

сказках», которой третий год занимается ученица 10 класса Наумова

Милена.

Также на уроках математики рассматриваем практикоориентированные

исследовательские задачи. Например:

в 6

классе при изучении темы

“Проценты” – измеряют жирность молока, в 9 классе при изучении темы

“Геометрическая прогрессия” школьники составляют свою родословную; в

11 классе по геометрии при изучении темы “Объемы” делают рассчеты по

вычислению объема стога сена и т.д. Все это является залогом успешной

научно-исследовательской деятельности школьников.

По математике по мере возможности каждый год готовлю школьников

к научно-практической конференции «Шаг в будущее». Темы подбираем с

учащимися вместе, в соответствии возрасту. Стараемся выбирать темы с

перспективой. По одной теме ученик занимается от 1 года до 3 лет. Обычно в

младших классах можно подобрать чисто математические темы, а в старших

классах темы получаются более прикладными.

К

проблемам

в

работе

по

организации

научно-практической

деятельности

школьников, на мой взгляд, можно отнести следующие

факторы:

- перегруженность учителей и учащихся;

- в школах,

где мало учащихся, к научной исследовательской

деятельности привлечь детей по всем направлениям, сложно;

- выбор темы по математике в старших классах.

И напоследок, хочется дать некоторые личные рекомендации:

-

с детьми нужно заниматься научно-исследовательской работой,

соблюдая принципы соответствия возрасту, интересов, доступности

восприятия;

-

нужно создать условия, чтобы ребенок занимался самостоятельно и

с удовольствием;

-

темы нужно выбирать с перспективой, чтобы была возможность ее

дальнейшего развития.



В раздел образования