тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории "F" с гидростатической трансмиссией (методическое пособие)
Автор: Деревянкина Ирина Николаевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГАПОУ Иркутской области "Заларинский агропромышленный техникум" Населённый пункт: Иркутская область, р.п.Залари Наименование материала: методическое пособие Тема: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории "F" с гидростатической трансмиссией (методическое пособие) Раздел: среднее профессиональное
#
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»
Тракторист – машинист с/х производства
категории F с гидростатической
трансмиссией
(методическое пособие)
п. Залари
2015год
#
Автор: Деревянкина Ирина
Николаевна, преподаватель специальных
дисциплин, ГАПОУ ИО «ЗАПТ»
Данное методическое пособие
предназначено для переподготовки рабочих
по профессии «Трактористов-машинистов
категории «F» с механической
трансмиссией на трактористов-машинистов
категории «F» с гидростатической
трансмиссией.
Количество страниц—23.
#
Содержание
Введение………………………………стр 4
1.Коробка диапазонов…………………стр 5
2.Механизм переключения передач….стр 8
3.Техническое обслуживание………стр 11
4. Список литературы………………стр 23
#
Введение
Данное
методическое пособие предназначено
для рабочих по переподготовки трактористов-
машинистов
категории
«F»
с
механической
трансмиссией
на
трактористов-машинистов
к а т е г о р и и
« F »
с
г и д р о с т а т и ч е с к о й
трансмиссией.
Целью
методического
пособия
является
ознакомление
студентов
с
устройством
к о р о б к и
д и а п а з о н о в ,
м е х а н и з м о м
переключения
диапазонов
и
операциями
технического обслуживания комбайна, а также
ознакомление с правилами эксплуатации.
Привитие у студентов навыков в обращении с
гидростатической трансмиссией и закрепление
знаний, полученных при прослушивании курса
лекции на практике.
#
Коробка диапазонов
Закреплена на балке моста и предназначена
для
изменения
крутящего
момента
и
скорости
движения
комбайна.
Коробка
состоит из разъемного корпуса 1 (рис. 1),
первичного 5, промежуточных 7 и 9 валов,
у с т а н о в л е н н ы х
н а
п о д ш и п н и к а х .
П о д в и ж н ы е
ш е с т е р н и
6
и
1 0 ,
расположенных
на
валах,
обеспечивают
включение одного из четырех диапазонов
для
движения
передним
и
задним
ходом
(направление
движения
о п р ед е л я е т
направление вращения вала гидромотора).
Внутри коробки расположен дифференциал
8, который распределяет крутящий момент
и передает его на бортовые редукторы.
Ко р о б к а
д и а п а з о н о в
о с н а щ е н а
механизмом 4 переключения диапазонов и
системой блокировки запуска
двигателя.
Для
определения
скорости
движения
ком б а й н а
н а
ко р о б ке
у с т а н о в л е н
первичный
преобразователь
(датчик)
1
(рис. 2) электронного указателя
.
#
Рис. 1. Коробка диапазонов (разрез):
1-корпус; 2 - корпус установки гидромотора; 3 -
болт
крепления
корпуса
гидромотора;
4
–
механизм
переключения
диапазонов;
5
-
первичный вал; 6 - блок шестерен, включения
третьего и четвертого диапазонов; 7 - нижний
промежуточный
вал;
8
-
дифференциал;
9
-
верхний
промежуточный
10
-
блок
шестерен
включения первого и второго диапазонов
10
#
7
6
Рис. 2. Коробка диапазонов (вид слева):
1
-
первичный
преобразователь
(датчик)
указателя
скорости
движения;
2
-
болт
к р е п л е н и я
м е х а н и з м а
п е р е к л юч е н и я
диапазонов; 3 - трубка клапана прокачки гид
росистемы блокировки; 4 - пробка отверстия
для заливки и контроля уровня масла коробки
диапазонов;
5
-
демонтажный
болт;
6
-
кронштейн для демонтажа коробки диапазонов;
7 — пробка отверстия слива масла из коробки
диапазонов
#
Механизм переключения диапазонов
Состоит
из
корпуса
1
(рис.
3)
штока
у п р а в л е н и я
4
с
р ы ч а го м
3 ,
ш т о ко в
переключения
6,
вилок
переключения
15,
фиксаторов 5 и деталей блокировки. Механизм
переключения
диапазонов
имеет
блокировку
одновременного
включения
диапазонов,
блокировку
самовыключения
диапазонов,
и
блокировку
запуска
двигателя.
Включение
одного из диапазонов (перемещение одной из
шестерен)
осуществляется
путем
поворота
и
осевого
перемещения
штока
4
вместе
с
рычагом
3,
который
своей
сферической
готовкой входит в зацепление с одной из вилок
15.
В
нейтральном
положении
рычаг
3
удерживается подпружиненным штифтами 2.
Блокировка
одновременного
включения
диапазонов состоит из пальцев 10 и шариков 11,
входящих
в
отверстия
и
пазы
штоков
6
и
отверстия
корпуса.
При
любом
включенном
диапазоне
шток
4
посредством
шариков
и
толкателя 9 нажимает на кнопку выключателя,
который
размыкает
электроцепь
запуска
двигателя.
#
Переключение
одного
из
штоков
возможно
только
при
нажатой
педали
гидропривода
блокировки. В этом случае шток гидроцилиндра
7
перемещает
в
осевом
направлении
валик,
сжимая пружину 13, и тем самым освобождает
фиксаторы 5 и штоки переключения диапазонов
6.
Заполнение
гидро системы
п р и вод а
блокировки производится тормозной жидкость
" Р о с д о т "
Т У
2 4 5 1 - 0 0 4 - 3 6 7 3 2 6 2 9 - 9 9
(можправлять
жидкости
"Нева':
или
"Томь").
Уд а л е н и е
в о з д у х а
и з
г и д р о с и с т е м ы
осуществляется через клапан 16.
11
10
#
Рис. 3. Механизм переключения диапазонов:
1 - корпус; 2 - разделитель; 3 - рычаг; 4 -шток
у пр а вле ния;
5
-
фикс ато р ;
6
-
ш т о к
п е р е к л юч е н и я
д и ап а з о н о в ;
7
-
ш т о к
гидроцилиндра
блокировки;
8
-
выключатель
блокировки запуска двигателя; 9 - толкатель; 10
-
палец
блокировки;
11
-
шарик
блокировки
штоков; 12 - шток блокировки самовыключения
диапазонов; 13 - пружина; 14 - крышка; 15 -
вилки переключения диапазонов; 16 - клапан
Схема переключения диапазонов показана
на рис. 4.
Рис. 4.Схема переключения диапазонов
коробки
#
Техническое обслуживание .
Т е х н и ч е с к о е
о б с л у ж и в а н и е
п р е д у с м а т р и в а е т
ко м п л е к с
р а б о т
п о
поддержанию работоспособности и исправности
комбайна
при
его
использовании
и
хранении.
Работы
носят
планово-
предупредительный
характер и выполняются в обязательном порядке
на
протяжении
всего
периода
эксплуатации
комбайна.
Д л я
з е р н о у б о р о ч н ы х
к о м б а й н о в
установлены следующие виды и периодичность
технического обслуживания (см. табл. 1).
#
Периодичность технического
обслуживания
Таблица 1
Виды технического обслуживания
Периодичность
проведения
технического
обслуживания
моточасы
л
(диз.топлива)
физ.га
Техническое
обслуживание
при
эксплуатационно
й обкатке
Техническое
обслуживание по
окончанию
эксплуатационно
й обкатке
60
1025
90
Ежемесячное
техническое
обслуживание
(ЕТО)
8-10
Первое
техническое
обслуживание
(ТО-1)
60
1025
90
Второе
техническое
обслуживание
(ТО-2)
240
4100
360
Техническое обслуживание при хранении
#
Допускается отклонение фактической
п е р и од и ч н о с т и
( о п е р е ж е н и е
и л и
з а п а з д ы в а н и е )
Т О - 1
и
Т О - 2
о т
установленной до 10%.
Второе
техническое
обслуживание
проводится, если комбайн после наработки
280 моточасов будет продолжать уборку.
При
наработке
менее
280
моточасов
второе
техниче ское
о б с л уж и ва н и е
совмещается
с
подготовкой
комбайна
к
длительному
хранению
или
снятием
с
хранения.
В начальный период эксплуатации
новые комбайны подвергаются обкатке в
течение 60 моточасов с ограниченным
режимом скорости, нагрузки и
дополнительным объемом работ по
техническому обслуживанию
#
Использование
комбайна
б е з
проведения
очередного
технического
обслуживания не допускается.
Х р а н е н и е
ком б а й н а
д о л ж н о
о с у щ е с т в л я т ь с я
в
з а к р ы т ы х
помещениях.
Постановку
на
хранение
необходимо производить не позднее 10
дней после окончания полевых работ.
Обслуживание комбайна в полевых
условиях
рекомендуется
проводить
с
помощью
передвижных
агрегатов
технического
обслуживания.
Заправку
комбайна
топливом,
маслом
и
водой
следует
осуществлять
с
помощью
механизированных заправочных средств
Устранение
отказов
рекомендуется
проводить
с
помощью
передвижных
ремонтных и ремонтно-диагностических
мастерских.
.
#
Перечень работ, выполняемых по
видам технического обслуживания
Таблица 2
#
Перечень работ,
выполняемых по видам
технического обслуживания
Таблица 2
Перечень работ, выполняемых
по видам технического
обслуживания
Таблица 2
Содержание работ
Технические требования
Техническое обслуживание при подготовке к
эксплуатационной обкатке
Проверьте уровень и, при
необходимости, долейте:
-масло в бортовые
редукторы, коробку передач
или коробку диапазонов у
комбайнов
Уровень масла должен быть по нижнюю кромку
контрольных отверстий
Техническое обслуживание
по окончании
эксплуатационной обкатке
Проверьте уровень и, при
необходимости, долейте:
#
Проверьте
работоспособность:
-взаимодействие
стояночного тормоза и
механизма блокировки
коробки диапазонов
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО)
Проверьте
работоспособность:
-взаимодействие
стояночного тормоза и
механизма блокировки
коробки диапазонов
Включение диапазонов должно быть
возможным только при включенном положении
стояночного тормоза
Первое техническое
обслуживание (ТО-1)
Проверьте уровень и,
при необходимости,
долейте:
#
Проверьте
работоспособность:
-взаимодействие
стояночного тормоза и
механизма блокировки
коробки диапазонов
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Проверьте уровень и,
при необходимости,
долейте:
-масло в редукторы
и коробку
диапазонов
Уровень масла
должен быть по
нижнюю кромку
контрольного
отверстия
Проверьте
работоспособность:
#
Техническое обслуживание при подготовке к
длительному хранению
Проведите
консервацию
внутренних полостей:
- топливной системы
дизеля,
гидросистемы,
коробки диапазонов,
бортовых редукторов
Рабочее –
консервационное
топливо в количестве
15-20 л залейте в бак
дизеля. Рабочее-
консервационное
масло залейте в
соответствующие
узлы до
эксплуатационных
уровней. Допускается
внутреннюю
консервацию всех
агрегатов и узлов
проводить
соответствующими
маслами при условии
их надежной
герметизации
Запустите дизель и
обкатайте комбайн с
включением
механизмов коробки
диапазонов и привода
агрегатов в
гидросистемы дизеля
Время работы дизеля
8-10 мин. Течь
топлива и масла не
допускается
#
Техническое обслуживание при снятии с
хранения
Проверьте уровень
и, при
необходимости,
долейте:
-масло в
редукторы и
коробку диапазонов
#
Возможные неисправности и
методы их устранения
Таблица 3
Не включается
диапазон коробки
При помощи
педалей или рычага
скорости движения
проверните вал
гидромотора и
сделайте повторную
попытку включить
диапазон.
Проверьте и, при
необходимости,
отрегулируйте
взаимодействие
стояночного тормоза
и механизма
блокировки
диапазонов.
Проверьте и, при
необходимости,
отрегулируйте
механизм
управления
гидронасосом.
Проверьте и, при
необходимости,
отрегулируйте
привод управления
коробкой
диапазонов
#
Включение
диапазонов
сопровождается
чрезмерным
шумом в коробке
диапазонов
Устраните
неисправности в
системе
управления
насосом
объемной
гидропередачи (в
нейтральном
положении
педали или
рычага
управления –
гидромотор не
должен
вращаться)
Самопроизвольно
е выключение
диапазонов при
работе комбайна
Отрегулируйте
привод
механизма
переключения
диапазонов
#
Список литературы
1.Примерная
программа
подготовки
трактористов-машинистов
сельскохозяйственного
производства
категории «F»- Москва, 2010 г.
2.Зерноуборочные
комбайны
«Енисей»-
учебник для СПО /В.М. Котиков, Н.С.
Еремеев,
А.В. Ерхов; под редакцией
В.М Котикова-М.: Издательский центр
«Академия» 2009.-336с.
3.Мосякин В.Н. Справочник комбайнера,
М.: Книжный Клуб, 2006