Автор: Ефремова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №54 "Подснежник"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Волшебное путешествие в мир театра"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД в подготовительной группе «Ладушки»
Тема: «Волшебное путешествие в мир театра»
Цель: Знакомство с театральными профессиями и видами театра.
Задачи:
1.
Расширять представления детей о труде взрослых.
2.
Знакомить детей с трудом людей творческих профессий (актёром,
режиссёром, костюмером, гримёром и т.д.), результатами их труда.
3.
Заинтересовать детей в театральном творчестве.
4.
Закреплять умения детей разыгрывать сценки знакомой сказки,
передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику,
жест, интонацию.
5.
Совершенствовать речевое общение детей.
6.
Развивать игровое воображение.
7.
Работать над координацией движений; над выразительностью, темпом
речи и силой голоса.
8.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение играть рядом.
9.
Воспитывать навыки культурного поведения.
Ход занятия:
Ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну,
которой нет ни на одной карте мира. Эта страна называется «Театр».
Только отправляться в это волшебное путешествие нужно с хорошим
настроением, иначе вы не сможете преодолеть на пути все препятствия, но
преодолев их, вы узнаете много нового, станете выразительнее, увереннее в
себе. (физминутка «Малышарики»)
Сейчас мы с вами отправимся в страну театра. Я знаю волшебные слова,
которые нам помогут.
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»
Скажите, вы знаете, что такое «театр»? (ответы детей)
А что происходит в театре? Что мы можем там увидеть? (ответы)
Значит «театр» — это место, где показывают представление. Это мир, в
котором разговаривают звери и птицы, и даже цветы. Мир, в который в гости
приходят сказки, можно путешествовать во времени и пространстве.
Театральное искусство зародилось очень давно, ещё в древней Греции.
Именно грекам первым пришла мысль представлять своих богов и различных
героев на сцене. Актёры выходили из постройки, которая называлась «скена».
От «скены» произошло современное слово «сцена» (показ наглядного
рисунка, на котором изображён вид древнегреческого театра)
А кто из вас был в театре? Какие спектакли смотрели? (ответы детей)
Ребята, театр — это один из видов искусства. Но он в свою очередь состоит
из множества других видов искусства. Как вы думаете, каких?
Вы затрудняетесь ответить? Тогда я вам помогу...
Рассматривание макета сцены
Сейчас
занавес
закрыт,
но
когда
начинается
спектакль,
то
занавес
открывается. (Воспитатель открывает занавес и на макете стоят фигурки
людей, животных)
Открывается занавес, и что вы видите? Кроме нескольких фигурок на сцене-
ничего нет. Вам понятно, о чём будет спектакль, где будет происходить
действие, кто эти герои? Конечно же нет. А если оформить вот так задний
план макета-изображение леса, избушка...
Сейчас можно догадаться, где будет происходить действие? Где? (ответы
детей)
Значит в театре, присутствует такой вид искусства, который называется –
изобразительное (декорации)
А если звучит вот такая музыка (весёлая, озорная), то вы можете определить
какой спектакль, весёлый или грустный? Какой же? А теперь? (звучит
грустная песня) (Ответы детей).
Значит, в театре ещё присутствует такой вид искусства, как музыка.
Есть в театре еще одна профессия – гримёр (нарисует на лице актёру
морщины, наденет парик с лысиной, приклеит бороду...) Какой это будет
персонаж? (ответы детей) Правильно, дедушка!
Ребята, а как вы думаете, что делает для театра художник? (он для
спектакля рисует декорацию и эскизы для костюмов)
Кто сочиняет музыку? (Композитор)
А зачем в театре нужна швея? Что она делает? (шьет костюмы к
спектаклям)
Следующую профессию вы узнаете, отгадав загадку:
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Костюмер выдаёт костюмы актёрам.
А зачем в театре нужен хореограф? (готовит танцы с актёрами)
А теперь послушайте загадку и узнаете еще одну профессию в театре:
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Так значит, чтобы поставить спектакль, необходимо задействовать много
людей. Все эти люди работают над созданием спектаклей, но работу всех этих
людей нужно объединить. Режиссер репетирует с актёрами, указывает
композитору какая музыка должна звучать, а художнику-какие должны быть
декорации.
Есть ещё не менее важные в театре профессии, без которых мы с вами не
смогли бы попасть на представление. Что это за профессии? (ответы детей)
Молодцы! Конечно же это кассир. Прежде чем зайти в зал на спектакль, мы
должны купить билет. А кто нам продаст билет?
Скажите ребята, а чем занимается гардеробщик? (мы сдаём в гардероб
вещи, которые нам не понадобятся)
А кто у нас проверит билет и подскажет, где наш ряд и место?
Совершенно верно-это контролёр (в обиходе принято называть: билетёр)
Ребята, мы поговорили о многих театральных профессиях, а вы можете мне
сказать, какая же профессия в театре самая главная?
Затрудняетесь? Тогда слушайте загадку:
Он по сцене ходит, скачет,
То смеётся он, то плачет!
Хоть кого изобразит...
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии..... (актёр)
Конечно же — это актёр.
Актёрам приходится играть различные роли: людей, животных и даже
неодушевлённые предметы.
Ребята, а вы хотели бы сейчас попробовать изобразить кого-то или что-то?
Давайте попробуем перевоплотиться в актеров не используя голос!
(Воспитатель показывает картинку, дети должны изобразить, что увидели:
игрушка «Неваляшка», лебедь, пингвин, цветок, стул, заяц)
Ответьте мне, с помощью чего вы смогли изобразить неваляшку, лебедя,
пингвина и цветок? (ответы детей)
Конечно же с помощью своего тела, мышц.
А голос актёру нужен? (ответы)
Да, голос для актёра очень важен, он должен быть сильным и с хорошей
дикцией... Давайте попробуем потренировать свой голос. Произнести
скороговорку.
Скороговорка:
Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила.
А теперь давайте попробуем произнести грустно, весело, обиженно.
Значит, актёру нужно тренировать гибкость своего тела, отрабатывать силу
голоса, правильность произношения, выразительность, всё это важно для его
работы.
Мы сегодня многое узнали, потренировались в актёрском мастерстве, а
теперь можно переходить к постановке сказки.
Какую сегодня сказку будем ставить, догадайтесь из этой загадки:
В этой сказке-дедка есть
Бабушка и внучка,
Вместе с ними жили кошка,
мышка, пёсик Жучка.
Молодцы, ребята! А теперь вытяните из волшебного мешочка предмет.
Давайте вспомним сказку «Репка». На мольберте выкладывается сказка.
(Показ детьми сказки «Репка» по ролям, дети переодеваются в костюмы)
И так, сказка начинается (ребенок, которому попалась книжка выполняет
роль сказочника, а дети исполняют роли)
Ребята, почему всем удалось вытянуть такую большую репку? (Ответы
детей)
Правильно, потому что они помогли друг другу. Действовали сообща. Так
значит эта сказка о чём? (ответы детей)
Конечно же о дружной работе, о взаимопомощи, об уважении друг к другу.
Молодцы! Славно потрудились, а теперь давайте возвращаться обратно в
группу, наше волшебное путешествие заканчивается.
Что же такое театр?
Где зародилось театральное искусство?
Кто работает над созданием спектакля?
А кто главный в театре?
Кто такой режиссёр? Кто такой актёр?
Правильно
ребята,
скажите,
вам
понравилось
путешествие
по
волшебной стране «Театр»?
Хотели бы вы заниматься театральным творчеством, участвовать в
создании спектакля, играть на сцене для зрителей?
Вы сегодня приложили всё своё терпение и труд, что очень важно для
актёра, а мы вас вознаграждаем за это аплодисментами!