Напоминание

Рабочая программа по географии 10-11 класс ФГОС (углубленный уровень)


Автор: Заяц Виктория Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Видное
Наименование материала: Рабочая программа по географии
Тема: Рабочая программа по географии 10-11 класс ФГОС (углубленный уровень)
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

" Видновская средняя общеобразовательная школа №11"

Рабочая программа

по учебному предмету география

уровень среднее общее образование

(углубленный уровень)

Срок реализации 2 года

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения,

Примерной образовательной программы среднего общего образования по географии для 10-11 классов, автор В.Н. Холина М:Дрофа, 2014 г.

Составила:

Заяц В.И., учитель географии, первой квалификационной категории

2020 год

Утверждаю

Директор МАОУ

«Видновская СОШ №11»

/_________/О.В.Доманевская

от «01 » сентября 2020 г

Раздел I

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Личностные результаты освоения учебного предмета:

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,

гимн);

гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и

обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного

на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского

общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в

нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и

социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,

контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и

реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов

познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в

различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных

ценностей;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения учебного предмета на базовом уровне

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и

экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития

природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в

географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их

изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового

географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и

социально-экономических аспектах экологических проблем.

дополнительно на профильном:

1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин,

роли в решении современных научных и практических задач;

2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих

сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-

общественных территориальных систем;

4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования

природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных

территорий;

6) владение умениями работать с геоинформационными системами;

7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и

экологических процессов;

8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и

общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

10 класс

География в современном мире

Ученик научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового

продукта;

Ученик получит возможность научиться:

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с

графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения

концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

Политическая карта мира: государства и границы

Ученик научится:

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных

явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,

природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе

картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях

функционирования экономики;

Ученик получит возможность научиться:

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с

графиками и диаграммами;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

Богатство и бедность: типы стран

Ученик научится:

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных

явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,

природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе

картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового

продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях

функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Ученик получит возможность научиться:

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с

графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

Население и культура

Ученик научится:

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных

явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,

природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе

картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

Ученик получит возможность научиться:

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с

графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

11 класс

Городские и сельские поселения

Ученик научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и

фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и

практикоориентированных задач);

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,

их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую

информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных

задач.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном

географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической

зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества

Мировое хозяйство

Ученик научится:

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,

их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую

информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных

задач.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

Устойчивое развитие

Ученик научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и

фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и

практикоориентированных задач);

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,

их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую

информацию;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных

задач.

Ученик получит возможность научиться:

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической

зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества

Выпускник научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,

наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных

явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,

природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе

картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового

продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях

функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе

сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с

графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения

концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и исследовательской деятельности;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном

географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической

зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Раздел 2

Содержание учебного предмета

10 класс

Тема 1. География в современном мире

Почему география самостоятельная наука? География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения.

Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук. Законы размещения.

Какими были первые методы географических исследований? Географические исследования: традиционные — экспедиционный,

картографический,

описательный

методы;

современные

моделирование,

территориальная

матрица

статистических

данных,

районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Тема 2. Политическая карта мира: государства и границы

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправ-

ляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и

департаменты).

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории государства (унитаризм и федерализм).

Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.

Международные политические организации. ООН.

Тема 3. Богатство и бедность: типы стран

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого по-

тенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые

классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.

Тема 4. Население и культура

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.

Мальтуса, модель

демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное

освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория

этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на

особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

11 класс

Тема 1. Городские и сельские поселения

Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы

роста города. Оптимальные размеры города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.

Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене

на жилье, арендной плате, земельной ренте.

Тема 2. Мировое хозяйство

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе

занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального

хозяйства.

Тема 3. Устойчивое развитие

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Закономерности пространственного экономического развития

(центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).

Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-эконо-

мических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических

типов.

Региональный монополизм и региональная политика.

Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного

развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

Киотский протокол.

Раздел 3

Тематическое планирование

10 класс

п/п

Название темы

Количество

часов

1

География в современном мире

13

3

Политическая карта мира: государства и границы

33

4

Богатство и бедность: типы стран

24

5

Население и культура

32

Итого:

102

11 класс

п/п

Название темы

Количество

часов

1

Городские и сельские поселения

19

2

Мировое хозяйство

62

3

Устойчивое развитие

18

Итого:

99

Рассмотрено Согласовано

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

_______/____________ ___________/ Нарышкина Л.Ю.

Протокол №1 от «01» сентября 2020

от «31» августа 2020

_____________________________________________________________________________________________________________

________

Календарно- тематическое планирование к каждому классу прилагается (см. Приложение № 1)



В раздел образования