Автор: Заяц Виктория Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Видное
Наименование материала: Рабочая программа по географии
Тема: Рабочая программа по географии 10-11 класс ФГОС (углубленный уровень)
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
" Видновская средняя общеобразовательная школа №11"
Рабочая программа
по учебному предмету география
уровень среднее общее образование
(углубленный уровень)
Срок реализации 2 года
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения,
Примерной образовательной программы среднего общего образования по географии для 10-11 классов, автор В.Н. Холина М:Дрофа, 2014 г.
Составила:
Заяц В.И., учитель географии, первой квалификационной категории
2020 год
Утверждаю
Директор МАОУ
«Видновская СОШ №11»
/_________/О.В.Доманевская
от «01 » сентября 2020 г
Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностные результаты освоения учебного предмета:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета на базовом уровне
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем.
дополнительно на профильном:
1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин,
роли в решении современных научных и практических задач;
2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих
сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-
общественных территориальных систем;
4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования
природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных
территорий;
6) владение умениями работать с геоинформационными системами;
7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов;
8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и
общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
10 класс
География в современном мире
Ученик научится:
•
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
•
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
•
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
•
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
•
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
•
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
•
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;
Ученик получит возможность научиться:
•
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
•
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
•
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
•
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
•
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
•
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
•
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
Политическая карта мира: государства и границы
Ученик научится:
•
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
•
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
•
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
•
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
•
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
•
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
•
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
•
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
•
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;
Ученик получит возможность научиться:
•
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
•
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
•
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
•
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
•
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
Богатство и бедность: типы стран
Ученик научится:
•
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
•
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
•
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
•
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
•
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
•
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
•
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
•
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
•
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
•
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
•
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
•
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;
•
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;
•
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
•
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
•
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Ученик получит возможность научиться:
•
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
•
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
•
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
•
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
•
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
•
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
•
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
Население и культура
Ученик научится:
•
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
•
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
•
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
•
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
•
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
•
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
•
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
•
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
•
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
•
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
•
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
Ученик получит возможность научиться:
•
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
•
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
•
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
•
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
•
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
•
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
•
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
11 класс
Городские и сельские поселения
Ученик научится:
•
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практикоориентированных задач);
•
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
•
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
•
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
•
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
•
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач.
Ученик получит возможность научиться:
•
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
•
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
•
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
•
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
•
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
•
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
•
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
•
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества
Мировое хозяйство
Ученик научится:
•
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
•
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
•
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
•
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
•
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач.
Ученик получит возможность научиться:
•
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
•
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
•
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
•
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
Устойчивое развитие
Ученик научится:
•
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практикоориентированных задач);
•
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
•
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
•
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
•
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
•
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач.
Ученик получит возможность научиться:
•
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
•
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
•
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
•
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества
Выпускник научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных
явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе
сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и исследовательской деятельности;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Раздел 2
Содержание учебного предмета
10 класс
Тема 1. География в современном мире
Почему география самостоятельная наука? География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения.
Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук. Законы размещения.
Какими были первые методы географических исследований? Географические исследования: традиционные — экспедиционный,
картографический,
описательный
методы;
современные
—
моделирование,
территориальная
матрица
статистических
данных,
районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Тема 2. Политическая карта мира: государства и границы
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправ-
ляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и
департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Тема 3. Богатство и бедность: типы стран
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого по-
тенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые
классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.
Тема 4. Население и культура
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.
Мальтуса, модель
демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное
освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория
этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на
особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
11 класс
Тема 1. Городские и сельские поселения
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы
роста города. Оптимальные размеры города.
Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене
на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Тема 2. Мировое хозяйство
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе
занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.
Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального
хозяйства.
Тема 3. Устойчивое развитие
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.
Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Закономерности пространственного экономического развития
(центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»).
Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-эконо-
мических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических
типов.
Региональный монополизм и региональная политика.
Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного
развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).
Киотский протокол.
Раздел 3
Тематическое планирование
10 класс
№
п/п
Название темы
Количество
часов
1
География в современном мире
13
3
Политическая карта мира: государства и границы
33
4
Богатство и бедность: типы стран
24
5
Население и культура
32
Итого:
102
11 класс
№
п/п
Название темы
Количество
часов
1
Городские и сельские поселения
19
2
Мировое хозяйство
62
3
Устойчивое развитие
18
Итого:
99
Рассмотрено Согласовано
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_______/____________ ___________/ Нарышкина Л.Ю.
Протокол №1 от «01» сентября 2020
от «31» августа 2020
_____________________________________________________________________________________________________________
________
Календарно- тематическое планирование к каждому классу прилагается (см. Приложение № 1)