Авторы: Сидорова Татьяна Владимировна, Власова Вера Сергеевна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 56" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование у дошкольников навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
Раздел: дошкольное образование
Для формирования у дошкольников навыков совместной деятельности со
взрослыми
и
сверстниками
необходимо
прежде
всего
развитие
коммуникативных
навыков.
В
нашем
детском
саду
есть
группы
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушения речевого развития таких детей препятствуют осуществлению
полноценного общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, в течение всего образовательно-коррекционного процесса
необходимо делать упор на устранение коммуникативных барьеров. Важно
мотивировать особых детей общаться, гармонично решать конфликтные и
проблемные ситуации, возникающие во время пребывания в коллективе.
Для эффективной работы по данному направлению нами была создана
модель
В неё входит:
Организационно-методическая работа с педагогами;
Организация коррекционно- развивающей среды;
Совместная деятельность с детьми;
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.
Одним из важных условий является высокий профессионализм
педагогов.
С
педагогами были
проведены
практико-ориентированные
консультации, семинары-практикумы, мастер-классы. Свой опыт работы по
теме ««Формирование коммуникативных навыков детей в разных видах
деятельности» педагоги представили на методической неделе в детском саду.
Для педагогов был организован смотр-конкурс «Лучшая дидактическая игра
для детей старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному
развитию».
В режиме самоизоляции педагоги детского сада освоили дистанционные
формы
работы.
В
апреле
была
проведена
видеоконференция
«Взаимодействие всех участников образовательного процесса
в режиме
дистанционного обучения».
В процессе совместной работы педагогами было создано методическое
пособие:
«Формирование
коммуникативной
компетентности
старших
дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игры», учителя-
логопеды
разработали
электронное
пособие
«Формирование
навыков
совместной деятельности и коммуникации со сверстниками и взрослыми у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
Организация жизнедеятельности детей с нарушением речи во многом
зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как
она
является
фактором
коррекционно-компенсаторного
преодоления
недостаточности речевого развития детей. Введение зон по типу сказочного
домика,
волшебного
леса,
уголка
по
интересам
позволяет
детям
устанавливать контакт друг с другом, вести диалоги, обращаться за помощью
к взрослым. В процессе работы нами были изготовлены тканевые коврики
для
совместного
речевого
творчества
детей,
перекидное
панно
для
совместного сказкотворчества. В каждой группе оформлен уголок социально
– коммуникативного развития, в котором расположена картотека игр на
развитие диалогической и монологической речи дошкольников и карточки
для развития умения работать в команде. Для развития эмоциональной сферы
детей создан уголок настроения. Для снятия напряженности и устранения
коммуникативных барьеров используются столы для песочной анимации.
Для обогащения словарного запаса сделан ларчик хороших слов и
пожеланий.
Для
создания
атмосферы
эмоционального
комфорта
и
познавательно - речевой
активности оформлена «Говорящая стена» в
соответствии с тематическим планированием.
Для работы с детьми мы подобрали образовательные технологии.
Кейс-технология
состоит
в
том,
что
дошкольники самостоятельно
анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи
и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология
Цифровые
истории
повышает
эффективность
общения
дошкольников.
Дети получают возможность рассказать о себе,
описать
важные моменты в своей жизни. В цифровых рассказах можно выступать и
от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения.
Технология «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день
перед завтраком со всеми детьми для обсуждения планов на день и в конце
дня для того, чтобы подвести итоги дня и поделиться своими мнениями и
впечатлениями.
Технология «Ситуация месяца» заключается в том, что каждую ситуацию
дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца. Темы
ситуаций
исходят
из
возрастных
особенностей
детей
и
содержания
образовательной программы. Для решения образовательных задач по
ситуациям месяца, педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки. По
завершению каждой ситуации проводится заключительный праздник.
Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии
саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет детям решать свои
проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях.
При
реализации
технологии
«Дети-волонтёры»
старшим
детям
предоставляется возможность помочь или научить младших детей. Таким
образом, передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по
показу и рассказу воспитателя, что способствует развитию навыков общения
в разновозрастном коллективе.
За основу деятельности с детьми по развитию коммуникативных навыков
принята игровая деятельность, с акцентом на развитие речи: это словесные
игры на развитие диалогической и монологической форм речи. В работе с
детьми мы используем игры на развитие речевой культуры общения
-игры на развитие информационно-коммуникативных умений (Рассказ по
кругу, игры-ситуации)
-игры на развитие регуляционно-коммуникативных умений (Группа в
обручах, Связующая нить, Слепец и поводырь)
- игры на развитие аффективно-коммуникативных умений (Разговор через
стекло, Руки знакомятся - руки мирятся)
Одним из важных условий эффективной работы по формированию
коммуникативных
навыков
у
детей является
вовлечение родителей в
образовательный процесс. Для родителей были проведены: игрочас «Игры
со словами», речевой тренинг «Говорить совсем не скучно», мастер-класс
«Секреты общения с ребёнком». В рамках дистанционного обучения были
разработаны образовательные маршруты для совместной деятельности детей
и родителей в сети Интернет, организованы обучающие вебинары для
родителей. Интерес представляет использование формы «Сочинение» как
прием краткого самоанализа самими родителями собственных действий в
направлении социально - коммуникативного развития ребенка.
Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с
социумом – «Социальная акция». В рамках сотрудничества со школой были
проведены акции «Посылка солдату», «Дорогие мои старики». Совместно с
детской библиотекой была проведена акция «Книжка на ладошке».
Результаты
коррекционно-развивающей работы показывают, что дети с
тяжелыми нарушениями речи становятся более общительными, открытыми,
активными и уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.