Напоминание

Формирование у дошкольников навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками


Авторы: Сидорова Татьяна Владимировна, Власова Вера Сергеевна
Должность: старшие воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 56" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование у дошкольников навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для формирования у дошкольников навыков совместной деятельности со

взрослыми

и

сверстниками

необходимо

прежде

всего

развитие

коммуникативных

навыков.

В

нашем

детском

саду

есть

группы

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушения речевого развития таких детей препятствуют осуществлению

полноценного общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, в течение всего образовательно-коррекционного процесса

необходимо делать упор на устранение коммуникативных барьеров. Важно

мотивировать особых детей общаться, гармонично решать конфликтные и

проблемные ситуации, возникающие во время пребывания в коллективе.

Для эффективной работы по данному направлению нами была создана

модель

В неё входит:

Организационно-методическая работа с педагогами;

Организация коррекционно- развивающей среды;

Совместная деятельность с детьми;

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.

Одним из важных условий является высокий профессионализм

педагогов.

С

педагогами были

проведены

практико-ориентированные

консультации, семинары-практикумы, мастер-классы. Свой опыт работы по

теме ««Формирование коммуникативных навыков детей в разных видах

деятельности» педагоги представили на методической неделе в детском саду.

Для педагогов был организован смотр-конкурс «Лучшая дидактическая игра

для детей старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному

развитию».

В режиме самоизоляции педагоги детского сада освоили дистанционные

формы

работы.

В

апреле

была

проведена

видеоконференция

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса

в режиме

дистанционного обучения».

В процессе совместной работы педагогами было создано методическое

пособие:

«Формирование

коммуникативной

компетентности

старших

дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игры», учителя-

логопеды

разработали

электронное

пособие

«Формирование

навыков

совместной деятельности и коммуникации со сверстниками и взрослыми у

детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Организация жизнедеятельности детей с нарушением речи во многом

зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как

она

является

фактором

коррекционно-компенсаторного

преодоления

недостаточности речевого развития детей. Введение зон по типу сказочного

домика,

волшебного

леса,

уголка

по

интересам

позволяет

детям

устанавливать контакт друг с другом, вести диалоги, обращаться за помощью

к взрослым. В процессе работы нами были изготовлены тканевые коврики

для

совместного

речевого

творчества

детей,

перекидное

панно

для

совместного сказкотворчества. В каждой группе оформлен уголок социально

– коммуникативного развития, в котором расположена картотека игр на

развитие диалогической и монологической речи дошкольников и карточки

для развития умения работать в команде. Для развития эмоциональной сферы

детей создан уголок настроения. Для снятия напряженности и устранения

коммуникативных барьеров используются столы для песочной анимации.

Для обогащения словарного запаса сделан ларчик хороших слов и

пожеланий.

Для

создания

атмосферы

эмоционального

комфорта

и

познавательно - речевой

активности оформлена «Говорящая стена» в

соответствии с тематическим планированием.

Для работы с детьми мы подобрали образовательные технологии.

Кейс-технология

состоит

в

том,

что

дошкольники самостоятельно

анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи

и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология

Цифровые

истории

повышает

эффективность

общения

дошкольников.

Дети получают возможность рассказать о себе,

описать

важные моменты в своей жизни. В цифровых рассказах можно выступать и

от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения.

Технология «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день

перед завтраком со всеми детьми для обсуждения планов на день и в конце

дня для того, чтобы подвести итоги дня и поделиться своими мнениями и

впечатлениями.

Технология «Ситуация месяца» заключается в том, что каждую ситуацию

дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца. Темы

ситуаций

исходят

из

возрастных

особенностей

детей

и

содержания

образовательной программы. Для решения образовательных задач по

ситуациям месяца, педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки. По

завершению каждой ситуации проводится заключительный праздник.

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии

саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет детям решать свои

проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях.

При

реализации

технологии

«Дети-волонтёры»

старшим

детям

предоставляется возможность помочь или научить младших детей. Таким

образом, передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по

показу и рассказу воспитателя, что способствует развитию навыков общения

в разновозрастном коллективе.

За основу деятельности с детьми по развитию коммуникативных навыков

принята игровая деятельность, с акцентом на развитие речи: это словесные

игры на развитие диалогической и монологической форм речи. В работе с

детьми мы используем игры на развитие речевой культуры общения

-игры на развитие информационно-коммуникативных умений (Рассказ по

кругу, игры-ситуации)

-игры на развитие регуляционно-коммуникативных умений (Группа в

обручах, Связующая нить, Слепец и поводырь)

- игры на развитие аффективно-коммуникативных умений (Разговор через

стекло, Руки знакомятся - руки мирятся)

Одним из важных условий эффективной работы по формированию

коммуникативных

навыков

у

детей является

вовлечение родителей в

образовательный процесс. Для родителей были проведены: игрочас «Игры

со словами», речевой тренинг «Говорить совсем не скучно», мастер-класс

«Секреты общения с ребёнком». В рамках дистанционного обучения были

разработаны образовательные маршруты для совместной деятельности детей

и родителей в сети Интернет, организованы обучающие вебинары для

родителей. Интерес представляет использование формы «Сочинение» как

прием краткого самоанализа самими родителями собственных действий в

направлении социально - коммуникативного развития ребенка.

Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с

социумом – «Социальная акция». В рамках сотрудничества со школой были

проведены акции «Посылка солдату», «Дорогие мои старики». Совместно с

детской библиотекой была проведена акция «Книжка на ладошке».

Результаты

коррекционно-развивающей работы показывают, что дети с

тяжелыми нарушениями речи становятся более общительными, открытыми,

активными и уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.



В раздел образования