Авторы: Корчикова Нина Васильевна, Куцань Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад
Населённый пункт: Новосибирская область р.п.Краснообск
Наименование материала: Познавательно-творческий проект
Тема: "Мир посуды"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-творческий проект по теме «Посуда» в
старшей группе коррекционной направленности
«Ромашка»
Вид проекта: краткосрочный, 16-20 ноября 2020 г.
Актуальность:
предметный
мир
побуждает
ребенка
к
активным
и
самостоятельным действиям. Активность является непременной предпосылкой
формирования
умственных
качеств
личности,
её
самостоятельности
и
инициативности. Современные программы предусматривают формирование у
дошкольников достоверных элементарных систем представлений о различных
свойствах и отношениях предметов и явлений. Современная педагогика должна
давать
детям
ключ
к
познанию
действительности,
а
не
стремиться
к
исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе
умственного воспитания
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей
в процессе разработки образовательного проекта «Посуда».
Задачи проекта:
- формировать понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки
(форма, цвет, размер, из какого материала сделана);
- активизировать словарь по лексической теме;
- развивать связную речь через составление описательного рассказа о
посуде;
- воспитывать у детей культуру поведения за столом, умение пользоваться
столовыми приборами;
- развивать мелкую моторику посредством выполнения творческих работ;
Ожидаемые результаты:
- знать и называть предметы посуды, части, из какого материала изготовлена;
- уметь узнавать предмет посуды по описанию и назначению;
- владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения
за столом;
I этап. Подготовительный
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала .
- Свободная самостоятельная изобразительная деятельность детей.
II этап. Основной
- Рассматривание иллюстраций.
- Проведение игр-занятий, дидактических игр по теме.
- Чтение сказок, стихов, загадок, поговорок по теме проекта.
- Рисование, аппликация по теме проекта.
III этап. Заключительный
Выставка рисунков и аппликации по теме.
Беседы с детьми:
1.
Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?»
Цель: выявить знания детей о посуде.
Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда»
Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.
2.
Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?»
Цель: познакомить детей с материалами, из которых изготовлена посуда.
Художественная литература
Чтение: произведения К.Чуковского «Федорино горе».
Загадывание загадок о посуде.
НОД на тему: «Посуда»
Задачи: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с
классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов
посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном
падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг,
равномерно наносить узор.
Материалы и оборудование: картинки с изображением разной посуды;
образцы посуды из разных материалов; бумажные тарелочки белого цвета,
карандаши.
Содержание организованной деятельности детей.
1.
Повторение названий предметов посуды.
На доске картинки с различными предметами посуды. Как можно назвать
одним словом эти предметы?
2.
Классификация посуды.
Посуда бывает разная.
Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница,
молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки,
стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в
молочник?
Столовая посуда - это посуда, из которой мы едим: тарелка, супница,
солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе
назовем столовую посуду. К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка –
столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке,
солонке, перечнице, соуснице, салатнице?
Кухонная посуда – это посуда, в которой готовят еду: кастрюля, сковорода,
миска, половник, сито, кувшин. Для чего нужны кастрюли, половник? Как
используют сковороду, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее
называют) Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой
посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?
3. Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей,
расставляющих на столе столовую посуду к обеду.
Вопросы:
- Кого мы видим на картинке?
- Что стоит на столе?
- Что держит мальчик?
- Для чего нужна тарелка?
- Что кладет девочка на стол?
- Для чего нужна ложка?
- Что едят вилкой?
- С какой стороны от тарелки лежат ложка и вилка?
- Где стоит стакан?
4. Дидактические игры.
«Какая посуда спряталась?»
Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он
относится: чайная, столовая, кухонная посуда.
«Назови правильно».
Воспитатель по очереди называет каждому ребенку слово, обозначающее
предмет посуды, во множественном числе. Ребенок называет слово во
множественном числе, родительском падеже, отвечая на вопрос «Чего нет?». За
правильные ответы дети получают фишки.
5. Ознакомление с материалами, из которого изготовлена посуда.
Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева,
металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость,
прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что
пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится,
металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая,
она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней
подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке
или в духовке.
Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло –
прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая,
непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.
6. Игра «Назови, какая посуда»
Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …
Если ложка из металла, она - …
Если чашка из фарфора, она - …
Если чайник из глины, он - …
Если стакан из стекла, он - …
Если сахарница из стекла, она - …
Если половник из металла, он - …
7. Описание предметов посуды.
Дети описывают предметы посуды по схеме:
1) Название.
2) Материал, из которого изготовлен предмет.
3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).
4) Составные части.
5) Назначение.
7) Гжельская роспись. Расписывание тарелки.
8) Рисование «Украсим чайник»
10) Аппликация «Кувшинчик»
Интегрированное занятие «Описание посуды»
Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и
родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды,
называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам,
совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.
Материал и оборудование: картинки с изображением посуды; цветная
бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент. Повторение названий посуды.
Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут
по одной картинке и называют посуду.
2. Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Вся макушка в дырках мелких,
Больше греться не хочу. Перец сыплется в
тарелки. (Перечница)
Крышка громко зазвенела:
«Пей чай, вода вскипела!» (Чайник)
Новая посуда, Зубами накалываю
А вся в дырах. (Сито) И в рот накладываю. (Вилка)
Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.
А сама безрогая. (Ложка) Все ровнехонько и ловко. (Нож)
3. Дидактические игры.
«Чего не стало?»
Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети
называют. Какой посуды не стало.
«Угадай, какая посуда».
Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп;
насыпают сахар (соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в
которую кладут конфеты; из которой пьют чай.
4. Описание посуды.
Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая
изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание,
должны отгадать, какую посуду описывают.
5. Сравнение.
Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал;
бокал и стакан; кастрюля и чайник?
6. Конструирование из бумаги «Стаканчик».
7. Рефлексия.
Вопросы:
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик.
- Чем вам понравилось на занятии?
Развитие речи. Составление рассказа-описания.
Задачи: уточнить названия посуды, упражнять в образовании
множественного числа существительных, уметь называть части посуды и
внешние признаки, упражнять в образовании относительных прилагательных,
упражнять в образовании существительных в косвенных падежах, закрепить
умение составлять рассказы по мнемотаблице, развивать внимание, логическое
мышление, связную речь.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Самовар Самоварыч. Как вы
думаете, над чем он главный?
На доску выставляются картинки с предметами посуды.
Игра «Один – много».
Один стакан – много стаканов, одна чашка - …
Воспитатель: вы знаете, что посуду делают из разных материалов. Самовар
Самоварыч хочет проверить, знаете ли вы из каких материалов, какая посуда
получается.
Игра с мячом «Образуй слово»
Стакан из стекла – стеклянный стакан
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Кастрюля из металла – металлическая кастрюля
Сковорода из чугуна – чугунная сковорода
Блюдце из керамики – керамическое блюдце
Кувшин из глины – глиняный кувшин
Тарелка из пластмассы – пластмассовая тарелка
Бокал из хрусталя – хрустальный бокал
Ложка из дерева – деревянная ложка.
Воспитатель: а теперь Самовар Самоварыч предлагает игру «Подбери
предмет».
Упражнение в образовании существительных в косвенных падежах.
Хлеб нарезают чем? –Хлеб нарезают ножом.
Суп в тарелку наливают чем? – Суп в тарелку наливают поварешкой.
Макароны едят чем? – Макароны едят вилкой.
Суп едят чем? – Суп едят ложкой.
Сок пьют из чего? – Сок пьют из стакана.
Чай пьют из чего? – Чай пьют из чашки.
Кашу едят из чего? – Кашу едят из тарелки.
Котлеты жарят в чем? – Котлеты жарят в сковороде.
Суп варят в чем? – Суп варят в кастрюле.
Морковь трут на чем? – Морковь трут на терке.
Воспитатель: посмотрите, какую схему принес нам Самовар Самоварыч.
По этой схеме мы будем составлять рассказы о посуде.
План составления рассказа.
1.
Что это?
2.
Из какого материала изготовлен предмет посуды?
3.
Из каких частей состоит предмет посуды?
4.
Как можно использовать?
Составление рассказов по мнемотаблице.
Воспитатель: Самовар Самоварыч предлагает выучить стихотворение. А
помогут нам в этом картинки-подсказки.
«Посуда»
Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо.
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой.
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
Воспитатель: Какие задания от Самовар Самоварыча вам понравились
больше всего?
Список художественной литературы для чтения
Г.Гробовский «За обедом», «Деревянная ложка», З.Александрова «О
кастрюльке», «Большая ложка», К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-
цокотуха», «Мойдодыр», Братья Гримм «Горшок каши», русские народные сказки
«Лиса и журавль», «Три медведя», «Как Аленка разбила чашку».
Пословицы о посуде
Береженая посуда два века стоит.
Битая посуда два века живет.
В дырявой посуде вода не держится.
Люди да посуда, чем больше их, тем лучше.
Загадки о посуде
Стоит толстячок, Возраст наш не очень юный.
Подбоченивши бочок, Были бабушки чугуны,
Шипит и кипит, А теперь мы из тефлона,
Всем чай пить велит. Ручки из пластмассы,
(чайник) Подогреем макароны,
И поджарим мясо.
Ем столовой суп в обед, (сковорода)
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко, Она всем очень нравится
Где моя большая… ложка На блюдечке красавица.
С одной рукой милашка
Для питья он предназначен, Голубенькая…чашка
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить, У кого ответа нет
С удовольствием попить, В чем сварить себе обед?
Воду можно из-под крана. На плите стоит чистюля.
Нет нужней чего? Суп сварить нужна…
стакана кастрюля
На одной широкой ножке Для хозяек с давних пор
У неё 4 рожка, Он особенный прибор.
Но она совсем не пилка, Почему на кухне скрежет
Для котлет и мяса… вилка Это он морковку режет.
(нож)
Заключительный этап проекта
Был подобран дидактический материал: сенсорные, настольно-печатные,
дидактические игры («Разрезные картинки», «Найди пару», «Собери сервиз»
«Четвертый лишний», «Загадочные картинки»), картинки с изображением
предметов чайной, столовой, кухонной посуды.
Для сюжетной игры была выставлена игрушечная посуда: чайная, столовая,
кухонная.
Дети закрепили название и назначение посуды, усвоили материалы, из
которых она изготовлена, познакомились с их свойствами (бьётся, ломается,
мнётся, трескается).
Провели для детей экскурсию на кухню для более полного представления
о кухонной посуде, где дети смогли увидеть разнообразие кухонной посуды
(кастрюли, сковороды) и сравнить их по величине.
Рисование. «Гжель. Роспись тарелки»
Рисование «Украсим чайник»
Аппликация «Кувшинчик»