Напоминание

Выборы в президенты


Автор: Зинченко Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК ВЗСТ
Населённый пункт: п.Венцы, Гулькевичский район, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка урок-игра
Тема: Выборы в президенты
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство сельского хозяйства РФ ГБПОУ КК “Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум” МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению урока-игры по дисциплине “Право” на тему “Выборы в президенты”. Авторы : Зинченко Н.Н. п. Венцы 2014 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ Как показывает опыт, активные методы обучения способствуют развитию мышления у студентов и вызывают неподдельный интерес. Путем вовлеченного обучения студенты учатся анализировать, а анализ любой ситуации позволяет впоследствии принимать правильные решения. Одним из методов вовлеченного обучения является ролевая игра. Именно игра может привлечь к активному обучению большую часть студенческой группы, она увлекает и дает возможность каждому участнику проявить себя. Не случайно выбрана ролевая игра при изучении темы “Выборы в президенты”, которая напрямую связана с дисциплиной “Основы права”. Этот вопрос рассматривается под разными углами зрения двух предметов. С одной стороны правовые вопросы и проблемы выборов в стране. С другой стороны, этические, моральные, нравственные проблемы и отношения между людьми. Все студенты - это будущие избиратели. Знания и навыки, полученные при изучении этой темы, помогут молодому поколению лучше ориентироваться в сути выборных процессов и дадут возможность занять активную позицию в обществе. Помогут более четко ориентироваться в общественных процессах, в отношениях между людьми, помогут найти свое место в коллективе и обществе. Данная методическая разработка подготовлена с целью совершенствования педагогического мастерства и оказания помощи преподавателям правовых и общественных дисциплин, классным руководителям.

План урока

Предмет
: “Право”.
Тема: “Выборы в президенты”.

Цели:
Образовательная – ознакомить студентов с основами положения избирательного права, порядок проведения избирательной компании; развивать у студентов практические навыки в процедуре голосования, навыки общения и защиты своей точки зрения и взглядов; Воспитательная – воспитывать правовую культуру личности, культуру общения и взаимоотношений.
Тип урока
: сообщение новых знаний с элементами игры.
Оборудование
: раздаточный материал, схема.
Ход урока
:
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы, постановка цели.
3.
Мотивация.
4.
Изложение нового материала: - избирательное право (объяснение в сочетании с беседой) - избирательный процесс (ролевая игра) 5. Закрепление – обсуждение изученного. 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание- подготовить свою кандидатуру в депутаты Государственной думы.

Методические рекомендации по проведению урока.
Проведение урока с элементами ролевой игры требует предварительной подготовки. Во- первых, студенты выдвигают кандидатов в Президенты и оформляют подписные листы (Приложение № 4). Распределяются роли доверенных лиц, представителей средств массовой информации, членов избирательной комиссии. Кандидаты в Президенты готовят предвыборную программу. Проводятся консультации с членами избирательной комиссии. Преподаватель начинает урок с проверки присутствующих. Объявляется тема урока и цели, разъясняется необходимость изучения данной темы, которая заключается в следующем:
1.
Выборы - основная форма участия граждан в управлении государством;
2.
От активного участия граждан в выборах зависит их дальнейшая жизнь;
3.
Знание основных положений избирательного права развивает правовую культуру человека. Студентам объясняется план урока, где акцентируется внимание на том, что рассмотрение одного из вопросов будет проводится в форме ролевой игры. В ходе освещения первого вопроса преподаватель постоянно обращается к студентам с просьбой пояснить те или иные понятия, известные им из предыдущих тем. Необходимо чтобы они уяснили цепочку связи между новой и предыдущими темами. Раскрытие темы необходимо начать с выяснения понятия демократии. Преподаватель предлагает студентам обсудить в группах, предложенные на карточках определения демократии. (Приложение № 1). Приведенные определения дадут студентам представление о том, насколько емким по содержанию является термин демократия. Студенты после группового обсуждения выступают с анализом и комментариями определений. Выяснив понятие демократии, необходимо охарактеризовать ее формы - непосредственную (прямую) демократию и представительную. При непосредственной форме демократии народ сам принимает решения по жизненно важным вопросам в государстве. Преподаватель, обращаясь к аудитории, просит ответить на вопрос: “В каких же формах народ может выразить свою волю по государственным вопросам?” После ответов одному из студентов предлагается записать на доске все формы непосредственной демократии, причем важно отразить формы, которые имеют общеобязательное решение и формы, которые имеют лишь совещательное значение, расположив записи в двух колонках. Выборы собрания референдум митинги демонстрации пикетирования Продолжая урок, преподаватель касается понятия референдум, ранее изученного при рассмотрении темы о конституции. Для того чтобы студенты поняли, что референдум проводится по особо важным вопросам, необходимо привести примеры всероссийских референдумов:
1.
17.03.91 - по вопросу о введении поста Президента в России;
2.
25.04.93 - о доверии Президенту России;
3.
12.12.93 - о принятии новой конституции Российской Федерации. Представительная форма демократии означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом и состоят из представителей народных депутатов. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые должностные лица государства, прежде всего Президент России, т.к. именно Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Раскрыв понятие демократии и ее форм, преподаватель задает студентам вопрос: “Что по их мнению означает демократические выборы?” Одновременно студентам раздаются карточки с ключевыми характеристиками демократических выборов, такими как  конкурентность выборов  периодичность выборов  представительные выборы  легитивные выборы Пока будет идти обсуждение вопроса, студентам, получившим карточки, необходимо обдумать, что означает то или иное понятие, а затем изложить свои мысли аудитории. Преподаватель при этом в определенных затруднительных ситуациях оказывает необходимую помощь. Обсуждение заканчивается формулированием определения демократических выборов.
Демократические

выборы

-
это конкурентные, периодические, представительные и законные выборы в процессе которых граждане, избирают лиц, принимающих основные решения в государстве. Одной из главных фигур в избирательном праве является конечно избиратель. Необходимо чтобы студенты усвоили признаки избирателя в свете новых законов. Целесообразно начать объяснение с понятия
ц е н з а.

Избирательный ценз -
предусмотренные законом условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным. При объяснении этого понятия будет уместным привести примеры из истории развития избирательных прав в США. В XYIII в. в период принятия конституции право голоса имели лишь белые граждане. Существовал имущественный ценз. Чернокожие в южных штатах были допущены к избирательным урнам только в 60-е годы ХХ в. Преподаватель предлагает студентам определить существуют ли перечисленные на доске цензы в российском избирательном праве. На доске указаны следующие цензы: оседлости, имущественный ценз, возрастной ценз, ценз гражданства, расовый ценз, половой ценз, религиозный ценз. Кроме того, в федеральном законе указываются два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет не имеет права избирать и быть избранным. Студентам предлагается обсудить в группах перечень условий, указанный на карточке. Из предложенного перечня условий необходимо выбрать два (Приложение № 2). Преподаватель объясняет студентам, что это юридические условия, а для того чтобы быть избирателем нужны и неформальные условия. Что же это за условия? Это позиция, другими словами, надо быть подготовленным к роли избирателя внутренне, по своим личностным качествам. Прежде всего это качества гражданина. Существуют различные представления о том, кто такой гражданин. Будет уместно привести примеры из отечественной истории кого же считали гражданами. Это и Кузьма Минин, организовавший в смутное время народное ополчение, которое подготовило почву для Возрождения монархии и декабристы, боровшиеся против царизма и С.М.Киров, о котором в сталинское время был создан фильм “Великий гражданин”. Быть гражданином в свободном обществе - трудная задача. Свободная жизнь требует от человека уверенности в своих силах, умения мыслить, самому решать свои проблемы, справляться с переменами, умения общаться с другими и понимания взглядов других людей. Человек в обществе должен занимать активную гражданскую позицию, ведь от позиции каждого зависит развитие страны, ее настоящее и будущее. Для уяснения понятия активной позиции гражданина студентам для обсуждения предлагается следующая ситуация. В супермаркете вы замечаете, что один из покупателей, взяв товар, прячет его под курткой. Как вы поступите в этой ситуации. В зависимости от ответов студентов преподаватель поясняет пассивную или активную позицию заняли они в этой ситуации.
Продолжая урок, преподаватель задает вопрос студентам: “Какие выборные должности существуют в России?” Предлагается выбрать путем группового обсуждения из предложенных на карточках вариантов выборные должности. (Приложение № 3). Выборы главы государства - Президента, имеют определяющее значение. Необходимо обсудить, почему это так важно, чем должен руководствоваться человек, делая свой выбор. Если выбранных в спешке или не по зрелому размышлению “неудачных” депутатов Государственной Думы могут в какой-то мере уравновесить достойные избранники, то на выборах Президента ошибаться никак нельзя. Слишком дорога цена этой ошибки. Вот когда нужно отбросить эмоции, временное недовольство и четко и ясно представить, что может произойти вслед за избранием либо человека “из прошлого”, либо того, кто обещает скорое и беспроблемное будущее. Избирательное право граждан бывает активным и пассивным. Активное право - это право избирать, пассивное - это быть избранным. Обладание тем и другим правом ограничивается возрастом. Право избирать возникает с 18 лет, пассивное право возникает позже и зависит от уровня избираемой должности. Студентам предлагается назвать возрастные требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы и в Президенты. Ознакомив студентов с принципами участия граждан РФ в выборах, необходимо обсудить что же главное в каждом принципе. Принципы лучше записать на доске. 
В с е о б щ е е
избирательное право. Это значит, что избирать могут все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законах. 
Р а в н о е
избирательное право. Никто из голосующих не получает преимуществ. Каждый имеет и отдает только один голос. 
П

р

я

м

о

е
избирательное право. Избиратель голосует на выборах
“за”
или
“против”
кандидатов непосредственно. 
Т а й н о е
голосование. Какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается. Продолжая урок, особое внимание необходимо уделить ответственности за нарушения избирательных прав граждан. От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона населенного пункта. Поэтому же, кто связывает свое благосостояние с приходом к власти тех или иных “своих” людей, порой готовы на все ради победы последних. Это, как правило, различные теневые структуры, которые используют демократические процедуры в своих целях. Такие структуры используют различные приемы обработки избирателей, подчас нарушая избирательные права граждан. Ярким примером нарушения избирательных прав граждан были выборы городской Думы Санкт-Петербурга в 1998 году, которые происходили в обстановке насилия, подлогов, обмана, угроз и подкупа. За нарушение избирательных прав установлена административная и уголовная ответственность. Далее внимание ребят необходимо сконцентрировать на избирательной процедуре, т.к. именно от ее четкой организации многое зависит. Основной смысл процедуры это точность, четкость и неукоснительность. Для того чтобы четко уяснить избирательную процедуру необходимо иметь представление об избирательных системах. В России действует 2 системы - пропорциональная и мажоритарная. Разъяснив студентам суть той или другой системы, преподаватель предлагает совместно обсудить достоинства и недостатки этих систем с точки зрения практичности и справедливости. Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам. Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый
избирательный метр - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом суть пропорциональной системы. Мажоритарная система предполагает такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов. Подготовка к выборам начинается заблаговременно. Формируются избирательные округа, кандидаты организуют сбор подписей, составляются списки избирателей. Избирательные участки формируются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Финансирование выборов осуществляется за счет бюджета. Студентам предлагается подумать почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не отдает дело их финансирования в руки частных лиц. Закон строго регламентирует поступление негосударственной денежной помощи в избирательные фонды. Так, собственные средства кандидата в депутаты Госдумы и на должность Президента РФ, используемые на избирательную компанию, не должны превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз. Рассмотрение второго вопроса темы происходит в форме ролевой игры, которая состоит из следующих этапов. I этап - выдвижение кандидата; II этап - предвыборная агитация; III этап - голосование; IY этап - подведение итогов. Избирательный процесс начинается с выдвижения кандидатов и сбора подписей в поддержку кандидата. На предыдущем уроке студенты выдвигают претендентов на должность Президента и оформляют подписные листы (Приложение № 4). Необходимо пояснить, что для поддержки кандидата на должность президента необходимо собрать 1 млн. подписей. Игра начинается с выступления доверенных лиц, которые представляют аудитории кандидатов в Президенты с предвыборной программой. Необходимо установить регламент их выступлений. После их выступления избиратели, представители средств массовой информации задают кандидатам вопросы. На следующем этапе происходит голосование. Члены избирательной комиссии выдают бюллетени. (Приложение № 5). Все студенты заполняют бюллетени и опускают их в имитированную урну. После голосования избирательная комиссия подводит итоги и объявляет их. Чтобы закрепить полученные в ходе урока знания студенты опрашиваются по следующим вопросам:
1
 Что такое демократия?
2
 Какие существуют формы демократии?
3
 Что такое ценз?
4
 Кто не имеет права принимать участия в выборах?
5
 Дать понятие пропорциональной избирательной системы и мажоритарной? Для уяснения сути пропорциональной системы студентам предлагается решить задачу. (Приложение № 6). Преподаватель отмечает активных студентов, объявляет оценки. В качестве домашнего задания студентам необходимо:  составить таблицу условий для кандидатов на должность Президента и в депутаты Государственной Думы и сделать вывод кому из них сложнее достичь цели;  сравнить пропорциональную и мажорную систему с точки зрения справедливости и практичности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Д Е М О К Р А Т И Я Э Т О
1
 Правило большинства
2
 Свободные и честные выборы
3
 Народная форма правления, при которой народ обличен высшей властью при свободной избирательной системе.
4
 Это правительство, а не правление народа, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое.
5
 Народное правление осуществляемое народом ради народа ПРИЛОЖЕНИЕ № 2  Признание недееспособным;  долгое пребывание за границей;  двойное гражданство;  прохождение срочной службы в армии;  статус священнослужителя;  нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3  министров;  начальников Отделений милиции;  Генерального Прокурора РФ;  Президент РФ;  Президентов республик в составе РФ;  Депутатов городской Думы;  Директоров коммерческих предприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 П О Д П И С Н О Й Л И С Т Номер регистрации свидетельства ________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность Президента РФ гражданина РФ ______________________________________________________________________ родившегося___________________________________________________________ работающего ________________________________________________________ _ проживающего в_______________________________________________________ № п/п Ф.И.О. Дата рождения Адрес места жительства Серия паспорта Дата подписи Подпись ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Б Ю Л Л Е Т Е Н Ь За______________________ За ______________________ Против всех кандидатов ______________ Поставьте крестик против фамилии кандидата, которому отдаете предпочтение. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 З А Д А Ч А В списке какой-то партии 12 человек. За эту партию проголосовало 300 тыс. избирателей. Избирательный метр - 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат “путевку” в парламент по пропорциональной системе выборов.
Приложение № 7 Выступление доверенного лица кандидата (студент) Уважаемые избиратели! Рожнов Евгений Александрович родился 2 января 1960 года в благополучной семье. Получил полное среднее образование. После окончания школы, работал на кон. Заводе. Потом, как и все юноши, пошел служить в ряды Советской Армии. Придя с армии, он решил получить хорошую профессию – фельдшер. Поступил он в ЗВТ Венцы-Заря с красным дипломом. После окончания техникума, он решил получить высшее образование. Не долго думая, он поступил в Кубанский Аграрный Сельскохозхяйственный Университет г. Краснодара. По прохождению 2-х лет учебы женился на девушке с которой сидел за одной кафедрой. Женитьба никак не отразилась на его учебе. После окончания университета устроился работать в колхоз. Работая в колхозе он открыл частную ветлечебницу. Уволившись из колхоза он решил расширить свою деятельность. Евгений создал компанию “Русь-Агро”, где стал президентом. Эта компания ведет селекционную работу по улучшению животноводства Северного Кавказа. Кроме улучшения животноводства, эта компания занимается выпечкой хлебопекарных изделий. Хлебопекарни этой компании распределены по всей Ростовской области, Краснодарскому краю. Воинские части, детские дома, родильные дома области и края получают от этой компании хлеб бесплатно. Кроме этого компания выделяет льготный кредит совхозам и колхозам области. Рожнов Евгений Александрович воспитывает двух сыновей. Призываю вас отдать свои голоса за Рожнова Е.А. представителя вырождающегося в России среднего класса. Выступление кандидата на должность президента России Рожнова Евгения Александровича (студента) Уважаемые Избиратели! Хочу поделиться с вами своими мыслями и идеями, с первоочередными мерами, которые бы я предпринял если победил бы на выборах. Во-первых, необходимо внести поправки в конституцию, касающиеся полномочий президента. Слишком широкие и практически неконтролируемые полномочия не нужны ни самому президенту, ни государству, ни обществу. Следующим этапом должно быть решение земельного вопроса. Я полагаю, что свободный оборот сельскохозяйственных земель должен быть ограничен. Особое внимание необходимо уделить науке. Голодному профессору не до научных открытий. Из-за низкой заработной платы люди науки предпочитают работать в коммерческих структурах. Необходимо увеличение расходов на научную деятельность. Спорным моментом является вопрос о сочетании платного и бесплатного высшего образования. В настоящее время талантливой молодежи из малообеспеченных семей высшее образование недоступно. Поэтому, я полагаю, что о таких ребятах необходимо заботится в первую очередь, сохраняя им возможность бесплатно получить образование. Хочу остановиться на нравственном и духовном развитии нашей молодежи. Вал насилия обрушившийся с экранов телевизоров деформирует сознание молодого поколения, утверждает в их умах принцип: “Кто силен, тот и прав”. В связи с этим необходимо на законодательном уровне решить вопрос об ограничении показа иностранных боевиков, триллеров и т.д.
Выступление доверенного лица кандидата (студент) Уважаемые избиратели! Я представляю вам кандидата на должность президента Ясьмо Виталия Николаевича. Он родился в 1964 г., женат, отец 3-х детей. Мать немка, отец русский. Сам Виталий Николаевич по национальности немец, уроженец хутора Лебяжего, Гулькевичского района Краснодарского края. Всю свою жизнь, он прожил в России, отдавая все свои силы, весь свой опыт и умение на благо страны, в которой он по сей день живет и трудится. Виталий Николаевич воспитывался в рабочей семье, которая привила ему любовь к труду, ближним, и самое главное – любовь к родной земле и ее народу. Детство, отрочество и юность Виталий Николаевич провел на Кубанской земле, где зарекомендовал себя усердным тружеником, как в сельском хозяйстве так и в промышленности. На протяжении своего трудового пути он работал мельником, скотником, на кирпичном заводе, ложил асфальт в строительном кооперативе. Образование Виталий Николаевич имеет высшее. Закончил в 1999г. Кубанский с\х университет в г.Краснодаре, получил специальность – зооинжинер. В партии активно проявил себя, как молодой талантливый руководитель. Но семейная жизнь его что-то не складывалась и спустя год он развелся. Жена оставила ему крохотную дочь. Несмотря на личные проблемы Виталий Николаевич уверенно продвигался вверх. Он снова женился и спустя небольшой промежуток времени занял должность заместителя директора Л.Д.П.Р., которую он занимает и поныне. На сегодняшний день Виталий Николаевич состоит в браке, имеет 3-х детей, и считает себя очень перспективным человеком. Он штатный патриот своей страны и гордится, что родился в России. Николай Витальевич твердо верит в свои силы, в свои идеи, в свою партию, в свой народ и в свою победу на этих выборах. Голосуйте за Ясьмо Виталия Николаевича и Вы не ошибетесь! Выступление кандидата на должность президента России Ясьмо Николая Витальевича (студента) Уважаемые Избиратели! Я родился в сельской местности, поэтому мне близки проблемы тружеников села. Отрасль сельского хозяйства находится в упадке, разваливаются коллективные хозяйства и я думаю, что необходимо выделить больше средств на поддержание этой отрасли. Диспаритет цен на сельхозпродукцию не дает возможности сельхозпредпреятиям развиваться без поддержки государства. Выделение кредитов должно быть целенаправленным, например, на развитие в колхозах и совхозах перерабатывающей промышленности. Особо хочется выделить развитие оборонной промышленности. Создание высокиз технологий в этой области дает возможность правительству реализовать оружие и тем самым пополнить бюджет. Необходимо уделять внимание качеству продукции, с тем чтобы эта продукция могла конкурировать с продукцией других стран. Обязательная служба в армии должна быть полностью заменена на контрактную. Те лица, которые не хотят служить в армии заплатят, установленную законом денежную сумму, которая пойдет на нужды армии. Необходимо больше средств выделять здравоохранению. Здоровье нации в последнее время становится хуже, т.к. у людей не хватает средств должным образом питаться и лечиться. Многим недоступны операции и люди обречены. Борьба с коррупцией будет одним из направлений моей политики. Люди устали от произвола, от необеспечения личной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ролевая игра, как и всякая другая строится на имитации. Трудность при проведении таких уроков состоит в том, чтобы максимально приблизить имитационную ситуацию к реальной. Если удастся это сделать, то цель ролевой игры будет достигнута. Обязательным игровым элементом является импровизация, если урок будет содержать только четкое исполнение игровых правил, то он никогда не вызовет живого интереса у студентов. Авторы надеются, что данная методическая разработка поможет в будущем активнее использовать уроки - игры для изучения дисциплины “Основы права”. Используемая литература Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., Юрист,2012 г. Лазарев В. В. Теория права и государства. М., Новый Юрист, 2011 г. Лужнев С. И. Избирательное право России. Ростов-на-Дону, 2013 г. Мицкевич А. В. Основы права. М., Норма - Инфра,2010 г.


В раздел образования