Автор: Назарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрастеи их влияние на развитие детей
Раздел: дошкольное образование
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для
маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное
достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид
творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный
педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими
психическими
функциями
–
зрением,
двигательной
координацией,
речью
и
мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и
связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания,
оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Нетрадиционное рисование –Искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал
быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста
нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу
постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все
события.
Это
огромная
возможность
для детей
думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием
нетрадиционных техник
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности
и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что
они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку
будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить
на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать
результата в своей работе.
С детьми младшего
дошкольного возраста
рекомендуется
использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками;
• тампование.
Детей
среднего
дошкольного
возраста
можно
знакомить
с
более
сложными
техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем
дошкольном возрасте
дети могу освоить еще более трудные методы
и
техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения.
Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и
малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от
пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовалипальчиками
точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут
получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.
Оттиск печатками из картофеля.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его
отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с
краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.
Техника
«Тампование»
Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в
краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые
одуванчики.
Рисование
по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает
поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет
процедуру после высыхания краски.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и
кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него
самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их
тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово.
Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисоватькрасные треугольники,
желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите
сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух,
трех.
Рисование свечой.
Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а
затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.
Техника
«Монопития»
Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько
капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув,
вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку.
Если нарисовать на
одной
стороне
бабочку
со
сложенными
крыльями,
накрыть
изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и
полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.
Техника
«Диапития»
Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона.
Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом,
стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону,
получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным
фоном.
Техника рисования по мокрому листу
Как правильно смочить лист для рисования
Это
самое
главное
в технике
рисования
по
мокрому
листу.
Нужно
найти
золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же
воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.
Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При
прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться
примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска
бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду
можно убрать сухой кисточкой или губкой.
Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана
с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми
получаются цветы.
Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с
помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать
фон только вокруг этой фигуры.
Техника
«Кляксография»
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает
гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в
произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети
рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже?».
Техника
«набрызг»
Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском садусправляется зубная
щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по
поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно
любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений.
Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от
себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать»линейкой, проводя снизу вверх. Не
бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и
воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для
этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный) .
Техника
«Граттаж»
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге
или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего
средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter
— скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых
мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно
ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой
наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она
пачкается
после
высыхания.
Можно
и
акриловыми
красками
чёрного
цвета
воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной
спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на
черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Очень нравится обычно такое рисование детям. Граттаж – техника занимательная и
необычная, ребенка захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне. Рисунки в
начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный
шарик и т. д. Постепенно задания можно усложнять.
Нетрадиционные
техники
рисования как
средство
коррекции
психики
позволяют
преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от
предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу,
вселяют
уверенность
в
своих
силах.
Современные
исследования доказывают: нетрадиционные
техники изображения
способствуют
ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило,
чрезмерно
активные
нуждаются
в
обширном
пространстве
для разворачивания
деятельности.
Суть в том,
что внимание
рассеянно
и крайне неустойчиво.
В
процессе «игры
в
художника» зона
активности сужается,
уменьшается
амплитуда
движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике,
ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему
только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.