Автор: Миронова Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: г. Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка – опасность для его будущего»
Раздел: дошкольное образование
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
у ребенка – опасность для его будущего»
Подготовила:
Учитель-логопед
МБДОУ д/с № 7
Миронова. А.Н.
Наверное в каждой речевой группе детского сада есть дети, которым трудно
сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети,
естественно создают дополнительные трудности в работе логопедов: они очень
подвижны, вспыльчивы, раздражительны, часто обижаются, задают
многочисленные вопросы, но не дослушивают на них ответы, часто задевают и
роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к конфликтным
ситуациям.
В соответствии с современной терминологией подобные расстройства
характеризуют как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот
диагноз определен Международной классификацией болезней, рекомендованной
ВОЗ и относится к легкой форме церебральной патологии. В России часто
используют устаревший термин – минимальная мозговая дисфункция (ММД).
СДВГ существует в трех формах:
а) преимущественно с нарушением внимания;
б) преимущественно с гиперактивностью и импульсивностью;
в) сочетанная форма.
Нарушения внимания проявляются в неспособности ребенка сконцентрироваться
на деталях. Из-за небрежности он допускает ошибки в заданиях, не
придерживается инструкций, не справляется с выполнением дела до конца. Вместе
с тем сохраняется полное понимание задания. Часто складывается впечатление,
что ребенок не слушает обращенную к нему речь, сопротивляется вовлечению в
деятельность, требующую длительного сохранения умственного напряжения,
легко отвлекается на посторонние стимулы, проявляет забывчивость, теряет вещи,
игрушки.
Гиперактивность проявляется в бесцельной двигательной активности,
невозможности сидеть спокойно, в беспокойных движениях конечностями,
неадекватными двигательными реакциями. Такой ребенок может встать во время
проведения занятий без определенной цели. Проявляет излишнюю болтливость,
не способен тихо, спокойно играть, нетерпелив в ожидании своей очереди в
игровых и других ситуациях, на задаваемые вопросы буквально «выпаливает»
ответ, не дослушав вопрос до конца и не обдумав его.
Часто СДВГ может сопровождаться аффективными нарушениями,
несдержанностью, агрессивностью, дефектами мотивационно-волевой сферы,
проявляющимися в непоследовательности и неспособности довести начатое дело
до конца. Необычность поведения детей с СДВГ может приводить к их
отторжению в микросоциальной среде, изоляции при организации игр, т.е.
возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими.
При этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени
гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы.
Наиболее ярко СДВГ обозначаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок
адаптируется к высоким психоэмоциональным нагрузкам, сопровождающим
обучение в школе и пребывание в новой социальной среде. Однако первые
признаки расстройства поведения появляются в возрасте 3-4 лет, когда ребенок
начинает посещать д/с. В данном возрасте СДВГ проявляется в основном в
2
симптомах гиперактивности. Функция внимания в этот период отличается
незрелостью и находится в стадии формирования. В возрасте 5-7 лет у ребенка
созревает нейрофизиологический аппарат, ответственный за когнитивные
функции. Формируются способность к концентрации и поддержанию
произвольного внимания, мышление, память. В этом возрасте логопеды могут
заметить симптомы недостаточности функции внимания.
Распространенность СДВГ у детей достаточно велика. За рубежом она составляет
2-9%, в России колеблется от 3 до 10 %, а у дошкольников достигает в некоторых
регионах 20 %.
Причины возникновения СДВГ:
Многим детям в возрастной период до 1 года ставится диагноз ПЭП,
перинатальная энцефалопатия. Это «сборный» диагноз, обозначающий
«повреждение мозга». Встречается у взрослых, например, если человек перенес
черепно-мозговую травму. Когда этот диагноз у ребенка до года, значит, невролог
полагает, что у ребенка имеются те или иные нарушения в работе ЦНС, скорее
всего обусловленные полученной им травмой. Травма эта могла быть получена до
родов, в период родов и в период раннего младенчества. Большая часть
энцефалопатий самостоятельно компенсируется. Часть требует медикаментозного
лечения и физиотерапевтического и к окончанию 1 года жизни тоже
компенсируется. У некоторой части детей легкие нарушения сохраняются, и тогда
к 5-6 годам у ребенка появляется диагноз ММД (СДВГ).
Каковы же основные факторы возникновения СДВГ?
Большинством зарубежных и отечественных специалистов признается, что СДВГ
– мультифакторное заболевание. Существенная роль принадлежит
недостаточности ЦНС и особенно передних отделов КГМ, ответственных за
планирование целенаправленной деятельности. В существенной степени это
обусловлено генетическими факторами, так, наследуемость СДВГ составляет 70 %
К перинатальным факторам относятся:
- токсикозы и угроза прерывания беременности;
- недоношенность, задержка внутриутробного развития;
- родовая травма;
- токсическое и инфекционное воздействие на плод;
- внутриутробная гипоксия плода, обвитие пуповины вокруг шеи;
- резус-конфликт.
К постнатальным факторам относятся:
- гипоксия плода во время родов;
- дефициты витаминов и минеральных веществ, плохое питание;
- нарушения функций щитовидной железы;
- частые и тяжелые заболевания и инфекции;
- глистные инвазии и лямблиоз;
- ушибы мозга;
- отравления;
- родовое повреждение шейного отдела позвоночника (при обвитии пуповины
вокруг шеи)
3
Как помочь гиперактивному ребенку?
Реабилитация детей с СДВГ должна проводиться по трем основным
направлениям: медицинском, дефектологическом и психолого-педагогическом.
Медикаментозное лечение направлено на нормализацию и улучшение обменных
процессов в тканях мозга, а также ускорение созревания его ВФ. Для этого
используют ноотропы, диуретики, успокаивающие препараты, седативные
средства.
Немедикаментозная терапия – массаж, мануальная терапия, ЛФК, дыхательная
гимнастика.
Психолого-педагогические мероприятия направлены на коррекцию поведения
родителей и педагогов с обучением их навыкам позитивного взаимодействия с
ребенком.
Какие же можно дать рекомендации логопедам, родителям и воспитателям:
Каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную
именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать
индивидуальную стратегию взаимодействия с ним.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно
слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала
желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы
хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание,
постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. В другой раз в
подходящей ситуации можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка
только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного
внимания.
Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в
начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со
взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее
справляется с работой.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень
трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в
начале работы можно снизить требовательность к аккуратности. Это позволит
сформировать у ребенка чувство успеха.
Занятия в подготовительной группе продолжаются 30-35 минут, но
гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в
течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если занятие
разделить на части: например, после 3-4 заданий провести физ. минутку, а еще
после 3-4 заданий сделать пальчиковую гимнастику.
Психологи заметили, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален логопед,
тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет
все неожиданное и новое. Необычность поведения логопеда меняет
психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на
нужный предмет.
Использовать вместо замечаний тактильный контакт. В тот момент, когда ребенок
на занятии начинает отвлекаться, можно положить руку ему на плечо. Это
прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
4
Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного вида деятельности на
другой. Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к
взрослому, который его отрывает от интересного дела, можно использовать не
словесные сигналы, а к примеру сигнал колокольчика, бубна, таймера. О том, что
обозначает этот сигнал, с ребенком надо договариваться заранее. В этом случает у
него не возникает агрессии по отношению к логопеду и он готов к перемене
деятельности.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно
последовательной. Гиперактивные дети не могут долго ждать, поэтому поощрения
должны носить моментальный характер и повторяться примерно 15-20 мин.
Варианты поощрения – выдача жетонов, наград, наклеек.
Следует помнить, что при общении с гиперактивными детьми негативные
стимулы не дают положительного эффекта в коррекции их поведения. Напротив,
похвала и поощрение дает положительные результаты. Гиперактивные дети
гораздо более чувствительны к похвале, чем другие.
Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое
иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную
реакцию логопеда. В любой ситуации надо оставаться спокойным.
5
Правила работы с гиперактивными детьми.
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку.
2. Работать в первую половину дня, а не вечером.
3. Уменьшать нагрузку по времени, а не облегчать ее.
4. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
Использовать физ. минутки.
5. Быть артистичным, экспрессивным, общаться эмоционально.
6. Снизить требование к аккуратности в начале работы, чтобы
сформировать чувство успеха.
7. Использовать тактильный, зрительный контакт.
8. Давать короткие, четкие, малословные инструкции.
9. Использовать гибкую систему поощрений, хвалить за
выполнение заданий.
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Широко применять наглядности, алгоритмы.
12. Использовать коллективное проговаривание.
13. Подведение итогов за полугодие, учебный год; отражать эту
информацию наглядно.
14. Оставаться спокойным в любой ситуации.
6