Автор: Султанова Светлана Салимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄с комбинированного вида №14
Населённый пункт: г.Азнакаево, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида №14 «Родничок» города Азнакаево
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
« Развитие ребенка через дидактические игры».
Султанова Светлана Салимовна,
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ«Детский сад комбинированного
вида №14 «Родничок» города Азнакаево
Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
1
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в
прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры,
планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона
или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые
головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз
информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта
негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается
количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А
речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития
ребенка в целом.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с
различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети
испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-
грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют
строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало
прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой
недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств,
облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень
заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Развитие речи ребенка
через дидактические игры ».
Цель:развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых
технологий.
Считаю, что использование дидактических игр на всех этапах
педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности
детей, её низкую коммуникативную направленность. Посредством
дидактических игр дети естественным образом учатся связно,
2
последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все
компоненты речи.
Для достижения поставленной цели мною были определены
следующие задачи:
1.
Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со
сверстниками и взрослыми.
2.
Создать предметно-развивающую речевую среду в группе ДОУ.
3.
Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного
возраста.
4.
Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка
(звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь)
средствами разнообразных игровых технологий.
5.
Развивать мелкую моторику рук.
Используются различные методы: наглядные; практические; словесные.
Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван
заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей
дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического
руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему
по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе
игровых технологий, которые будут способствовать развитию понимания
речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем,
формированию обобщенных представлений о предметах и действиях,
развитию активной речи, обогащению и расширению словаря,
совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в
общении посредством речи, обучению простым формам монологической и
диалогической речи.
3
На мой взгляд, условиями успешного развития речи являются:
Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Создаю
такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых
высказываний.
Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи.
Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор,
художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь
педагога.
Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на
определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только
о том, что он хорошо знает.
Четвертое условие - реализация системы игр, направленную на развитие
всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас,
грамматический строй, связная речь).
Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.
Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не
только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную
деятельность детей.
Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом
процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет
на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую
коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на
повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие
отрицательных последствий образования.
4
Основные направления моей работы по развитию речи детей с
использованием разных игровых технологий:
1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в
соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит
общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной
речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по
родам, числам, падежам),синтаксис (освоение различных типов
словосочетаний и предложений),словообразование.
4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая
речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение
звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса
к художественному слову.
6. Сенсорное развитие: развития мелкой моторики рук.
Содержание игр позволяет использовать их на занятиях, игровой
деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников.
Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может
применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого
использования в процессе обучения и становления правильной речи
дошкольников.
В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как
промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим
материалом познакомимся поближе):
1.
Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками,
массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры;
5
2.
Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы по временам года, схемы для
пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)
3.
Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные
картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый
звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
4.
Картотеки речевых игр:
- на развитие слухового внимания
- на развитие речевого слуха
- на развитие фонематического слуха
-на развитие физиологического дыхания
- на развитие речевого дыхания
-на развитие голоса.
В работе считаю успешными следующие методы развития речи у детей:
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности
(наблюдения в природе, экскурсии) .
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без
опоры на наглядный материал.
Практические: педагогические игры, дидактические игры, инсценировки,
дидактические упражнения, хороводные игры.
Мой опыт можно представить как систему работы воспитателя. Мои
воспитанники на данный момент находятся в старшей группе, опыт я начала
внедрять с младшей группы. Всякая задержка, любое нарушение в ходе
развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и
поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет
обратить серьёзное внимание на развитие речи детей.
6
В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:
- диагностика речевого развития;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;
- интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной,
художественно-эстетической направленности;
- взаимодействие с родителями.
В своей практике я использую игровые технологии по разным
направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные
методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Для того, чтобы был положительный результат, для повышения
эффективности работы необходимо учесть следующие условия:
1. проводить работу по развитию речи систематически, начиная с младшей
группы детей дошкольного возраста.
2. создавать ситуации, требующие речевых высказываний.
3.создать речевую среду, дающую детям образцы речи.
4.использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень
нравятся детям.
5.проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у
детей.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых
технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность.
Но все это индивидуально, и, порою, для каждого ребенка в отдельности
приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он
будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять
индивидуальный подход к каждому ребенку.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь
успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного,
всесторонне развитого подрастающего поколения.
7
Дидактическая игра «Укрась одежду».
Программное содержание:
Познакомить детей с татарскими национальными узорами на платьях,
фартуках, платках, сапогах, тюбетейках.
Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу.
Развивать художественный вкус при подборе и расположении предметов,
мелкую моторику.
Обогащать словарь детей.
Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям.
Правила игры:
Познакомить детей с татарскими национальными костюмами, показать
образцы тюбетеек, сапог, фартуков, платков, платьев. Познакомить с
названиями элементов орнамента (тюльпан, листочек, колокольчик и т.д.).
Затем вместе со взрослым украсить узорами костюмы. Воспитатель
помогает детям правильно расположить орнамент.
Дидактическая игра « Найди и назови».
Программное содержание:
Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента -
тюльпан, колокольчик, лист; составлять из них пары.
8
Обогащать словарь детей названиями татарского национального
орнамента.
Развивать интерес к искусству татарского народа.
Правила игры:
В игре используются большие, разделенные на две части и маленькие
карточки. Каждый игрок берет по 1-2 большой карточке. Маленькие –
перемешиваются.
1 вариант :
Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский
элемент, который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент
на своей большой карточке, назвать его и татарский элемент, положить
на пустую часть карточки.
2 вариант:
Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский
элемент,
который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на
своей большой карточке, назвать его и татарский элемент, положить на
пустую часть карточки.
Дидактическая игра «Найди пару».
(Цветы, деревья, дикие животные, татарские национальные орнаменты
и т. д.)
Программное содержание:
Учить детей находить одинаковые картинки и составлять пару.
9
Закреплять названия элементов татарского орнамента.
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Обогащать словарь детей.
Воспитывать интерес к искусству татарского народа и его традициям.
Правила игры:
Игра рассчитана на 2 игрока. Карточки перемешиваются. Каждый игрок
берет одну карточку , находит и такой же рисунок и называет его.
Дидактик уен “Парын тап”
(Чәчәкләр, агачлар, кыргый хайваннар, татар милли бизәкләр һ.б.)
Максат: балаларда белем алуга теләк уяту .
Бурычлар:
Балаларны бертөрле рәсемнәрне табып, бер – бер артлы тезәргә өйрәтү;
татар милли орнаменты элементларының исемнәрен ныгыту;
игътибарлылыкны, күзәтүчәнлекне, логик фикерләү сәләтен үстерү.
Уен барышы:
Уенда 2 уенчы катнаша. Карточкалар бутап куела.
Балалар бертөрле рәсемнәрне табып, бер-бер артлы тезәләр һәм рәсем
исемнәрен дөрес итеп әйтәләр; бергәләп кабатлап, искә төшерәләр.
10
Список использованных источников:
1.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет:
Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение,
1988. - 144 с.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
3.
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. -
144с.
5.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые
технологии в образовании дошкольников и младших школьников:
методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.:
КНОРУС, 2016. - 112 c.
11