Напоминание

экспериментальная деятельность в ДОУ


Автор: Швед Алла Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ д/с №2
Населённый пункт: п. Горный Саратовская область Краснопартизанский район
Наименование материала: " Направление движения " (конспект ОД для детей подготовительной группы)
Тема: экспериментальная деятельность в ДОУ
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЦЕЛЬ: формировать у детей представления о векторных понятиях:

"направление движения", "траектория".

ЗАДАЧИ:

Совершенствовать аналитическое мышление в процессе

экспериментальной деятельности

Развивать активную позицию ребёнка в процессе сотворчества с

детьми и педагогом

Создать условия для восприятия новых понятий через художественные,

музыкальные образы и образы окружающего мира природы.

Развивать коммуникативные навыки и воспитывать доброе отношение

детей руг к другу в процессе коллективного поиска решений.

ОБОРУДОВАНИЕ: готовые листья для музыкально-ритмической

композиции, накидка для Ветра, маркерные доски и маркеры, дидактическое

пособие "Помоги животным", фланелеграф или магнитная доска с

графическим материалом.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:, П. Чайковский «Осенняя песнь» ,

Грибоедов «Вальс», инструментальная композиция заставки передачи «В

мире животных» в аранжировке Поля Мориа , Сен-Санс «Карнавал

животных»

СОДЕРЖАНИЕ:

Обучение в ситуации музыкально-игрового общения (обучение в

действии).

Переживание состояния внутреннего раскрепощения, гармонии,

сопричастности и удовлетворения своих интересов.

Эмоциональное сближение в процессе сотворчества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал и останавливаются возле окна, наблюдая за падающими

листьями и слушая в аудиозаписи "Осеннюю песнь" П.И. Чайковского.

ПЕДАГОГ: Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин

ПЕДАГОГ: - Как летят листья- это, наверное, тайна, но мы с вами попробуем

ее разгадать. Хотите? Тогда давайте устроим в нашем залелистопад. Для

этого нам нужно превратиться в осенние листочки и Ветер

( Дети берут в руки листочки, ребенок ветер одевает накидку)

Танцевально-игровая композиция ("Вальс" Грибоедова). На первую часть

пьесы дети на двигаютсяв свободном направлении, кружатся. На среднюю

часть , появляется ребенок- Ветер, дети бегут по кругу в одном

направлении за ветром.

По окончанию движения дети рассаживаются на стулья перед доской,

разделенной чертой на два сектора.

ПЕДАГОГ: - Ну что ж, пришла пора разгадать тайну движения осенних

листьев. Давайте подумаем и порассуждаем вместе (показывает на первую

половину доски). Итак, сначала звучала музыка, какая? Дети: "Спокойная,

тихая, плавная:" - Что делали осенние листья? Дети: "Листочки двигались,

как хотели, кружились, падали".

- А теперь давайте проследим за каждым листочком, например, за

моим(рисует на второй половине линию пути одного листочка). Посмотрите,

мой листок двигался в разных направлениях и оставлял свой путь, свою

траекторию движения. А ваши листья? Кто хочет нарисовать путь своего

листочка ? (Дети поочередно рисуют свои траектории - пути своих

листочков) - Теперь видно, что у каждого листка был свой путь, свое

направление, своя траектория движения. Но главное, что у всех листьев

путь - траектория движения были разными .

Дети рассматривают рисунок с траекториями движения листочков и

свободно рассуждают и анализируют результаты увиденного: изгибы,

пересечения, повороты и т.д.

ПЕДАГОГ: - А теперь давайте посмотрим, как стали двигаться наши листья с

появлением Ветра и началом звучания второй части музыки. Итак, все мы

услышали, что во второй части музыка вальса изменилась, как?

ДЕТИ: - Музыка изменилась, листья стали двигаться в одном направлении.

ПЕДАГОГ: - Давайте попробуем нарисовать это движение и стрелочкой

указать его направление

ПЕДАГОГ: - Итак, мы видим, что с появлением Ветра все листья стали

двигаться в одном направлении и их путь - траектория стали общими,

одинаковыми. Почему?

ДЕТИ - Потому что Ветер указал им направление, путь.

ПЕДАГОГ: - Правильно! Двигаться можно по разному направлению, по

разному пути, по разной траектории - как хочется и куда хочется. А можно

двигаться по заданному направлению. Мы с вами сами можем задать себе

какое-либо направление. Давайте будем двигаться синхронно в одном

направлении в нашем осеннем танце.

Дети исполняют «Желтый вальс»

ПЕДАГОГ: - Теперь мы с вами умеем задавать и определять направление,

умеем проходить путь по заданному направлению, а это значит, что мы

сейчас сможем кое-кому помочь.

Дети рассаживаются перед планшетом с изображением следов разных

животных и трех пространств обитания - лес, степь, джунгли, условно

обозначенные тремя цветовыми гаммами. Звучит музыкальная заствка

программы «В мире животных» (аранжировка Поля Мориа)

Педагог показывает детям картинку с изображением детенышей диких

животных - слона, зайца и кенгуру.

ПЕДАГОГ: - Скажите, как вы думаете, почему плачут слоненок, кенгуру и

зайчонок?

ДЕТИ: - Они потерялись, они заблудились, они перепутали дорогу или их

следы запутались, и теперь они никак не могут найти свой дом.

ПЕДАГОГ: - Ну конечно, можно даже предположить, что они попали на

необитаемый остров, а чтобы оттуда выбраться необходимо пройти свой и

только свой путь. Но как это сделать - они не знают. А вы знаете? (Дети

высказывают свои предположения) - Ну конечно, нужно проложить для

каждого животного свой путь, соединив одной линией его следы. Кто хочет

попробовать это сделать?

Дети поочередно сначала обратной, затем пишущей стороной маркера

рисуют траектории пути для каждого животного. Их действия

сопровождают музыкальные фрагменты из "Карнавала животных" Сен-

Санса - "Длинноухие персонажи", "Кенгуру", "Слон". В итоге, все

траектории выводят к нужному пространству, и все животные попадают

в свою привычную среду обитания. Педагог прикрепляет фигурки животных

к соответствующей зоне.

ПЕДАГОГ: - Мы помогли животным вернуться в свой родной дом - в свое

пространство, в свою привычную среду обитания. А получилось это у нас,

потому что мы научились определять направление и выстраивать траекторию

- линию пути, линию движения. На прошлом занятии мы с вами пришли к

выводу, что движение есть всегда и везде, даже в музыке. А как вы думаете,

имеет ли движение в музыке свое направление, или звуки движутся, как

хотят и куда хотят? (ответы детей) Давайте послушаем мелодию хорошо

знакомой вам песни (проигрывание мелодии)

ПЕДАГОГ: - Все узнали эту мелодию, т.е. движение музыкальных звуков. А

сейчас мы вместе определим ее направление, и построим траекторию ее

движения. (Педагог проигрывает детям по два такта мелодии, а дети

определяют ее направление и выстраивают траекторию на индивидуальных

маркерных досках с помощью магнитных кружочков. Педагог делает то же

на магнитной доске.)

ПЕДАГОГ: - Теперь мы видим, что движение музыкальных звуков, которые

мы обозначили кружочками, имеет определенное направление, без которого

не существовало бы мелодии. Давайте споем эту песенку, следуя точно по

выстроенной нами траектории.

ПЕНИЕ ПО ТРАЕКТОРИИ ПЕСЕНКИ ПО ЛЕСЕНКЕ

ПЕДАГОГ: - Звуки музыки имеют только два направления, которые

определяются: чем выше и тоньше звук, тем выше он расположен и

наоборот. Звуки могут двигаться либо вверх, либо вниз. Мелодия может либо

опускаться, либо подниматься. Это - особенность направления движения в

музыке. А сейчас я предлагаю вам испытать эту особенность на себе. Для

этого мы с вами сейчас разделимся на музыкальные звуки высокие и низкие.

Высокие звуки - это великаны, а низкие – это карлики.

Музыкально-подвижная игра «Карлики и великаны»

Педагог с детьми подводят итог занятия, дети выходят из зала

:



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники