Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА


Автор: Сафронова Анна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 27 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель Сафронова Анна Юрьевна

ГБДОУ Д/ C №27 Г.Санкт-Петербург

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕБЁНКА

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она

является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и

самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Игры

можно использовать как на занятиях, так и вне их – на участке детского сада, при самостоятельной

игровой детской деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

Ключевые слова: дидактическая игра, всестороннее воспитание ребенка, дошкольный возраст,

игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление. Игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и

дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю для повышения у

детей интереса к занятию. Воспитатель использует разные игровые приёмы или создаёт игровую

ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с

вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Используя игры-занятия, воспитатель передаёт

определенные знания, формирует представления, также учит детей играть. Основой для игр

служат сформулированные представления о построении сюжета, о игровых действиях с

предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и

представлений в самостоятельные, творческие игры. Игры-занятия относятся к прямому обучению

детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактическая игра используется в

обучение детей в разных видах непосредственно образовательной деятельности, игра реже

используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются

и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях) детям

предлагаются задания в виде вопросов, загадок. Дидактические игры имеют большое значение

для обогащения творческих игр. Такие игры как «умные машинки», «кто быстрее наденет на

артиста его национальный костюм?», и т. д. не могут оставить ребят равнодушными, у них

появляется желание играть в строителей, доярок, хлеборобов. Дидактическая игра выступает как

средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Многие игры направлены на усвоения,

уточнения, закрепления этих знаний. Такие игры, как «кто построил этот дом», «от зернышка к

булочки», «откуда стол пришёл», такие игры содержат дидактические задачи, при решении

которых дети должны проявлять конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников,

ткачей. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить,

развивать мышление, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с

поставленными задачами. Многие игры ставят пред детьми задачу рационального использовать

имеющие знания детей в мыслительных операциях, находить характерные признаки в предметах

и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по

определённым признакам, делать правильные выводы, обобщении. Активность детского

мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобщению глубоких

знаний. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. В процессе ощущения и

восприятия лежат основы познания ребёнком окружающей среды, ознакомление дошкольников

с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и

упражнений по сенсорному воспитанию детей, направленных на совершенствование восприятия

детьми характерных признаков предметов. Также при использовании деятельности

дидактических игр у детей развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно

выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления в речи осуществляется в

непрерывной связи речи. Например: в игре «Угадай, что мы задумали?» необходимо уметь

ставить вопросы на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет», активизируется

речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов, в игре развивается способность

аргументировать свои утверждения, доводы. Игра занимает значительное место в жизни детей

дошкольного возраста, она является естественным состоянием. Потребностью детского

организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот

положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее

активно. Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, можно выявить их

индивидуальные особенности, наметить эффективные пути воздействия на личность ребёнка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества, но и формирует

определённые свойства личности, игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании

игры и учения. Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и

воспитании детей дошкольного возраста, игры можно использовать как форма обучения на

занятиях, так и вне их – на участке детского сада, при самостоятельной игровой детской

деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.



В раздел образования