Автор: Зайнуллина Кристина Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 264
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья: взаимодействие с родителями как условие сенсорного развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК
УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Зайнуллина К.К., воспитатель
Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является
обеспечение
условий
для
развития
их
сенсомоторных
способностей.
Определены следующие задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию координации движения кистей рук;
-
формировать представления о цвете, форме, величине предметов,
положения их в пространстве;
-
активизировать
сенсорное
восприятие,
стимулируя
анализаторы
зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;
- повышать педагогическую компетентность родителей по формированию
представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Планируя
воспитательно-образовательную
работу
по
развитию
сенсомоторной деятельности детей
раннего
возраста,
руководствовалась
методическими рекомендациями А.А.Венгера, Е.Г.Пилюгиной «Воспитание
сенсорной культуры ребёнка», Сотниковой В. «Самые маленькие в детском
саду», перспективным планированием «Игры с песком и водой», «Пальчиковый
массаж», серией пальчиковых игр Бардышевой Т.Ю., Агаян Г.Г. «Для самых
маленьких от 2 до 4 лет» и другие.
В
группе
создана
такая
предметно-развивающая
среда,
которая
способствует
сенсомоторному
развитию
детей.
Имеется
множество
коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине,
форме, цвете.
Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят
сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать
предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных
инструментов: погремушки, бубен и т.д.
Огромное
значение
имеют
пальчиковые
тренинги
–
такие
как:
пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют
мелкую моторику рук, движения координации руки.
Игры с использованием природного материала (песка) и бытового
материала (карандашей, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только
ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей,
тактильную чувствительность.
Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в
убывающей
и
возрастающей
последовательности,
используют
мозаику,
конструкторы различных размеров.
Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и
пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют
снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное
пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие.
Гармоничное
всесторонне
развитое
становление
личности
ребёнка
невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. Поэтому
главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников
являются:
-
Повышение педагогической компетентности родителей в области
педагогики и психологии.
-
Привлечение
родителей
к
совместному
участию
воспитательно-
образовательного процесса.
- Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-
развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной
жизнедеятельности детей в группе.
С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания
единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь
детского
сада
применяем
различные
технологии
педагогического
взаимодействия
с
семьей.
Мониторинг
изучения
семьи,
особенностей
семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход
и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи.
Установление отношений, основанных на доверии между родителями и
педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной
культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных
способностей дошкольников.
При работе с родителями затруднения исходят от одного общего –
отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом
и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью. Мы
задумались, как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их
детей, как сделать ее успешной.
Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое
сопровождение
семейного
воспитания.
Применение
современных
педагогических
технологий
сотрудничества
с
семьей
позволяет
нам
активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии.
Мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости
формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста.
Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая
информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания
и консультации.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде
всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут
приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей
необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для
достижения своей цели.
Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной
культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных
процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на
развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в
будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.