Напоминание

Открытые вопросы как способ развития мышления и свободного речевого общения


Авторы: Егорова Людмила Федоровна, Романова Анна Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №44
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Открытые вопросы как способ развития мышления и свободного речевого общения
Дата публикации: 19.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Почему нужно задавать детям открытые вопросы?

Открытые вопросы как способ развития мышления и

свободного речевого общения

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие

мышления.

Дети

приобретают

множество

новых

знаний

об

окружающей

действительности и вместе с тем учатся анализировать, синтезировать,

сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие

умственные операции.

И все это неразрывно связано с развитием речи, с познанием родного

языка, с развитием свободного речевого общения.

Взрослые умеют воспроизводить словесные объяснения, указания,

рассказывать, спрашивать, объяснять, комментировать.

А детям только предстоит всему этому научиться. И от того, как будет

организован процесс обучения детей общению и рассказыванию, какими

методами будут пользоваться при этом взрослые, зависит и результат –

уровень владения речью и способность свободного речевого общения

ребенка.

Один из удачных способов развития речи – открытые вопросы.

Как часто мы задаем детям открытые вопросы?

Чтобы подтвердить актуальность проблемы, опишу одну из ситуаций.

Наблюдаю один из образовательных дней. После проведения НОД

наступило время самостоятельной деятельности детей и они с большим

удовольствием

разбежались

по

центрам

активности.

Человек

пять

расположились

в

центре

строительства,

начали

строить,

обсуждать,

подкатывать к постройкам машинки. Ещё человек пять занялись сюжетной

игрой: готовят обед, катают кукол, ходят в парикмахерскую. Остальные

увлеклись настольными играми и творчеством: выбрали себе по коробочке,

расположились за столами и очень индивидуально, не общаясь друг с

другом, принялись играть. Опытный педагог всегда рядом, каждого видит,

каждому что-то скажет («Старайся хорошо» одному, «Заняться тебе нечем?

Бери книжку» другому, «Почему не все раскрасила? Третьему и т.д.) Для

каждого «индивидуалиста» нашлось словечко. И так целый час. Воспитатель,

конечно молодец, все под присмотром, каждому подсказала, чем заняться,

никто не поссорился, все спокойны и все заняты. А если говорить

откровенно,

то

это

были

настоящие

директивы

детям

со

стороны

воспитателя, хоть и произносимые очень мягким и спокойным тоном.

А как хотелось услышать детскую речь, их обсуждения и рассуждения,

общение друг с другом, увидеть вдруг совместно образовавшиеся творческие

тандемы… Мог ли этому помочь педагог? Конечно мог. А как? Думаю у

каждого найдутся свои варианты. Но хотелось услышать хоть несколько

вопросов, и не только закрытого типа «Что делаешь? – Пазлы собираю» или

«Чем займешься? – Рисовать буду» и т.п. Напрашивались открытые вопросы,

которые помогли бы поговорить, рассказать про себя, про то, чем занят и

почему, как будет действовать.

Стоило бы педагогу подсесть к одному из детей и спросить, например,

«А как это у тебя так здорово получилось?», «Как ты это сделал, расскажи?»,

«Почему твоя принцесса в розовом платье?»….и ребенок, пусть робко, а

может и нет, попытался бы объяснить, рассказать, прокомментировать свои

действия. Это и есть попытка развития речевого общения, ведь дети очень

скупо и односложно отвечают на вопросы, боятся пофантазировать, и нужен

речевой опыт именно в таких ежедневных ситуациях. А еще подобные

ситуации – это попытка развития мыслительных процессов, выстраивание

логических взаимосвязей (почему, как, потому что) и их оречевление. И это

самое главное в этих ситуациях – в непринужденной деятельности, без

внутреннего напряжения (которое бывает у детей в процессе организованных

занятий) дети смогут приобрести очень полезный и такой необходимый

опыт. Педагоги привыкли использовать традиционные закрытые вопросы

«какого цвета?», «что рисуешь?», «какое время года?» и т.п. И на

элементарную

просьбу

придумать

пару-тройку

открытых

вопросов

испытывают затруднения.

Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают развернутый

ответ и даже речь собеседника.

Открытые вопросы начинаются со слов:

Что

Как

Какой

Почему

Зачем

Куда

А что будет, если…

Что вы думаете о …

Опиши, как (какой, где)…

Расскажешь о ….. и т.п.

Смысл открытого вопроса в том, что мы даем своему собеседнику

возможность высказаться, рассказать, объяснить, прокомментировать. Это

говорит о том, что мы уважаем своего собеседника и интересуемся его

точкой зрения, предлагаем свободно говорить. Если это касается ребенка, то

предоставляем ему возможность поупражняться в речи, приобрести и

развивать этот навык.

Правила и свойства открытых вопросов

Как понять, что мы задаем открытый вопрос

Если мы задаем открытый вопрос, то собеседник задумывается над

ответом

Если ответом на вопрос являются факты и данные, на них легче

ответить и собеседник обычно не задумывается над ответом, то это

скорее всего закрытый вопрос

Когда мы задаем открытый вопрос, то передаем инициативу (в

поддержании разговора) собеседнику, а если получается, что мы

владеем инициативой на всем протяжении беседы, то задаем, скорее

всего, закрытые вопросы.

Научитесь слушать

Умение задавать правильные вопросы бесполезно, если мы не умеем

слушать собеседника. Иногда мы задаем один вопрос, а затем второй, не

обращая внимания на ответ, на ответ, данный на предыдущий или не

дослушав. Или не проявляем заинтересованности к тому, что говорит

ребенок. В такой ситуации мы можем не заметить его старания, показать, что

нам не интересно и упускаем возможность задать уточняющие вопросы.

Поэтому слушать нужно очень внимательно, чтобы процесс развития

языковых навыков получил развитие в подобных ситуациях.

Уточняющие вопросы

Если ребенок затрудняется с ответом на открытый вопрос, можно

задавать уточняющие вопросы.

Уточняющие вопросы для выяснения непонятных моментов: если вы

задали открытый вопрос и получили расплывчатый ответ, можно

задать уточняющий

вопрос.

Например:

«Почему

тебе

нравится

компот?» - «он вкусный?» (он сладкий, приготовлен из фруктов, из

красных яблок и т.п.)

Уточняющие вопросы для выяснения дополнительной информации:

если на открытый вопрос мы получили уточняющий вопрос, чтобы

узнать дополнительную информацию. Например: «Что тебе ещё

нравится?» или «Какие ещё узоры можно дорисовать?»

Открытые вопросы для начала беседы с детьми

Очень удачным способом начала беседы с детьми может быть

заданный открытый вопрос. Например, можно спросить детей: «Что вам

нравится в кошках?» дети перечислять некоторые качества кошек (пушистые,

мягкие, смешно играют и т.п.), и дальше можно продолжить разговор о

каком-то определенном качестве: «Как могут кошки играть?» или «Что

любят кошки?»

И дети обязательно поддержат беседу своими, пусть и краткими

рассказами.

Открытые вопросы как итог беседы

Часто в процессе беседы или обсуждения необходимо дать детям

информацию о предмете беседы, рассказать о ситуации или о новой теме, т.е.

обеспечить, так называемое, «погружение» в тему. И тогда вполне удачным

вариантом включения детей в разговор будут открытые вопросы. Например,

организуя беседу по сказке «Золотой ключик», можно кратко вспомнить ее

содержание (с участием детей), заучивать отрывки, а потом задать открытые

вопросы: «Что бы было, если бы Буратино слушался папу Карло?», «Как бы

ты поступил, если бы был Буратино (Мальвиной, котом Базилио и т.п.) и др.

Открытые вопросы для описания деятельности

Одни из самых удачных моментов разговорить детей – это моменты их

деятельности.

Разговоры и обучение практикоориентированный опыт, а у детей

особенно. Ведь намного легче говорить о том, что делаешь в данный момент,

не правда ли? Так почему же не использовать эти моменты для оречевления,

рассказывания о том, что получается и т.д.

Что ты хочешь нарисовать?

В чем смысл твоей картины?

Как ты будешь строить ракету?

Как ты будешь собирать мозаику? и т.д.

Открытые вопросы стимулируют мышление и генерирование идей.

Открытые вопросы хороши для обсуждения различных тем, так как

такие вопросы подразумевают ответы с разнообразными идеями и мнениями.

Например:

Чем обрадовать Деда Мороза?

Как развеселить маму?

Что подарить другу?

Как помочь персонажу сказки?

Куда можно отправиться в путешествие?

Какие добрые поступки мы можем совершить?

И даже для малышей:

Чем накормить куклу?

Как приготовить суп?

Как помочь зайчонку?

Какой наряд наденем на праздник?

На открытые вопросы можно ответить по-разному, у каждого будет

свое маленькое мнение. И однозначно можно утверждать, что открытые

вопросы развивают языковые навыки и стимулируют мышление.

Открытые вопросы для развития интуиции

С помощью открытых вопросов можно развивать интуитивные и

аналитические способности человека, например: «Какая команда победит

сегодня на спортивных соревнованиях? Почему?», «Какая погода будет

завтра?», « Какой сюрприз нам готовит музыкальный руководитель?» и т.п.

Открытые вопросы для определения причин и следствий

Некоторые открытые вопросы могут помочь задуматься о причинах и

возможных последствиях, например:

Что случится, если… (никогда не будет дождя, всегда будет зима,

исчезнут все игрушки и т.п.)?

Что будет, когда вы станете взрослыми?

Что вы сделаете когда станете учеными (космонавтами, врачами и

т.д.)?

Почему малыш (зайчик, персонаж на картинке) грустит?

Почему опали все листья с деревьев?

Зачем люди дарят друг другу подарки?

Предоставьте возможность детям тоже задавать вопросы

Постарайтесь сделать так, чтобы дети тоже задавали вам открытые

вопросы. Это поможет развить разговор, позволит вам принять в нем участие

(а не только задавать вопросы), да и образец ответной речи вы сможете

продемонстрировать в качестве примера.

Создание непринужденной обстановки

Немаловажным в обучении детей отвечать на вопросы является

создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку

абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться, не будут порицать,

что тем, кто задает вопросы, действительно интересен его ответ.

Общение – это своего рода искусство, доступное не всем людям, тем

более детям.

Многие стесняются свободно разговаривать, а многие просто не умеют,

и открытые вопросы могут помочь детям избавиться от напряжения и

приобрести опыт свободного и так необходимого речепроявления.

Можно собрать целую копилку открытых вопросов: по возрастам, по

тематике, по сезонам, по разным образовательным областям и т.д. Можно не

только их придумывать, но и апробировать в группе с детьми, решать, какие

удачные, а какие детям не очень понятны… А собрав такую копилку, вы

окажете большую помощь детям.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники