Автор: Исхакова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №97»
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Возрастные особенности детей 2-3 лет.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
Очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможности и
потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе
поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных
кризисов. Третий год в жизни ребенка называют кризисным, так как он является
переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он
сознательно говорит «я»: «Я не хочу. я не буду!» Малыш становится иногда
упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили.
Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.
Теперь ребенку нужно все разъяснить. Без умения договариваться с ребенком,
ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться
неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным «я», возможно, и
станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под
вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь
же добрым и любящим. Но в любом случае вырастет человек со слабой волей, со
сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать
желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
В возрасте 2-3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному
желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален,
однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного
эмоционального состояния на другое. Теперь ребенку уже нужно объяснять
правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на
вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими
поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в
каждой мелочи. На третьем году ребенок может самостоятельно одеться,
раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно
и пользоваться столовыми приборами. Иногда дети 2-3 лет отказываются от
самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили. одевали и т.д. Необходимо
понять причины такого поведения: если это каприз-проявите твердость, если
ребенку
стало
скучно-своевременно
усложните
требования
к
нему.
Не
задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком. Подсознательно ребенок
стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама
принадлежала только ему.
В этом возрасте активно развивается речь ребенка. Если вы правильно
занимаетесь с ребенком, то он конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все
лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда
правильно.Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с
некоторыми дефектами. Речь ребенка становится основным средством общения
не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка
2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех
действий, игровых ситуаций. К концу третьего года жизни любимыми играми
детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль,
изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу,
жесты, мимику, речь.Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на
свое поведение, на свою речь, жесты и т.д. Ведь недаром говорят, что дети-
зеркало взрослых. наличие ролевой игры является показателем новой ступени в
умственном развитии малыша.
У детей этого возраста формируются новые виды деятельности: игра,
рисование,
конструирование.
Совершенствуются
зрительные
и
слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать
мелодии, петь. Совершенствуется слуховое восприятие. К трем годам дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенное:
малыш решает задачу путем непосредственного действия
с
предметами
(складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу). Для
детей этого возраста характерна импульсивность и зависимость чувств и желаний
от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У
детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. И вам как его
родителям
важно
знать,
что
нужно
относиться
к
ребенку
спокойно
и
дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и
насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их
четко сформулировать и заявить. Относиться спокойно и с пониманием к
эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей, злость
или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная задача, вполне
естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае
сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, обсуждать то, что он видел
или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми
детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить
то, что мама обычно понимала с полуслова.
Этот возрастной период еще относится к раннему детству, но считать ребенка
беспомощным малышом уже не стоит. Он очень многое может, круг его
интересов расширяется, поэтому от вас требуется еще больше терпения и
внимания, чтобы помочь ему во всем разобраться.