Напоминание

"Экологическое воспитание детей в детском саду"


Автор: Аваева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Горскинский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Гурьевский район с. Горскино
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Экологическое воспитание дошкольников в

условиях сельского детского сада»

Человек стал человеком, когда услышал

шепот листьев и песню кузнечика, журчание

весеннего ручейка и звон серебряных

колокольчиков в бездонном летнем небе,

шорох снежинок и завывание вьюги за

окном, ласковый плеск волны и

торжественную тишину ночи – услышал, и,

затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет

чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

Человек и природа это вечная и всегда актуальная тема всех времен и народов.

Но пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза

экологического кризиса повисла над человеком и проблема материальной и

духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из

условий сохранения общего для всех нас Дома – Земли. Экологическое

образование и воспитание детей становится в настоящее время одним из

приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ

экологического воспитания, тем выше его эффективность. Дошкольный возраст

является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей.

Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся

основой систематических знаний о природе и бережном к ней отношении.

Воспитательное значение природы

трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище,

добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетиями

люди покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот

час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристальная вода,

экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша

главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое конечно, забывается, но

то, что связанно с природой, навсегда остается в памяти.

Я поставила перед собой задачу: на ранней стадии развития ребенка дать ему знания

намного шире и объемнее тех, которые предусмотрены «Программой воспитания и

обучения детей» в разделе «Ознакомление с природой».

Мной были изучены различные программы по экологическому воспитанию детей, и

самой приемлемой для меня оказалась программа «Юный эколог», разработанная С.

Н. Николаевой.

Я считаю, что именно эта методика наиболее объемно дает необходимый запас

экологических знаний, умений, навыков. Программа «Юный эколог» привлекла меня

еще и тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем

развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, уход

за растениями и животными все что, позволяет, на мой взгляд, приобщить ребенка к

правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

Первый и наиболее существенный шаг на пути экологического воспитания

дошкольников – создание необходимых условий для этой работы: природный уголок в

групповой комнате.

Важное значение имеет в экологическом воспитании детей проведение наблюдений

на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает

их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой природе, развивая

логическое мышление, разговорную речь.

Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений

о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет на мой взгляд, работа с

календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их

изменений несут огромный смысл: учат сравнивать, сопоставлять различные

природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Происходит

развитие умственной деятельности детей, изменения восприятия увиденного,

появляется устойчивость познавательного интереса к окружающему миру.

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, я использую в

работе стихи, рассказы о народных приметах. Для уточнения и закрепления

впечатлений детей от общения с природой и ее обитателями мы имеем альбом, в

котором дети делают зарисовки увиденного на прогулке, в уголке природы,

записываем комментарии детей к их рисункам, что впоследствии может служить

материалом для обсуждения полученных детьми впечатлений.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач

экологического воспитания, я выделила область ознакомления детей с птицами.

Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка

быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными,

привлекательными, подвижными. Кроме того, денный объект природы наиболее

доступен непосредственному воспитанию детей.

В своей работе использовала в основном методы, эффективно влияющие на

мотивационную, эмоциональную, и нравственную сферу ребенка: систематические

наблюдения и их фиксация в календаре; труд по уходу за птицами на участке детского

сада; игры экологического содержания; чтение художественной литературы. Рассказы

В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогли углублять, закреплять, и

уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Для

привлечения птиц на участок, создали уголок леса .Провела беседу о необходимых

условиях для жизни птиц в зимнее время. Изготовили с детьми и родителями

кормушки, где устраиваем праздник для птиц: насыпаем разное угощение. Дети

получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные

дидактические игры и речевые логические задачи (например: «Меню для птиц»). В

своей работе через целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после

выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных,

формировало у детей знания о сущности взаимодействия человека и природы. Беседы

сопровождала чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека,

показом иллюстрации.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников

взаимодействовала и сотрудничала с семьями воспитанников. Это возможно было

только при наличии экологического сознания у взрослых, поэтому провела работу по

пропагандированию экологических знаний среди родителей, и старалась вовлечь их в

совместную деятельность. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители

проявили особый интерес. Это одна из форм наглядной агитации – листовка, в

которой лаконично описывались правила поведения в природе.

Совместная работа с родителями способствовала воспитанию у детей осознанного и

бережного отношения к природе, людям. Без участия родителей в нашей работе

невозможно заложить фундамент экологической культуры. Действенная, настоящая

любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример

положительного отношения к природе взрослых.

Большая работа по экологическому воспитанию дала хорошие результаты: наши

дети стали добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками

ухода за животными и растениями, что так для будущих жителей села.

Так шаг за шагом мы стремились прививать детям бережное, любовное отношение к

окружающему миру и родной земле.



В раздел образования