Автор: Аваева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Горскинский детский сад
Населённый пункт: Кемеровская область Гурьевский район с. Горскино
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
« Экологическое воспитание дошкольников в
условиях сельского детского сада»
Человек стал человеком, когда услышал
шепот листьев и песню кузнечика, журчание
весеннего ручейка и звон серебряных
колокольчиков в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за
окном, ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи – услышал, и,
затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет
чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский
Человек и природа это вечная и всегда актуальная тема всех времен и народов.
Но пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза
экологического кризиса повисла над человеком и проблема материальной и
духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из
условий сохранения общего для всех нас Дома – Земли. Экологическое
образование и воспитание детей становится в настоящее время одним из
приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ
экологического воспитания, тем выше его эффективность. Дошкольный возраст
является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей.
Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся
основой систематических знаний о природе и бережном к ней отношении.
Воспитательное значение природы
трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище,
добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетиями
люди покоряли ее, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот
час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристальная вода,
экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша
главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое конечно, забывается, но
то, что связанно с природой, навсегда остается в памяти.
Я поставила перед собой задачу: на ранней стадии развития ребенка дать ему знания
намного шире и объемнее тех, которые предусмотрены «Программой воспитания и
обучения детей» в разделе «Ознакомление с природой».
Мной были изучены различные программы по экологическому воспитанию детей, и
самой приемлемой для меня оказалась программа «Юный эколог», разработанная С.
Н. Николаевой.
Я считаю, что именно эта методика наиболее объемно дает необходимый запас
экологических знаний, умений, навыков. Программа «Юный эколог» привлекла меня
еще и тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем
развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, уход
за растениями и животными все что, позволяет, на мой взгляд, приобщить ребенка к
правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.
Первый и наиболее существенный шаг на пути экологического воспитания
дошкольников – создание необходимых условий для этой работы: природный уголок в
групповой комнате.
Важное значение имеет в экологическом воспитании детей проведение наблюдений
на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает
их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой природе, развивая
логическое мышление, разговорную речь.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений
о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет на мой взгляд, работа с
календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их
изменений несут огромный смысл: учат сравнивать, сопоставлять различные
природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Происходит
развитие умственной деятельности детей, изменения восприятия увиденного,
появляется устойчивость познавательного интереса к окружающему миру.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, я использую в
работе стихи, рассказы о народных приметах. Для уточнения и закрепления
впечатлений детей от общения с природой и ее обитателями мы имеем альбом, в
котором дети делают зарисовки увиденного на прогулке, в уголке природы,
записываем комментарии детей к их рисункам, что впоследствии может служить
материалом для обсуждения полученных детьми впечатлений.
Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач
экологического воспитания, я выделила область ознакомления детей с птицами.
Выделение этого вопроса не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка
быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными,
привлекательными, подвижными. Кроме того, денный объект природы наиболее
доступен непосредственному воспитанию детей.
В своей работе использовала в основном методы, эффективно влияющие на
мотивационную, эмоциональную, и нравственную сферу ребенка: систематические
наблюдения и их фиксация в календаре; труд по уходу за птицами на участке детского
сада; игры экологического содержания; чтение художественной литературы. Рассказы
В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогли углублять, закреплять, и
уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Для
привлечения птиц на участок, создали уголок леса .Провела беседу о необходимых
условиях для жизни птиц в зимнее время. Изготовили с детьми и родителями
кормушки, где устраиваем праздник для птиц: насыпаем разное угощение. Дети
получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные
дидактические игры и речевые логические задачи (например: «Меню для птиц»). В
своей работе через целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после
выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных,
формировало у детей знания о сущности взаимодействия человека и природы. Беседы
сопровождала чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека,
показом иллюстрации.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников
взаимодействовала и сотрудничала с семьями воспитанников. Это возможно было
только при наличии экологического сознания у взрослых, поэтому провела работу по
пропагандированию экологических знаний среди родителей, и старалась вовлечь их в
совместную деятельность. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители
проявили особый интерес. Это одна из форм наглядной агитации – листовка, в
которой лаконично описывались правила поведения в природе.
Совместная работа с родителями способствовала воспитанию у детей осознанного и
бережного отношения к природе, людям. Без участия родителей в нашей работе
невозможно заложить фундамент экологической культуры. Действенная, настоящая
любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример
положительного отношения к природе взрослых.
Большая работа по экологическому воспитанию дала хорошие результаты: наши
дети стали добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками
ухода за животными и растениями, что так для будущих жителей села.
Так шаг за шагом мы стремились прививать детям бережное, любовное отношение к
окружающему миру и родной земле.