Напоминание

"Поручения как эффективная форма организации трудового воспитания"


Автор: Шаптыева Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал - детский сад
Населённый пункт: С. Карагай
Наименование материала: статья
Тема: "Поручения как эффективная форма организации трудового воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Поручения как эффективная форма организации

трудового воспитания

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей

поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них

заключена четкая направленность на получение результата, конкретно

определена

задача;

они

предоставляют

широкие

возможности

для

индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком

поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием

трудовых навыков и умений, отношений ребенка к порученному делу,

умением доводить дело до конца.

Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру

выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения

(кратковременные, эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых

поручений по содержанию, особенностям организации создает большие

возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.

Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском

саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и

полезное дело, как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти

это объясняется особенностями организации поручений и местом их в

режиме дня в отличие, например, от дежурств.

В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние

часы – до завтрака или во вторую половину – после дневного сна.

Объясняется это значительной нагрузкой педагогического процесса в первую

половину дня, большей занятостью педагога. Он периодически привлекает

детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить трудовые

навыки, познакомить с новым по своему содержанию трудом.

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает

возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к

выполнению

простых

заданий,

он

наблюдает

за

каждым

ребенком:

выполняет уровень умений, желание,

с каким он принимается за выполнение поручения, способность довести дело

до конца самостоятельно. Постоянный контроль за деятельностью ребят

позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому,

учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

В

младшей

группе

дети

имеют

преимущественно

индивидуальные

поручения, так ребенок нуждается в индивидуальном обучении, постоянном

контроле за его деятельностью. Малейшая трудность – и он бросает дело,

уходит играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить

работу постепенно вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу

группе детей. В таком случае будут трудиться «рядом» несколько ребят.

Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети имеют

некоторый опыт работы не требуя постоянного внимания и вмешательства

воспитателя. В этом случае педагог имеет возможность показать несложные

приемы работы сразу нескольким детям. Например: четырем – пяти

воспитанникам протереть стульчики: каждый должен протереть один стул.

При этом разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой

она влажности должна быть, понимает последовательность действий

одновременно всем участникам.

Одним из эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в

этом возрасте является совместный труд со взрослым или взрослого и

нескольких детей. В совместной работе пример воспитателя повышает

интерес ребенка к труду, способствует формированию у него желания

достичь результата работы.

Особую роль в руководстве выполнением детьми 3 – 4 лет поручений

играет оценка их труда. Надо непременно найти что–то положительное в их

поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда

может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Витя, ты сегодня

сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу.

Данил скоро совсем, хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня

ты очень старался».

В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко

использовать

игровые

приемы.

Здесь

воспитатель

не

обходится

без

персонажей

кукольного

театра

«Петрушка».

Такой

прием

позволяет

воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это

время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.

В процессе организации поручений с детьми 3 – 4 лет важно помнить о

роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста

пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется

такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивов на каждого

требования к деятельности ребенка.

Расширяются

физические

возможности

детей,

накапливается

определенный опыт самостоятельно выполнения поручений. Многие виды

труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей

значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи,

которые ставит перед собой воспитатель.

В работе с детьми организуются поручения – задания (однодневные,

многодневные, с отсроченным заданием). Например можно попросить детей

принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда,

цветные

нитки

и

салфетку

для

вышивания,

открытки,

картинки

определенного содержания для альбома, какой – либо природный материал,

нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т.п. Строго

контролировать их выполнение в срок и качественно. С этой целью на

первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей,

напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной

самостоятельности в выполнении задания.

Широко организуются разнообразные поручения,

связанные с

длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными.

Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем

детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах

поведения животного во время его кормления, сна и т.д.

Организация поручения, во второй младшей группе воспитатель должен

стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом

все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения у них

появляется привычка к труду.

Выводы: Таким образом, организуя поручения, воспитатель в любой

возрастной группе должен стремиться равномерно, привлекать детей к

выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые

трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.

В заключений хочется отменить, что в процессе труда дети практически

познают свойства окружающих вещей осуждаются эстетическое воспитания.

Труд закаляет детей физически, формируется нравственные качества.

В особую группу следуют выделить трудовые поручения. Выполнения

поручения

дети

овладевают

разнообразными

навыками,

умениями,

необходимые в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно

бытовой деятельности. формируется трудовые умения, аккуратность в

процессе деятельности, правильное отношение к работе.



В раздел образования