Автор: Сычева Елена Владиславовна
Должность: СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Учебное заведение: МКОУ "Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: Волосовский район п. Кикерино
Наименование материала: Программа социального педагога
Тема: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: среднее образование
Утверждаю
Директор школы Дьячкова Т.Е
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
«Кикеринская средняя общеобразовательная школа»
Программа
«Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
Составил: социальный педагог
Кикеринской СОШ
Сычева Е.В.
2020/2021 учебный год
Пояснительная записка
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее
актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет
организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило,
предоставлены
сами
себе.
Все
это
ведет
к
росту
правонарушений
среди
несовершеннолетних. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование
показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий,
которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное
пространство для ребенка, где ему интересно и хорошо. «Государство признает
детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной
подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-
значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств:
патриотизма
и гражданственности» - декларирует Федеральный закон РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка». Социальные и экономические проблемы в
российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт
семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост
численности безнадзорных детей, увеличение распространение наркотиков в детской
среде, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие, увеличение
числа правонарушений среди несовершеннолетних. Основные причины совершения
преступлений:
1.Несвоевременность выявления преступлений со стороны несовершеннолетних на
ранних стадиях,
2.Семейное неблагополучие,
3.Уклонение родителей от своих родительских обязанностей, бесконтрольность с их
стороны, родители не живут интересами своих детей,
4.Отсутствие
воспитания
приводит
несовершеннолетних
к
антиобщественным
поступкам,
5.Склонность родителей к употреблению спиртных напитков,
6.Незанятость подростка,
7.Нежелание подростка трудится.
В связи с тем, что Кикеринская СОШ 2002-2004 года участвовала в
федеральном эксперименте по реструктуризации сети школ расположенных в
сельской местности. В результате этого эксперимента число учащихся в школе
увеличилось, так как близлежащие школы были преобразованы в основную (д.
Торосово) и в филиал Кикеринской СОШ д. Клопицы. Продолжается рост числа
социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того,
имеются проблемы, решение которых давно назрело. Среди них алкоголизм в семье и
безработица. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на
плечи наших педагогов, ведь большую часть времени дети проводят в школе.
Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль
за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования
несовершеннолетних,
формирование
законопослушного
поведения
детей
и
подростков, оказание социально-психологической педагогической помощи, детям и
семьям нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-
опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия - вот
важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
основывается
на
принципах
законности,
демократизма,
гуманного общения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с
ней,
индивидуального
подхода
к
несовершеннолетним
с
соблюдением
конфиденциальности
полученной
информации,
государственной
поддержки
деятельности органов местного самоуправления и общественных оъединений.
Цель.
Предупредить безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, выявить и
устранить
причины
условия
способствующих
этому.
Обеспечить
социальную
адаптацию для вновь прибывших учащихся. Обеспечение эффективной социально-
педагогической и педагогической помощи детям, имеющим различные отклонения в
развитии, поведении, либо проблемы в обучении.
Задачи.
1. Проводить диагностику учащихся на предмет выявления
- места проживания и прописки, в какой семье ребенок воспитывается,
- бытовые условия проживания,
- взаимоотношение детей в семье с родителями,
- интересов, увлечений и творческих способностей ребенка,
- психологических аспектов поведения детей и их нарушений,
- учебных возможностей,
- детей сирот, на опеке, инвалидов,
- детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной помощи,
- детей состоящих на учете в ПДН.
2.Осуществлять ежедневный контроль за посещаемостью учащихся.
3.Своевременное извещение родителей о пропуске занятий учащимися.
4.Посещение учащихся на дому по вопросам успеваемости и посещения школы,
уклонение родителей от ответственности в обучение и воспитании детей.
5.Материальная поддержка детей из социально неблагополучных детей.
6.Проводить профилактические беседы учащихся состоящих на внутришкольном
учете и на учете в ПДН на правовые темы.
7. Вовлекать детей с девиантным поведением в органы школьного самоуправления,
кружки, секции.
8.Совместные рейды с инспекторами ПДН по месту жительства учащихся склонных к
правонарушению, неблагополучных семей.
Формы работы.
- Индивидуальная
- Групповая
Методы:
- Социальная диагностика
- Индивидуальные беседы
- Объяснение
- Контроль
Нормативные документы:
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Жилищный кодекс.
Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1999 года. « О
неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.»
Ф 3 № 12 от 13.01.1996 года «Об образовании»
Ф 3 № 124 от 24.07.1998 года « Об основных гарантиях прав ребёнка в
РФ»
Ф 3 № 181 от 24.11.1995 года « О социальной защите инвалидов»
Ф 3 № 120 от 21.05.1999 года « Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для профилактики по безнадзорности и правонарушениям предлагаются ряд
профилактических мероприятий:
1.Работа с учащимися
№
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Выявления
учащихся
школы,
которые не приступили к занятиям 1
сентября
1.09-10.09
Администрация
школы,
социальный
педагог,
классные
руководители
2.
Диагностика на предмет выявления
1.09-10.09
социальный
педагог,
классные
руководители
3.
Вовлечение учащихся с девиантным
поведением
во
внешкольную
деятельность
В течение уч. года
Зам.
Директора
по
воспитательной
работе,
социальный
педагог
4.
Индивидуальные
беседы
по
профилактике
правонарушений
среди учащихся
В течение уч. года
Социальный педагог,
Инспектор ПДН
5.
Индивидуальные
беседы
с
учащимися, состоящими на учете в
ПДН и внутришкольном учете.
В течение уч. года
Социальный педагог,
Инспектор ПДН
6.
Правовые
беседы
с
опекаемыми
детьми и детьми, оставшимися без
попечения родителей.
В течение уч. года
Социальный педагог,
Инспектор ПДН
7.
Оказание
материальной
помощи
дети
из
опекаемых
семей,
многодетных,
малообеспеченных
семей.
В течение уч. года
Центр
социальной
службы,
Администрация
сельского поселения,
школа.
8.
Психолого – педагогическая помощь
учащимся
В течение уч. года
Социальный педагог,
психолог
9.
Контроль
и
анализ
состояния
посещаемости
и
дисциплины
учащихся
Ежедневно
Социальный педагог
10.
Беседы
на
правовые
темы
с
учащимися;
-ДТП
-Чрезвычайные ситуации
-ОБЖ
По плану
Инспекторы:
пожарной
службы,
ДПС
2. Работа с родителями
№
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Общешкольные родительские
собрания
Раз в четверть
Администрация
школы
2.
Посещение неблагополучных
Ежемесячно
Социальный педагог,
семей
Классные
руководители,
инспектора ПДН и
КДН
3.
Вовлечение родителей в
школьные мероприятия:
- дежурство на школьных вечерах
- творческий отчет
-Конкурсы (папа, мама, я
спортивная семья)
- Семейный клуб
В течение уч. года
Зам. Директора по
воспитательной
работе, социальный
педагог, классные
руководители
4.
Заседание комиссии по делам
несовершеннолетними и защите
их прав.
2 и 4 среда месяца
Социальный педагог,
Инспектор ПДН
3. Работа с педагогами
№
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Совместное посещение детей на
дому по необходимости
В течение уч. года
социальный педагог,
классные руководи-
тели
2.
Участие в педагогических советах
школы
В течение уч. года
Администрация школы
Социальный педагог
3.
Консультации по работе с
трудными подростками,
проведение тематических
классных часов (курение,
наркомания, алкоголизм)
По плану
Социальный педагог
Социальный педагог Сычева Е.В.