Непосредственная образовательная деятельность "Задания от Феи звуков (дифференциация звуков [ч]— [т`])"
Автор: Миночкина Светлана Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 3 "Сказка" Населённый пункт: городской округ Власиха, Московская область Наименование материала: методическая разработка "Образовательная деятельность с дошкольниками" Тема: Непосредственная образовательная деятельность "Задания от Феи звуков (дифференциация звуков [ч]— [т`])" Раздел: дошкольное образование
Тема: Задания от Феи звуков (дифференциация звуков
[ч]— [т`])
.
Цель занятия: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей характеризовать звук [ч] по акустическим и артикуляционным признакам.
— учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать фонематические процессы.
— совершенствовать звуковой анализ;
— закреплять навыки пространственной ориентировки;
— развивать внимания, воображения, мышления, памяти, зрительное восприятие.
— формировать навык письма буквы Ч ;
— закреплять навык словообразования новых существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов -тик; -чик;
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их;
— воспитывать навык работы по инструкции
Оборудование: индивидуальные зеркала, су-джок тренажеры, предметные картинки
индивидуальные карточки для работы, карандаши, Волшебные Часы, Золотой ключик,
мольберт, 2 таблицы, в углах которых написаны буквы: Ч А С Ы, К Л Ю Ч, конверты.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и встанем возле
стульчиков.
— А сейчас напомните мне пожалуйста, с каким звуком и с какой буквой мы
познакомились?
— Правильно, звук и буква Ч .
Кто мне скажет, звук [ч] он какой? (Согласный, мягкий, глухой)
— Сядет на стульчик тот, кто ответит на мой вопрос. Ответы , начинаются со звука [ч].
— День недели - ... (Четверг.)
— Любимая птица моряков, спутница кораблей - ... (Чайка.)
— Что это? У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик -... (Чайник.)
— Она носит панцирь на спине. (Черепаха.)
— «Белый», а наоборот - ... (Черный.)
— Мастер, ремонтирующий часы. (Часовщик.)
— «Грязный», а наоборот - ... (Чистый.)
— Какое число стоит между числами «3» и «5»? (Четыре.)
— Стоит на огороде для отпугивания птиц. (Чучело.)
— Прядь волос на лбу. (Челка.)
— Ягода. (Черемуха, черника.)
— Овощ. (Чеснок.)
—Прибор, отсчитывающий время. Бывают электронные, песочные, солнечные.(Часы)
—Ею покрыто тело рыб (Чешуя)
2.
Объявление темы занятия.
—Вы слышите? Кто-то стучится.
В группу заходит почтальон Печкин.
Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Правильно, я почтальон Печкин.
Я разношу письма. Вам пришло письмо. Но я вам его не отдам, пока вы не скажете мне адрес
вашего детского сада. (Дети называют номер и адрес детского сада).
Логопед читает письмо: «Дорогие ребята! Меня зовут Фея Звуков. Я хочу обратиться к вам
за помощью. В моей стране Звуковии происходят странные вещи. Перепутались звуки [ч] и
[ть] И вместо слова мяч все слышат мять, а вместо петь—печь. Помогите мне, пожалуйста
— Вы готовы помочь феи Звуковии? Тогда встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем
наш девиз:
Наш девиз: не унывать!
Всем помочь и все узнать!
—Но чтобы помочь другим, мы сами должны стать ловкими и умелыми.
—А для этого у меня есть для вас посылка.
3. Развитие мелкой моторики .
Раздаются массажные мячи.
Мячик сильно я сжимаю
Дети сжимают-разжимают мяч одной рукой,
И ладошку поменяю.
Затем – другой.
“Здравствуй, мой любимый
мячик!” –
Мяч удерживаем большим пальцем и указательным.
Скажет утром каждый пальчик.
Остальными попеременно сначала в одной руке, затем в
другой.
Крепко мячик обнимает.
Мяч с усилием сжимаем и удерживаем в одной руке, затем
– в другой.
Никуда не выпускает.
Катаем между ладошек.
Только брату отдает:
Перебрасываем мяч из руки в руку
Брат у брата мяч берет.
4
Развитие артикуляционной моторики.
— Почтальон Печкин, а у наших ребят не только ручки, но и язычок ловкий. Я сейчас
раздам вам зеркала, и сделаем зарядку для язычка. Ты тоже можешь с нами потренироваться.
“Чашечка” – Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит.
К зубкам подняты края – вот и “чашечка” моя.
“Вкусное варенье” – Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик себе.
“Ступеньки” – На верхнюю губку, на верхние зубки,
За зубки скачок – во рту язычок.
6. Развитие мимических мышц.
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос; надуть
щеки.
Печкин отдает конверт с заданиями и прощается
— Ребята, фея звуков прислала нам задания. Чтобы их выполнить возьмите стульчики и
присядьте за свои столы. На листе разбросаны буквы, из которых надо составить слова.
— По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную
схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (часы, ключ).
Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.
Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.
Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.
Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.
Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает команда «Часы «Ключ».
Сделаем звуко-буквенный анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?
Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови.
Сколько мягких? Назови.
Вы сделали все правильно и у нас на столе появились Волшебные Часы и Золотой Ключ
Как поют Часы (Тик)
Как поет Ключ (Чик)
А сейчас мы немного отдохнем. Физминутка «А часы идут, идут…»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
— Чтобы произносить звуки [ч] – [ть] правильно, следите за положением кончика языка.
Когда произносится звук [ч], кончик языка находится за верхними зубами. А когда произно-
сится звук [ть], кончик языка находится за нижними зубами.
Дети упражняются в произношении звуков [ч] и [ть] по схеме, где стрелкой указано
положение кончика языка.
↑ ↓ ↓ ↑ ↓ ↑ ↑
Игра: «Ключик-Часы».
А сейчас, Услышав «песенку» Часов («Тик») покажите рукой на Часы. Если звучит
песенка Ключика («Чик»), покажите рукой на часы Ключик.
Первое задание
Логопед произносит: чик, тик, тик, чик, тик, чик, чик и т.д.
Второе задание
Логопед прячет «песенки» в слова: летчик, самолетик, колокольчик, одуванчик, котик,
бегемотик, зайчик, мячик, мальчик, братик, огурчик, тортик, кирпичик, мостик, птенчик,
бантик, зонтик, кузнечик.
Третье задание
— А теперь каждый по очереди подойдет и возьмет одну картинку. Не подсматриваем.
Переворачиваем и рассматриваем каждый свою картинку. То, что у вас нарисовано, нужно
назвать ласково. Например нос—носик
Бегемот – бегемотик, ключ – ключик, мост – мостик,
заяц – зайчик, кот – котик, палец – пальчик,
хвост – хвостик, самолет – самолетик, стул—стульчик.
вагон – вагончик зонт – зонтик диван- диванчик
стул – стульчик стакан – стаканчик колокол - колокольчик
Игра «Сломанный телефон»
— В наших телефонах нарушилась связь: вместо звука [ч] - звучит [ть]. Как изменятся
слова?
мяч - ...
речка - ...
печь — ...
ткач - ...
печка - ...
вечер - ...
Я произношу словосочетание, а вы меняете оба слова на противоположные:
Холодная зима—теплое лето.
Крутой подъем—пологий спуск.
Длинный день—короткая ночь.
Грустный мальчик—веселая девочка.
Смелый друг—трусливый враг.
Бедная молодость—богатая старость.
Правдивый мудрец—лживый глупец.
Скучное начало—интересный конец.
Работа с пословицей “Грамоте учиться – всегда пригодиться”.
Итог занятия
Самоанализ фронтального логопедического занятия по дифференциация звуков
[ч] – [ть]
«Задания от Феи звуков
».
Тема
занятия
соответствовала
перспективному
плану
и
программе
обучения
и
воспитания.
Цель занятия: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях .
На занятии решались Задачи:
Коррекционно-образовательные:
—учить детей характеризовать звук [ч] по акустическим и артикуляционным признакам.
— учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать фонематические процессы.
— совершенствовать звуковой анализ;
— закреплять навыки пространственной ориентировки;
— развивать внимания, воображения, мышления, памяти, зрительное восприятие.
— формировать навык письма буквы Ч ;
— закреплять навык словообразования новых существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов -тик; -чик;
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их;
— воспитывать навык работы по словесной инструкции
Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из
следующих
аспектов.
Занятие
проходило
в
несколько
этапов.
Положительных
психологический
настрой
был
создан
в
начале
занятия,
в
процессе
которого
дети
приветствовали присутствующих, что создавало психологическую готовность их заниматься,
общаться
с
педагогом,
друг
с
другом,
принять
на
занятии
незнакомых
людей.
Вводно–
организационный этап содержал разминку «Гимнастика для ума» и сюрпризный момент,
которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное
внимание. Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных
моментов: появление Почтальона Печкина с письмом от Феи Звуков. Это создало у детей
внутреннюю
мотивацию
на
деятельность.
При
проведении
занятия
большое
значение
придавалось
соблюдению
основополагающих
дидактических
принципов
(доступность
предлагаемого
материала,
наглядность,
индивидуальный
подход
и
т.
д.)
и
специальных
положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода,
принцип связи речи с другими сторонами психического развития). В основу обучения было
положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу
овладения
детьми
фонетической
системой
языка
придавался
осознанный
характер.
Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех
этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным
использование
способа
коррекции
с
помощью
сопряженных
движений.
Сознательный
звуковой
анализ,
понимание
конкретно-лексического
значения
слова
-
с
одной
стороны,
умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с
другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты. На занятии обучение
строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Помогая Фее Звуковии , дети
выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный
фон
процесса
обучения,
повысила
речевую
активность
детей
и
сохраняла
интерес
на
протяжении всего занятия. В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические
методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные
задания
давались
в
порядке
нарастающей
сложности:
сначала
дети
дифференцировали изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и,
наконец, предложения (самостоятельно проговаривали пословицу). Все этапы занятия были
взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена
видов
деятельности
на
каждом
этапе
занятия
позволила
предотвратить
утомляемость
и
пресыщаемость
каким
то
одним
видом
деятельности.
В
занятие
была
также
включена
физминутка
«часы»,
которая
отражала
звуковую
и
лексическую
тематику
занятия.
Для
получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные
материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал
соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая
деятельность
детей.
Побуждая
детей
к
активности,
я
так
же
обращала
внимание
на
особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала
к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится
усиленная индивидуальная работа. Старалась создать ситуацию успеха каждому ребенку и
всей группе в целом. В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей.
Оказывала
помощь
детям
при
выполнении
заданий
и
упражнений
в
разных
формах
–
подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и
активизируют неуверенных в себе детей. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется
отметить,
что
они
проявляли
познавательную
активность,
эмоционально
реагировали
на
приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были
заинтересованы,
внимательны,
организованы.
На
занятии
соблюдался
главный
принцип
деятельностного подхода – принцип психологической комфортности.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили
мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли
обобщить
и
закрепить
полученные
знания.
Коррекционно-развивающие
задачи
были
выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
1.