Напоминание

Непосредственная образовательная деятельность "Задания от Феи звуков (дифференциация звуков [ч]— [т`])"


Автор: Миночкина Светлана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 3 "Сказка"
Населённый пункт: городской округ Власиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка "Образовательная деятельность с дошкольниками"
Тема: Непосредственная образовательная деятельность "Задания от Феи звуков (дифференциация звуков [ч]— [т`])"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: Задания от Феи звуков (дифференциация звуков

[ч]— [т`])

.

Цель занятия:
учить дифференцировать звуки
[ч]-[ть]
в слогах, словах и в предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные: — учить детей характеризовать звук
[ч]
по акустическим и артикуляционным признакам. — учить дифференцировать звуки
[ч]-[ть]
в слогах, словах и в предложениях; Коррекционно-развивающие: — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать фонематические процессы. — совершенствовать звуковой анализ; — закреплять навыки пространственной ориентировки; — развивать внимания, воображения, мышления, памяти, зрительное восприятие. — формировать навык письма буквы
Ч
; — закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -тик; -чик; Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их; — воспитывать навык работы по инструкции
Оборудование:
индивидуальные зеркала, су-джок тренажеры, предметные картинки индивидуальные карточки для работы, карандаши, Волшебные Часы, Золотой ключик, мольберт, 2 таблицы, в углах которых написаны буквы: Ч А С Ы, К Л Ю Ч, конверты.



Ход занятия

1. Организационный момент.
— Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и встанем возле стульчиков. — А сейчас напомните мне пожалуйста, с каким звуком и с какой буквой мы познакомились? — Правильно, звук и буква
Ч
. Кто мне скажет, звук
[ч]
он какой? (Согласный, мягкий, глухой) — Сядет на стульчик тот, кто ответит на мой вопрос. Ответы , начинаются со звука
[ч].
— День недели - ... (Четверг.) — Любимая птица моряков, спутница кораблей - ... (Чайка.) — Что это? У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик -... (Чайник.) — Она носит панцирь на спине. (Черепаха.) — «Белый», а наоборот - ... (Черный.) — Мастер, ремонтирующий часы. (Часовщик.) — «Грязный», а наоборот - ... (Чистый.) — Какое число стоит между числами «3» и «5»? (Четыре.) — Стоит на огороде для отпугивания птиц. (Чучело.) — Прядь волос на лбу. (Челка.) — Ягода. (Черемуха, черника.) — Овощ. (Чеснок.) —Прибор, отсчитывающий время. Бывают электронные, песочные, солнечные.(Часы) —Ею покрыто тело рыб (Чешуя)
2.

Объявление темы занятия.
—Вы слышите? Кто-то стучится. В группу заходит почтальон Печкин.
Почтальон Печкин:
Здравствуйте, ребята. Вы узнали, кто я? Правильно, я почтальон Печкин. Я разношу письма. Вам пришло письмо. Но я вам его не отдам, пока вы не скажете мне адрес вашего детского сада. (Дети называют номер и адрес детского сада).

Логопед
читает письмо: «Дорогие ребята! Меня зовут Фея Звуков. Я хочу обратиться к вам за помощью. В моей стране Звуковии происходят странные вещи. Перепутались звуки
[ч] и

[ть]
И вместо слова мяч все слышат мять, а вместо петь—печь. Помогите мне, пожалуйста — Вы готовы помочь феи Звуковии? Тогда встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем наш девиз: Наш девиз: не унывать! Всем помочь и все узнать! —Но чтобы помочь другим, мы сами должны стать ловкими и умелыми. —А для этого у меня есть для вас посылка.
3. Развитие мелкой моторики .
Раздаются массажные мячи. Мячик сильно я сжимаю Дети сжимают-разжимают мяч одной рукой, И ладошку поменяю. Затем – другой. “Здравствуй, мой любимый мячик!” – Мяч удерживаем большим пальцем и указательным. Скажет утром каждый пальчик. Остальными попеременно сначала в одной руке, затем в другой. Крепко мячик обнимает. Мяч с усилием сжимаем и удерживаем в одной руке, затем – в другой. Никуда не выпускает. Катаем между ладошек. Только брату отдает: Перебрасываем мяч из руки в руку Брат у брата мяч берет.
4

Развитие артикуляционной моторики.
— Почтальон Печкин, а у наших ребят не только ручки, но и язычок ловкий. Я сейчас раздам вам зеркала, и сделаем зарядку для язычка. Ты тоже можешь с нами потренироваться. “Чашечка” – Улыбаюсь, рот открыт: там язык уже стоит. К зубкам подняты края – вот и “чашечка” моя. “Вкусное варенье” – Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик себе. “Ступеньки” – На верхнюю губку, на верхние зубки, За зубки скачок – во рту язычок.
6. Развитие мимических мышц.
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос; надуть щеки. Печкин отдает конверт с заданиями и прощается — Ребята, фея звуков прислала нам задания. Чтобы их выполнить возьмите стульчики и присядьте за свои столы. На листе разбросаны буквы, из которых надо составить слова. — По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (часы, ключ). Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее. Вторая – в левом нижнем углу. Запишите. Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите. Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите. Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает команда «Часы «Ключ». Сделаем звуко-буквенный анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны? Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.
Вы сделали все правильно и у нас на столе появились Волшебные Часы и Золотой Ключ Как поют Часы (Тик) Как поет Ключ (Чик) А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка «А часы идут, идут…»
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются) — Чтобы произносить звуки
[ч] – [ть]
правильно, следите за положением кончика языка. Когда произносится звук
[ч],
кончик языка находится за верхними зубами. А когда произно- сится звук
[ть],
кончик языка находится за нижними зубами. Дети упражняются в произношении звуков
[ч]
и
[ть]
по схеме, где стрелкой указано положение кончика языка.
↑ ↓ ↓ ↑ ↓ ↑ ↑
Игра: «Ключик-Часы».

А сейчас, Услышав «песенку» Часов («Тик») покажите рукой на Часы. Если звучит песенка Ключика («Чик»), покажите рукой на часы Ключик.

Первое задание
Логопед произносит: чик, тик, тик, чик, тик, чик, чик и т.д.
Второе задание


Логопед прячет «песенки» в слова: летчик, самолетик, колокольчик, одуванчик, котик, бегемотик, зайчик, мячик, мальчик, братик, огурчик, тортик, кирпичик, мостик, птенчик, бантик, зонтик, кузнечик.
Третье задание
— А теперь каждый по очереди подойдет и возьмет одну картинку. Не подсматриваем. Переворачиваем и рассматриваем каждый свою картинку. То, что у вас нарисовано, нужно назвать ласково. Например нос—носик Бегемот – бегемотик, ключ – ключик, мост – мостик, заяц – зайчик, кот – котик, палец – пальчик, хвост – хвостик, самолет – самолетик, стул—стульчик. вагон – вагончик зонт – зонтик диван- диванчик стул – стульчик стакан – стаканчик колокол - колокольчик
Игра «Сломанный телефон»
— В наших телефонах нарушилась связь: вместо звука
[ч]
- звучит
[ть].
Как изменятся слова? мяч - ... речка - ... печь — ... ткач - ... печка - ... вечер - ... Я произношу словосочетание, а вы меняете оба слова на противоположные: Холодная зима—теплое лето. Крутой подъем—пологий спуск. Длинный день—короткая ночь. Грустный мальчик—веселая девочка. Смелый друг—трусливый враг. Бедная молодость—богатая старость. Правдивый мудрец—лживый глупец. Скучное начало—интересный конец.
Работа с пословицей
“Грамоте учиться – всегда пригодиться”.
Итог занятия


Самоанализ фронтального логопедического занятия по дифференциация звуков

[ч] – [ть]

«Задания от Феи звуков

».
Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.
Цель занятия:
учить дифференцировать звуки
[ч]-[ть]
в слогах, словах и в предложениях
.
На занятии решались
Задачи:
Коррекционно-образовательные: —учить детей характеризовать звук
[ч]
по акустическим и артикуляционным признакам. — учить дифференцировать звуки
[ч]-[ть]
в слогах, словах и в предложениях; Коррекционно-развивающие: — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; — развивать фонематические процессы. — совершенствовать звуковой анализ; — закреплять навыки пространственной ориентировки; — развивать внимания, воображения, мышления, памяти, зрительное восприятие. — формировать навык письма буквы
Ч
; — закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -тик; -чик; Коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их; — воспитывать навык работы по словесной инструкции Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии незнакомых людей. Вводно– организационный этап содержал разминку «Гимнастика для ума» и сюрпризный момент, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание. Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление Почтальона Печкина с письмом от Феи Звуков. Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность. При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития). В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений. Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Помогая Фее Звуковии , дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия. В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети дифференцировали изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (самостоятельно проговаривали пословицу). Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. В занятие была также включена физминутка «часы», которая отражала звуковую и лексическую тематику занятия. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Старалась создать ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом. В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута. 1.


В раздел образования