Автор: Борисова Лилия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №154"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Технологии формирования безопасного поведения
у детей дошкольного возраста.
Начальное обучение детей в детском саду правилам безопасности ,которое продолжается в шко-
лах , имеет большое значение и является социальным заказом общества в системе дошкольного
образования .Вот почему мы в детских садах просто обязаны воспитывать в ребенке элементар-
ные навыки поведения дома , на улице ,в транспорте , в парке ,у реки , научить их правилам аде-
кватного поведения в той или иной чрезвычайной обстановке, что будет способствовать обеспе-
чению воспитания безопасного поведения.
В процессе обучения дошкольников правилам безопасного поведения реализуется ряд задач:
-Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пас-
сажира транспортного средства.
-Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
-Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
Данные задачи можно решить при помощи образовательных технологий, а именно:
-игровых технологий;
-информационно-коммуникационных технологий;
-личностно-ориентированной технологии;
-технологии проектной деятельности.
Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматиза-
ций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, темати-
ческих и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.
Игровой материал представлен дидактическими, настольными играми: «Азбука безопасности»,
« Игра с дорожными знаками», « Светофор» , «Осторожно, дорога!», «Как избежать неприятно-
стей?», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем!», плакатами « Правила безопасности!», «
Это опасно!». С их помощью дети учатся сравнивать и группировать по внешнему виду различные
виды транспорта, закреплять знания безопасного поведения на дорогах, в быту.
Применение информационно-коммуникационных технологий способствует формированию основ
информационной культуры педагога и воспитанников. ИКТ используются для подбора иллюстра-
тивного и дидактического материала, для методического сопровождения образовательного про-
цесса по данной теме. Дети с большим интересом смотрят презентации, видеофильмы, а затем
рассказывают об увиденном.
Был разработан цикл интегрированных занятий с детьми «Основы безопасности детей дошколь-
ного возраста», направленный на формирование основ безопасности жизни и здоровья детей. По
каждому тематическому разделу проводилась определенная работа.
1 Ребёнок и другие люди.
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
-Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
-Ребёнок и другие дети, в том числе подростки
-Если «чужой» приходит в дом.
2. Ребёнок и природа.
-В природе всё взаимосвязано
-Загрязнение окружающей среды.
-Бережное отношение к живой природе.
-Ядовитые растения.
-Контакты с животными.
3. Ребёнок дома.
-Прямые запреты и умения правильно обращаться с некоторыми предметами.
-Открытое окно, балкон как источник опасности
-Экстремальные ситуации в быту.
4.Ребёнок на улицах города.
-Устройство проезжей части.
-Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
-Знакомство с « зеброй» и светофором.
-Правила езды на велосипеде.
-О работе ГИБДД.
-Правила поведения в транспорте.
-Если ребёнок потерялся.
Педагогическая ценность личностно-ориентированной технологии в том, что в рамках индивидуа-
лизации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности
каждого ребенка, его потенциальные возможности. Используя данную технологию, педагог стиму-
лирует творческую самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников.
Проектная технология позволяет решить ту или иную образовательную проблему в результате
самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов.
Таким образом, использование современных технологий в работе приводит к наиболее эффек-
тивному решению образовательных задач по формированию основ безопасности жизнедеятель-
ности.