Автор: Тен Кен Сук
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: с.Восток, Поронайский район, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Птицы наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» с. ВОСТОК
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ детский сад
№ 12 «Аленушка» с. Восток
Волобоева Е.В.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ «Б» ГРУППЕ
«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Выполнил(а):
Тен Кен Сук
Воспитатель средней группы
с. Восток
2020 г.
Воспитатель: Тен К. С.
Вид проекта:
• По направленности: информационно – познавательный, творческий.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
• Дети средней группы
• Воспитатели
• Родители
Сроки реализации:
26.10-30.10.2020г
Актуальность проекта:
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема
нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое
образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы
поговорим о птицах.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам,
желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того,
что, делясь крохами, можно помочь птицам. Дать детям элементарные знания о том, чем
кормить птиц.
Цель проекта:
Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе
жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни
птиц.
Задачи проекта
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда,
выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты
наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой,
музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные
навыки;
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной
деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы нашего края».
Ожидаемые результаты
• систематизировать знаний детей о птицах;
• формирование осознанного действенного отношения к птицам,
• желание заботиться о пернатых;
• понимание их значимости в жизни людей;
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме
• Определение проблемы
• Выбор цели проекта
• Составить план работы, проект: «Птицы – наши друзья»
• Введение детей в проблемную игровую ситуацию
• Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их
жизни.
2-й этап – основной.
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого
уровня знаний, умений, навыков.
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
Реализация проекта «Птицы – наши друзья»
План действий:
Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,
физическое развитие.
Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема
преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению
материала.
НОД:
1. Ознакомление с окружающим: беседа и показ презентации «Перелетные и зимующие
птицы».
2. Лепка: «Птички прилетели ».
3. Развитие речи: чтение рассказа М. Горького «Воробьишко».
4. Рисование: «Снегирь».
Познавательное развитие:
Беседы: «Птицы. Почему птиц стало меньше? », «Жалобная книга природы»,
Цикл наблюдений за птицами.
Рассматривание картины: «Птицы улетают на юг», иллюстраций о птицах, предметных
картинок, книг.
Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов,
посев овса для птиц.
Д/и «Угадай птицу», «У человека рука, у птицы… .», «Что за птица? ».
Индивидуальная работа: «Нарисуй птиц » (изо), «Птичка на дереве» (физо),«Покажи,
где птичка», «Счет птиц» (фэмп)
Речевое развитие:
Рассказ воспитателя: «Знакомьтесь – воробей»,
Загадывание загадок по теме: «Птицы».
Чтение М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова»,
Чтение потешки «Гуси, вы гуси».
Д/и ««Назови ласково».
Социально – коммуникативное развитие:
«Почему птицы улетают на юг ? »
Игра – имитация «Мы птички»
Строительная игра: «Домик для птиц»
Художественно – эстетическое развитие:
Муз.дид. игра «Птицы и птенчики»
Самостоятельная деятельность детей: книжки – раскраски «Птицы», шаблоны: «Птицы».
Слушание записи «Голоса птиц».
Физическое развитие:
Динамическая пауза « Скок, поскок молодой дроздок », «Скачет шустрая синица», «Ну –
ка, птички, полетели».
Дыхательная гимнастика: «Регулировщик», «Самолет».
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц».
П/и: «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси – лебеди», «Совы», «Птички и кошка».
Игра м/п «Синичка».
Работа с родителями:
1. Оказание помощи в пополнении атрибутов для игр.
2. Помощь в подборе литературы, приобретении наглядных пособий по теме.
3. Оформление альбомов: «Птицы нашего края», подборка материала.
4. Изготовление кормушек.
3-й этап: обобщающий
Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Птицы – наши друзья».
Презентация альбома: «Птицы – наши друзья»
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с
дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской
деятельности в ДОУ.
Выводы:
• У детей проявился интерес к объектам живой природы (зимующим птицам, умения
выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу.
• Дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц.
• Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить.
• К проекту были привлечены родители: изготовление кормушек, беседы, участие в
изготовлении альбома «Птицы нашего края».
Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании
детей детского сада.
Конспект НОД
по рисованию «Снегирь»
Цель: познакомить детей с птицей снегирь, с ее строением.
Задачи:
Продолжать учить детей рисовать кистью и красками.
Совершенствовать умение подрисовывать к основной части мелкие детали (клюв).
Развивать воображение, фантазию.
Воспитывать аккуратность в работе при рисовании.
Материал: листы бумаги формата А4, гуашь, кисть № 3, баночка под воду, салфетки,
картинки с изображением птиц, мольберт, руль, телевизор, флешка с музыкой.
Ход занятия:
1.
Организационный момент:
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас дети я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать.
Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Кто это?
Ответ детей: Воробей
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ответ детей: Снегирь
Всех приметней птиц, черней.
Чистит пашню от червей.
Взад, вперед по пашне вскачь.
А зовется птица….
Ответ детей: Грачь
Птица белая, как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает гордо шею.
Назови её скорее!
Ответ детей: Лебедь
2.
Беседа
Дети, назовите птиц, которые остаются с нами зимовать?
Ответ детей: сова, сорока, ворона, голубь, синички, снегирь.
Воспитатель: Как их называют?
Ответ детей: Зимующие птицы.
Воспитатель: Зимующим птицам трудно находить корм зимой. Надо помогать им:
развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, семена.
Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель:
А какие птицы улетают? Назовите их.
Ответ детей: грач, дикие гуси, ласточки, лебеди, утки.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
3.
Физ.минутка «Снегири»
Дети встают полукругом. Игра проводится 3 раза.
Вот на ветках посмотри — хлопают руками по бокам
В красных майках снегири — наклоняют голову в стороны
Распушили перышки — частое потряхивание руками
Греются на солнышке — хлопки по бокам
Головой вертят, улететь хотят — повороты головы
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! — дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как
крыльями.
После игры дети проходят и садятся за столы.
4.
Рисование птиц.
Рефлексия:
Давайте с вами посадим ваших птиц на сказочную полянку.
Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились. Вы просто все молодцы! А
сейчас пока наши птички сохнут, мы с вами пройдем в умывальную комнату и
вымоем руки.
Конспект НОД «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Цель: Познакомить детей с рассказом Горького «Воробьишко». Проанализировать сказку:
помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.
Обучающие задачи:
- Учить внимательно слушать литературное произведение.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
- Учить последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
- Развивать зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного
отношения к ним.
Словарная работа: Активизировать словарь
Ход занятия
Дети, пойдёмте я вам что-то покажу!
(Воспитатель подводит детей к балконному окну, на окошке, сидит воробей, а в клюве у
него конверт).
В: Почему воробей не улетел в тёплые страны?
Д: Потомучто он зимует вместе с нами.
В: Кто еще зимует в наших краях?
Д: Вороны, голуби, синички.
В: Давайте присядем и узнаем что – же в этом конверте?
А вы как думаете, что там может быть?
Д: (Высказывают свои предположения).
В:В конверте лежит книжка «Воробьишко».
Кто на ней нарисован?
Д: Воробей
В: Воспитатель предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко)
«Скажи ласково»
Воробьишко сказал мне что он хочет рассказать вам интересную и поучительную
историю.
В: Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай произошел с воробушком.
Написал этот рассказ Максим Горькии.
Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.
После прочтения воспитатель спрашивает.
В: Как называется рассказ, который я вам прочитала?
Д: Воробьишко
В: Кто герой этого рассказа?
Д: Маленький воробей
В: Да, это маленький воробьишко. (Проговориваем)
А как называется мама воробьишки?
Д:Мама воробьиха.
В: Папа воробьишки?
Д:папа воробей.
В:А как его звали воробьишку?
Д: Пудик
В: Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?
В: Наш гость немножко устал, давайте поиграем с ним!
Физкультминутка
Воробей скакал на грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки.
Не поймать меня коту,
Я проворный на лету!
(Предложить показать любимую физкультминутку)
В: Нашему гостью, очень понравилось с вами играть! (ВДети и воспиттатель
возвращаются на свои места).
В рассказе нашворобьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними
познакомимся.
Словарная работа.
А Пудик глотал букашек, и всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
- Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
Идет мимо бани мужик, машет руками.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
- Это человек, они все бескрылые! Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы
с папой мошек...
- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на
земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.
Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.
Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)
Прочь –отойти от кого ни будь ,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.
В: Поиграем в игру «А что потом?»
Я начну, а вы мне помогайте
1.Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв
и прикрепляет на доску).И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
А что ему говорила на это мама?
А что потом?
(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)
2 Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
- Что, что?
- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё
по-своему.
А что потом?
3 Идет мимо бани мужик, машет руками.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже,
чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
4 Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза -
тут как тут.
5 Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
- Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая,
клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
6 Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и -
на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в
затылок и говорит:
- Что, что?
- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
7 А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая,
зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
Дети и воспитатель совместно выбирают картинки, которые нужно выстроить в
логическую цепочку, по ходу рассказа.
Итог занятия
В: Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?
Хорошо ли воробьишко вёл себя по отношению к маме?
Можно ли спорить с мамай?
Д: Надо любить и слушаться маму, не огорчать её по пустякам.
Конспект НОД «Беседа с детьми о перелётных и зимующих птицах»
Программное содержание:
1.Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить
различать их по существенному признаку.
2.Возможностьудовлетворения потребности в пище.
Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма,
замерзание водоёмов, земли).
3.Классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи
между характером корма и возможностью его добывания.
4.Обогащать словарь путём ведения слов: корм, перелётные, зимующие. Воспитывать
любовь к птицам, желание им помогать.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли...
В гости первый день недели, к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог, прилетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!
Воспитатель: Дети давайте рассмотрим таблицы с изображением зимующих и перелётных
птиц.
Вопросы: - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на
участке зимой? /воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки/.
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? /зимующие/.
- Каких птиц не было видно в последнее время? /грачей, ласточек, стрижей, скворцов/. -
Куда они делись? /улетели в тёплые края/.
- Как называются птицы которые улетают в тёплые края? /перелётные/. Почему они
улетают? /боятся холодов и голода/.
- Вспомните чем питаются птицы? / насекомыми, семенами растений, ягодами/.
Беседа:
Воспитатель:- Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и
добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас,
вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны,
чтобы весной вернуться в родные края.
- Как вы думаете, почему зимующие птицы / воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы/
круглый год живут снами? Эти птицы не боятся
морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают
насекомых, которые спрятались в трещинах
коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А
синицы отыскивают запасы, которые они
сделали осенью. - И всё - таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во
время снегопадов, в метели и сильные
морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время
приближаются к жилищам людей. И мы с
вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. - Дети, а вы помогаете
птицам? /Мы смастерили кормушки и приносим
корм: семечки, хлеб, крупу/. Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А
летом птицы помогут людям. Они будут поедать
насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Физ. минутка:
Воспитатель: - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы
будете хлопать в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что
мухи это насекомые/.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
Воспитатель: - Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за
птица.
Загадки:
- В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой
смешной.
Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! /дятел/.
- Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей/.
- Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да
это.../снегири/.
- На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.../скворец/.
- Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! /кукушка/.
Анализ: - Молодцы, ребята. Мы много узнали о жизни птиц. Давайте вспомним,а чём мы
сегодня беседовали.
Конспект НОД по лепке «Птички прилетели»
Программное содержание:
закрепить у детей знание о характерных признаках птиц; создание объемного образа
птицы; передавать в лепке характерные признаки птиц, соотношение частей по величине,
форме;
использовать
знакомые
приемы
лепки:
раскатывание,
прием
оттягивания;воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход занятия.
Наступила весна. В городских парках кормушки нередко полны. Для птиц люди несут
семечки. Кормушки не пустуют и летом. Трудно приходится и первым перелётным
птицам. Они-то прилетают радостные, - пора гнёзда вить, да потомство выводить. А
погода порой не балует. То завьюжит, то запорошит, то похолодает существенно.
Скворцы, грачи, жаворонки, зяблики, зарянки, коноплянки – прилетают к нам весной
одними из первых. Сегодня мы с вами видели много птиц, которые прилетели к кормушке
на нашем участке. Давайте вспомним, кого мы видели. А еще могут прилететь: сорока,
ворона, снегирь.
Просмотр презентации "Птицы".
Игра «Отгадай загадку» (показ птиц в призентации, назвать зимующая или перелетная)
1. Вот вещунья - белобока, а зовут ее.
(Сорока - зимующая птица)
2. Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей,
Кто же это… (Воробей – зимующая птица)
3. Черный, проворный кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач - перелетная птица)
4. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.Зимует)
5. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири – зимующие птицы)
6. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка – перелетная птица)
Птицы – это наши маленькие соседи. Шумные, веселые, певучие, разноцветные, забавные,
умные, домашние и городские… Такие разные и такие смешные.
Вы обратили внимание, что все загадки о птицах? И наверное догадались что сегодня мы
будем лепить птиц.
Значит у птиц есть: туловище, шея, голова, на голове клюв, хвостик, крылья, лапки. (дети
лепят вместе с воспитателем) Берем кусок пластилина делим его на две части. Кладем
один кусок на дощечку это будет туловище, а второй делим еще на две одинаковые
половинки, из одной половинки сделаем голову, а из второй как ножки. Берем большой
кусок пластилина и начинаем делать туловище, раскатываем его в толстую колбаску,
теперь вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Теперь
берем маленький кусочек пластилина и раскатываем голову и вытягиваем клюв. Теперь
голову прикрепляем к шее, способом примазывания. Берем последний кусочек пластилина
и делаем ножки, тоже раскатываем его, круговыми движениями. Раскатали, у нас
получился маленький овал, и ставим на него нашу птичку, это у нас как ноги. Вот мы и
слепили птичку, но чего же не хватает у нашей птички? Давайте ей нарисуем стекой
крылышки и глазки. Вот у нас какие получились птички.
Хотите поиграть в игру «Птички летают». Вы все будете птичками, а я буду говорить
слова, а вы на слово «Ай» разлетитесь… Птички сидят, клюют зернышки и улетают.
Села птичка на окошко:
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка – «Ай! » (игра повторяется 2-3 раза)
Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц.
Предложить детям посадить птиц на кормушку и покормить.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Анализ детских работ.