Автор: Лопатина Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Бийск
Наименование материала: конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: Как дикие животные готовятся к зиме
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
«Как дикие животные готовятся к зиме» средняя группа.
Ф.И.О. воспитателя: Лопатина Елена Сергеевна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: средняя
Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: дать детям представления о жизни диких животных зимой.
Задачи:
1.
Расширять представления детей об зимних явлениях в природе.
2.
Формировать интерес к окружающей природе.
3.
Учить сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-
следственные связи, делать обобщения.
4.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
5.
Развивать инициативу и умение работать в коллективе.
Предварительная работа: Беседа о времени года - зима, беседы о
домашних и диких животных.
Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных.
Рассматривание серии картин «Дикие животные».
Материал к занятию. Картина – панорама зимнего леса, фотографии диких
животных (лиса, волк) Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама,
ежик, белка, медведь), музыка – голоса зимнего леса, картинки с дикими
животными для индивидуальной работы, цветные карандаши.
Организация и методика проведения занятия
Вводная часть.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель предлагает детям послушать мелодию зимнего леса, и читает
стихотворение:
Т. Волжина «МОРОЗ»
Скрипит мороз,
Сердит мороз.
И снег
Сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замерз.
Насквозь
Продрогли ёлки.
Воспитатель спрашивает детей, о каком времени года идет речь? (Молодцы,
это зима. Мороз, в лесу очень холодно. А мы сегодня с вами поговорим о
диких животных, как они готовятся к зиме, что они кушают.) Но для этого мы
с вами пойдем на зимнюю прогулку в лес
Основная часть.
Дети отправляются в зимнее путешествие (Дети встают друг за другом и идут
за воспитателем, звучит аудиозапись, звуки природы, дети выполняют
движение за воспитателем):
Мы идем в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит (отводят руку в указанную сторону и смотрят)
Снежинки в небе кружатся
Педагог загадывает загадку:
«Белый, ушастый, по лесу шастал
Путал следы от рыжей беды» (Зайчик)
- Ответы детей (зайчишка)
К нам в гости пришел зайчишка (дети рассматривают игрушку зайчика,
приветствуют его).
Здравствуй, зайка! Расскажи нам пожалуйста, как ты проводишь зиму?
Холодно ли тебе?
- Здравствуйте, дети ! Мне зимой не холодно. Я меняю свой серый мех на
белый, а он у меня очень теплый! И я не так заметен на белом снегу.
- Спасибо зайка! А мы пойдем дальше.
Воспитатель обращает внимание детей на странное шуршание.
Загадывание загадки
«Под соснами и елками
Лежит мешок с иголками» (Ёжик)
Дети приветствуют ежика. Ёжик рассказывает детям, что он всю зиму спит у
себя в домике – гнезде. А свой домик ежик сделал из листьев и травы.
Дети прощаются с ежиком и идут дальше.
- Дети, посмотрите, чей-то рыжий хвостик мелькнул среди деревьев?
Загадывание загадки
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно, это …(Белка)
- Здравствуй Белочка!
Воспитатель показывает игрушку белочку, спрашивает, как белочка зимует в
лесу? Белочка рассказывает детям, что на зиму она готовит припасы. Зимой
не будет орешков, ягод и грибов, поэтому она запасает их заранее. В свое
дупло она приносит ягоды, грибы, орешки. Грибочки развешивает на
веточки, чтобы они высохли, а зимой она их скушает.
Воспитатель спрашивает, холодно ли белочке зимой? (Зимой мне не
холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, а из рыжего превратится в
серый. А если морозы усилятся, я заберусь в дупло и укроюсь своим
пушистым хвостиком).
Дети прощаются с белочкой.
- Мы отправляемся дальше. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу.
( Медведи, волки, лисы)
Дети рассматривают картинки с данными дикими животными.
- Медведь всё лето и осень очень много кушает – запасается пищей до
весны, а зимой он спит в своей берлоге.
- У волка и лисы мех очень теплый, а питаются они различными грызунами.
- Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, давайте сейчас
немного поиграем:
Физкультминутка
- Раз, два (присядка, руки на пояс)
-Это заячья зарядка (ушки на макушке)
- А лисята, как проснутся (ладошки в кулачки, потирают глазки)
- Любят потянуться (потягиваются)
- Обязательно зевнуть (имитация зевания)
- Ну и хвостиком вильнуть
- А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут
- Ну и мишка косолапый, широко расставив лапы,
- С зайкой вместе, долго топчется на месте.
Дети рассаживаются за столы. (На столах лежат заранее подготовленные
рисунки диких животных, цветные карандаши).
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (зайку, ежика, белку,
медведя, лису, волка)
- Это все дикие животные.
- А как дикие животные готовятся к зиме. (Дополняю ответы детей)
Заключительная часть (практическая деятельность).
- Наше занятие подошло к завершению, а сейчас мы на данных рисунках с
животными нарисуем им угощения, запасы на зиму.
Дети рисуют угощения для диких животных. Занятие заканчивается.