Автор: Ароян Вардуш Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Иркутска Детский сад № 44
Населённый пункт: город Иркутск Иркутская область
Наименование материала: Доклат
Тема: Конструктивное взаимодействие взрослого и ребенка в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Конструктивное взаимодействие взрослого и ребенка в игровой деятельности
Как известно, ведущий вид деятельности дошкольника - это игра.
В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и
моторными навыками. Играя, ребенок закрепляет и накапливает новые знания и
представления, осваивает язык, общается и развивает мышление, воображение, память,
речь и другие психические процессы. Игра - это работа детей, но без конструктивного
педагогического взаимодействия с ребенком, игра не состоится. Педагог ребенку - друг,
помощник, партнер.
Почти все исследователи, изучавшие детскую игру, отмечают, что она является наиболее
свободной и самостоятельной деятельностью ребенка. Развертывая общение с детьми,
необходимо учитывать их возрастные особенности, индивидуальные склонности и
интересы, специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с
детьми.
Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты.
Именно в игре дети имеют наилучшую возможность быть самостоятельными, по своему
желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои представления.
Какова же роль педагога в организации игровой деятельности?
Учёными давно доказано, что в игре дети постигают социальные отношения, учатся
понимать другого человека, его чувства, мотивы его поступков, проигрывают неприятные
ситуации, выражают собственные реакции на всё то, что особенно затронуло ребёнка,
поразило его, заставило размышлять. И когда взрослые вступают в игровое общение с
ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за
конструктивное построение отношений между всеми партнёрами в игре. И это не
удивительно: ведь воспитатель в саду – это Главный Взрослый для ребёнка. Как и в
других видах деятельности, при организации совместной игры не имеет смысла давить на
ребёнка или занимать доминирующую позицию. В процессе конструктивного общения
одной из наиболее ранимых потребностей является потребность в равенстве! Роль
педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в
качестве игрового партнёра.
Каковы же условия, которые должен учитывать педагог при организации игровой
деятельности?
Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть
оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми,
находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и
ни в коем случае не подзывать их к себе.
Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Только эта позиция исключает
пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте
ребёнка. Самое естественное в этом случае – присесть на корточки перед ребёнком и
установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.
При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким образом,
чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для этого является
форма круга. Многие воспитатели знают, что достаточно сесть с детьми в круг – и сразу
же создаётся атмосфера доверия, открытости, равноправия.
Чтобы ребёнок захотел играть, он, прежде всего, должен почувствовать и увидеть, что вы
искренне хотите играть с ним. Ваша поза, жесты, телодвижения, тон и интонация вашего
голоса, выражение вашего лица, энергия, которая от вас исходит, выражают ваш интерес к
ребёнку и к его игре. Самое важное в игре – это ваше отношение к ней.
Педагог, находящийся в режиме монолога, пренебрегает обратной связью. После каждой
вашей реплики лучше всего помолчать. Помните: это время принадлежит ребёнку, не
«забивайте» его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку
разобраться в своих чувствах и мыслях. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать
вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в
сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нём сейчас происходит очень
важная и нужная внутренняя работа. Уважайте мнения и чувства ребёнка. У каждого
человека есть потребность высказаться, быть выслушанным и понятым. Психологический
мотив перебивания – это самовозвышение («Моя мысль важнее и умнее», «Я здесь
главный»). Становясь на такую позицию, мы теряем равноправие партнёров, разрушаем
контакт с ребёнком.
Конструктивное взаимодействие педагога с детьми в игре предполагает не только
выполнение ролевых действий, но и оценку поведения ребёнка, а также направление игры
в конструктивное русло.
Какими же приёмами можно воспользоваться педагогу, чтобы не нарушить игровой
контакт с детьми и сохранить конструктивное взаимодействие?
-Избегайте отрицательных оценок, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо»,
«хорошо».
-Избегайте запретов, окриков, замечаний.
Парадоксально, но факт: отрицательные оценки мы даём чаще, чем положительные. На
это есть объективные причины: к этому нас подталкивает всё тот же мотив
самовозвышения.
Как реагируют на отрицательную оценку дети? Естественной защитой: маленькие дети
закрывают уши ладонями («не хочу слышать»), отворачиваются, злятся, обижаются,
огрызаются. Исправить недостатки путём отрицательных отметок нельзя, так как ребёнок
не принимает их, а защищается. Отрицательные отметки, замечания приводят к
конфликтам, разрушают контакт, от них нужно отказываться.
В общении с детьми целесообразней использовать позитивные сообщения. В случаях,
связанных с ошибками, неудачами или попытками сделать что-то по-своему, позитивное
сообщение педагога должно содержать в себе поощрение действовать дальше.
Если в игре ребёнок не смог правильно выполнить какое-то игровое действие, не говорите
ему «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь», не стоит отделываться и фразой
«Ладно, ничего страшного». Скажите: «Спасибо, ты очень старался», «Так уже гораздо
лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи». Такие высказывания побуждают к
дальнейшим действиям.
В игровых ситуациях, когда действия ребёнка подвергают опасности его самого или
других детей, требуется пресекать такие действия!
Как же мы на них реагируем? Назиданиями, упрёками, наставлениями, посадим за стол,
поставим в угол. Проблема в том, что ребёнком не отрабатывается механизм другого
поведения: умный ребёнок понимает, что поступил не так, но как нужно поступать – для
него вопрос. Вот и получается, что ребёнок поступает методом «тыка»: 2–3 раза не так
поступил, был наказан, а в четвёртый раз решил реагировать на это исподтишка, чтобы
воспитатель не заметил. Здесь уместно вспомнить слова Конфуция: «Что я слышу, я
забываю. Что я вижу, я запоминаю. Что я делаю, со мной остаётся на всю жизнь».
Поэтому в воспитательных целях любые проступки детей
нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.
Таким образом, можно выделить 3 этапа формирования конструктивного взаимодействия
ребенка и взрослого в игре:
На 1 этапе (1,5 - 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных
действий с предметами.
На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить
в игре от одной роли к другой.
На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные
сюжеты игр.
Тактика конструктивного игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве
любой игрой - это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её
интересной и увлекательной, организовать в игре общение и взаимодействие детей. В
совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи,
согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети
перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В
результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою
очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению
реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.
Главным критерием оценки работы педагога в отношении игры, критерием
эффективности его конструктивного взаимодействия с детьми, является продвижение
детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности,
возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со
сверстниками.