Автор: Долгих Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №33
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Мир птицС"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирск «Детский сад № 33 комбинированного вида »
Проект
«Удивительный мир птиц»
для детей старшей группы
Автор:
Доброчеева Елена Александровна
воспитатель
первой квалификационной категории
Долгих Елена Борисовна
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск, 2019г.
Технологическая карта проекта
Название проекта
«Удивительный мир птиц»
Разработчики и
составители
проекта
Доброчеева Елена Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
Долгих Елена Борисовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Название
Организации
Муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение города Ново-
сибирска
«Детский сад № 33 комбинированного вида »
Участники
Воспитатели,
специалисты
детского
сада,
воспитанники группы и их родители.
Актуальность,
основания для
разработки проекта
Важной
составной
частью
всех
экосистем
планеты являются птицы. Роль птиц в природе
Земли огромна. Птицы регулируют численность
насекомых,
распространяют
семена
растений,
опыляют
некоторые
виды
растений,
птицы
являются санитарами леса, сами служат пищей
животным и человеку, занимают важное место в
цепи питания живых организмов. Важное место
занимают птицы в научных исследованиях – с их
помощью ведутся поиски механизмов ориентации
животных. И, наконец, человек наслаждается
пением
и
красотой
птиц,
воспитывая
свои
эстетические чувства. Но в последние годы
описано множество случаев массовой гибели
птиц из–за хозяйственной деятельности человека.
Проблема сохранения и охраны всех видов птиц
является
проблемой
всего
человеческого
сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю
природу. А человек часть природы и вне её
существовать не может. Мы - педагоги, должны с
раннего
детства
давать
детям
элементарные
знания
о
природе,
поддерживать
интерес
к
познанию
окружающего
мира.
Вызвать
эстетические переживания, умение сопереживать
живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем
права уничтожать то, что создала природа. Мы
люди,
часть
природы,
уничтожая
природу,
уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем
в сознании детей ощущение мира как дома,
показывая, каким образом жильцы дома планета
Земля, уживаются друг с другом.
Цель
Формирование
у
детей
осознанно-правильного
отношения к птицам родного края.
Задачи
1.Обучающиее:
-Расширить и закрепить знания и представления
детей о птицах НСО;
-Выяснить роль птиц на планете Земля.
-Формировать
и
закреплять
у
детей
элементарные навыки заботы о птицах.
2.Развивающие:
-Развивать
познавательный
интерес
и
любознательность
в
процессе
наблюдений
за
птицами
;
-Развивать умение делать выводы, устанавливая
причинно-следственные
связи
между
объектами природы
-Развивать связную речь, обогащать словарь
детей, образное и вариативное мышление,
фантазию,
воображение,
творческие
способности.
-Развивать и поддерживать детскую инициативу,
самостоятельность
3.Воспитательные:
-Формировать
у
детей
осознанно-правильное
отношение к птицам родного края
-Воспитывать
экологическую
культуру
воспитанников.
-Формировать у детей культуру поведения в
природе, направленную на ее сохранение .
Сроки реализации
Декабрь 2018 – январь 2019
Ожидаемые
результаты
Дети:
Расширены знания и представления детей о
птицах;
Закреплены и совершенствованы умения и
навыкам исследования и наблюдения за
птицами
;
Активизирован познавательный интерес к
объектам природы - птицам;
Совершенствована связная речь, обогащен
словарь
детей,
образное
и
вариативное
мышление,
фантазия,
воображение,
творческие способности.
Активизировано
проявление
детской
инициативы,
самостоятельности
и
познавательной активности в отношении к
объектам живой природы.
Родители:
Повышен интерес родителей к познанию и
изучению птиц;
Расширен кругозор экологических знаний о
птицах.
Место проведения
630058, г.Новосибирск,
ул. Шлюзовая, д. 30, МК-
ДОУ №33 «Тополёк», группа №12.
Вид проекта: познавательно-информационный
Продолжительность: среднесрочный (в течение двух месяцев).
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
1.
Социально-коммуникативное развитие: развитие самопознания и
положительной самооценки, коллективное общение в решении
проблемных вопросов познания;
2.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепление навыков владения различными видами худ. деятельности;
3.
Речевое развитие:
Развитие связной речи и расширение активного словаря
Введение
Мы живём в таком большом мире. Вокруг нас столько много разных тайн
и загадок. Выбирая тему проекта, нам с детьми захотелось выбрать тот
объект исследования, который находится всегда рядом с нами, о котором
можно узнать много нового и интересного. И этим объектом для нас стали
птицы, которых мы каждый день видим вокруг нас. На Земле обитает около
10 тысяч видов птиц. Одни отличаются умением летать быстро, другие
быстро бегают. Другие птицы не умеют летать, но хорошо плавают и ныряют.
Одни виды птиц умеют подражать человеческому голосу, другие выделяются
своим необычным внешним видом. Одно точно - птицы умеют удивлять.
Поэтому нам захотелось поподробнее узнать о птицах.
Актуальность
Экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе
должны стать аналогом выживания человека на нашей планете. Таким
образом,
экологическое
образование
-
актуальная
и
главная
задача.
В
современных
условиях,
проблема
экологического
воспитания
дошкольников
приобретает
особую
остроту
и
актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное
значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный
духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного
детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного
роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей, начало становления личности. В
этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
экологической культуры. Экологическое образование в системе дошкольного
воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы
непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность
деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для
последующих
за
ней
ступеней
системы
экологического
образования.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый
день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений
природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль
птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых,
распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы
являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку,
занимают важное место в цепи питания живых организмов. И, наконец,
человек
наслаждается
пением
и
красотой
птиц,
воспитывая
свои
эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев
массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека.
Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего
человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А
человек часть природы и вне её существовать не может. В связи с этим, мы -
педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о
природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать
эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е.
осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа.
Проблема:
В ходе общения с детьми мы выявили, что у детей
недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и
перелётных птиц, не могут объяснить
их роль в природе. У детей
недостаточно развито чувство заботы о птицах. Это и проблема их родителей.
Причины этому следующие:
1. Экологическое
образование
и
природоохранная
деятельность
не
является сегодня приоритетной.
2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие мотивации и потребности непосредственного общения с
природой для ее познания через экскурсии, прогулки в природу.
Мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая
каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются друг с другом. Мы с
детьми должны все знать о своих соседях дома Природы.
Поэтому и тему проекта «Удивительный мир птиц» выбрали не случайно.
Птицы- наши соседи. Ведь именно птицы окружают нас круглый год,
принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими
птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней
возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать
экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым
друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы
ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение
по этой проблеме. И мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть
это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе
жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Объект изучения - Птицы.
Предмет изучения – формы (умения и навыки) заботы о птицах
Сроки реализации проекта:
(декабрь 2018г. – январь 2019г.).
Участники проекта:
Дети старшей группы.
Родители старшей группы.
Доброчеева Елена Александровна, воспитатель первой квалификационной
категории
Долгих Елена Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Формирование у детей осознанно-правильного отношения к птицам
родного края.
Задачи:
1.Обучающиее:
-Расширить и закрепить знания и представления детей о птицах НСО;
-Выяснить роль птиц на планете Земля.
-Формировать и закреплять у детей элементарные навыки заботы о
птицах.
2.Развивающие:
-Развивать
познавательный
интерес
и
любознательность
в
процессе
наблюдений за птицами
;
-Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные
связи между объектами природы
-Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное
мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
-Развивать и поддерживать детскую инициативу, самостоятельность
3.Воспитательные:
-Воспитывать экологическую культуру воспитанников.
-Формировать у детей культуру поведения в природе, направленную на ее
сохранение .
Предполагаемые продукты проекта:
Совершенствована предметно - развивающая среда в группе через
модернизацию уголка природы.(птичий городок)
Информационно-методический пакет о птицах на территории нашего
города (сценарий праздника Птиц, комплексно-тематическое
планирование, пополнение литературой, иллюстрациями,
кроссвордами, загадками, стихами, настольными играми,
дидактическими играми).
Презентация проекта.
Рекомендации и консультации для родителей, воспитателей.
Выставка творческих работ детей «Покормите птиц зимой», «Моя
любимая птичка», «Птицы такие разные».
Выставка «Птичий городок».
Творческие отчеты по исследовательской деятельности.
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные.
Словесные.
Игровые.
Практические.
Формы реализации проекта
НОД.
Наблюдения.
Исследование.
Экспериментирование.
Лепка, аппликация, рисование.
Наблюдения, целевые прогулки.
Индивидуальная работа с детьми.
Рассматривание тематических альбомов, репродукций картин,
иллюстраций, фотографий;
Чтение художественной литературы о природе.
Утренние беседы.
Работа в книжном уголке.
Тематические выставки работ.
Взаимодействие с семьей.
Виды детской деятельности:
Реализация
проекта
осуществляется
через
различные
виды
детской
деятельности: познавательную, исследовательскую, игровую, продуктивную,
музыкально-художественную,
коммуникативную,
восприятие
художественной литературы.
Условия реализации проекта
Информационно – методические.
Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий,
сценариев развлечений и т.д.
Подборка художественной литературы.
Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
Фильмы о природе, о птицах.
Аудио и видеоматериалы о птицах.
Материально-технические:
Материал для художественного творчества:
Пластилин, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
уголок природы в групповом помещении;
Станция «Птичий городок» экологической тропы детского сада
Этапы проведения проекта:
1
этап – Организационный
: (1 -2 неделя декабря)
2 этап – Подготовительный: (3 неделя декабря)
3 этап-Основной: (4 неделя декабря – 2 неделя января)
4 этап –Заключительный: (3–4 неделя января)
План реализации проекта
№
мероприятие
срок
исполнения
участники
I этап. Организационный (1 неделя декабря 2018)
1
Постановка
целей,
определение
актуальности
и
значимости проекта
1 неделя декабря
Воспитатели
2
Подбор
методической
литературы
для
реализации
проекта
1 неделя декабря
Воспитатели
3
Подбор
наглядно-
дидактического
материала,
художественной
литературы,
репродукций
картин,
организация
развивающей
среды в группе.
2 неделя декабря
Воспитатели
4
Разработка
содержания
учебно-воспитательного
процесса
на
основе
тематики проекта (комплексно-
тематический план)
2 неделя декабря
Воспитатели
2 этап – Подготовительный (3 неделя декабря 2018)
1
Разработка проекта
3 неделя декабря
Воспитатели
Методист
2
Организация
деятельности
по реализации проекта
3 неделя декабря
Воспитатель
3
Оказание
помощи
детям
грамотно
планировать
собственную
деятельность
в
решении поставленных задач.
3 неделя декабря
Воспитатели
4
Оказание помощи детям в
объединении
в
группы
и
распределение ролей.
3 неделя декабря
Воспитатели
5
Составление
плана
деятельности по достижению
цели:
-к
кому
обратится
за
помощью,
-определить
источники
информации,
-подобрать
материалы
и
оборудование для работы,
-какими
предметами
научиться
работать
для
достижения цели.
3 неделя декабря
Воспитатели
III этап. Основной (3 неделя декабря 2018 – 3 неделя января 2019)
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах
Беседы с детьми:
1
«Кто такие птицы?»
«Птицы нашего края»
2 неделя января
воспитатели,
дети
2
«Какую
пользу
приносят
птицы»
2 неделя января
воспитатели,
дети
3
Роль птиц в природе
2 неделя января
Воспитатели,
дети
4
Наша забота о птицах
2 неделя января
Воспитатели,
дети
5
Чем питаются птицы.
3 неделя января
Воспитатели,
дети
6
Стихи
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
7
Загадки
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
10
Физ.минутки
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
Ознакомление детей с художественной литературой:
1
Заучивание
стихотворения
И.Белоусова
«Весенняя
гостья»
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
2
Русские
народные
сказки:
«Птичий язык», «Тетерев и
Лиса».
Ненецкая сказка «Кукушка».
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года
1
Рассматривание альбомов:
«Зимующие птицы»,
«Перелётные птицы» «Правила
поведения в природе» ( в
электронном виде)
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
Прослушивание
1
Запись «Голоса леса» в
музыкально-поэтическом
сопровождении: Е. Кочеткова
«Дерево», «Дуб» и «Береза» И.
Токмаковой.
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
Экскурсия
1
Рассматривание птиц на
участке.
в теч. реализации
проекта
воспитатели,
дети
Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная
деятельность
1
Рисование «Моя любимая
птичка»;
2 неделя января
воспитатели,
дети
2
Аппликация «Покормите птиц
зимой»;
2 неделя января
воспитатели,
дети
3
Лепка «Птицы такие разные».
3 неделя января
воспитатели,
дети
Дидактические игры
1
«Угадай птицу по голосу?»
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
2
«Что за птица?»
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
Практическая, экспериментирование и исследовательская
деятельность
1
Акция «Покормите птиц
зимой»
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
2
Изготовление макетов «Домик
для птиц»
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
3
Исследовательская работа:
-Гости у кормушки
-Кто чем питается
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
4
Наблюдения за птицами на
прогулке.
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
5
Опыт с перьями «Почему у
птиц не намокает оперение во
время дождя или плавания».
в теч. реализации
проекта
воспитатель,
дети
Заключительный этап (4 неделя января)
1
Подготовка презентация по
деятельности проекта
4 неделя января
Воспитатели
2
Модернизация уголка природы.
4 неделя января
Воспитатели
3
Представление проекта детям,
родителям и педагогам.
4 неделя января
Воспитатели
4
Оценка результатов проекта
4 неделя января
Воспитатели
5
Определение задач для новых
проектов.
4 неделя января
воспитатели
Взаимодействие с родителями.
№
мероприятие
срок исполнения
участники
1
1.Совместно
с
ребенком
сделать кормушку, домик для
птиц.
4 неделя декабря
Воспитатели,
родители, дети
2
Рекомендации
для
чтения:
«Птицы НСО», «Учите детей
любить птиц».
3 неделя декабря
Воспитатели,
Родители
3
Индивидуальные
беседы
в
вечерние часы: «Чем питаются
птицы зимой?», «Зачем нужно
кормить птиц зимой».
в теч. реализации
проекта
Воспитатели,
Родители
4
Рекомендации:
«Правила
безопасности в лесу».
в теч. реализации
проекта
Воспитатели,
Родители
5
Консультация:
«В
союзе
с
природой».
в теч. реализации
проекта
Воспитатели,
Родители
6
Модернизация уголка природы
в теч. реализации
проекта
Воспитатели,
Родители
Реализация через физическое развитие
№
мероприятие
срок исполнения
участники
1
Физкультурные занятия.
в теч. реализации
проекта
Воспитатель,
воспитатель
по
физическому
развитию
2
Подвижные игры на развитие
физических качеств.
в теч. реализации
проекта
Воспитатель,
воспитатель
по
физическому
развитию
Результаты проекта:
Дети:
Имеют элементарные представления о птицах.
Расширены и закреплены знания и представления детей о жизни птиц.
Знают некоторых птиц по описанию и могут узнать по голосу;
Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за птицами, проявляют желание больше узнавать об
особенностях и повадках птиц.
Развита связная речь, обогащен словарь детей.
Расширены представления о птицах, о том, как заботиться о них.
В ходе реализации проектной деятельности у детей закрепились основы
знаний:
-видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Вопросы познания птиц дети могут решать путём совместной деятельно-
сти с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элемен-
тарного анализа действительности.
Дети
имеют
достаточный
уровень
развития
познавательной
деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели
потребность в общении с представителями мира птиц- в проявлении
доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему
окружающему.
Дети
проявляют
инициативу
в
решении
экологических
проблем
ближнего окружения; проявят интерес к условиям жизни птиц, могут
оценить их состояние с позиций "хорошо - плохо;
У детей сформирована мотивация участия в экологически практико-
ориентированной деятельности. При встрече с птицами, они будут
пытаться передать свои чувства в доступных видах творчества.
Дети проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Они
контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда
окружающей среде.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта.
Понимают важность бережного отношения к птицам.
Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного
возраста правильного отношения к птицам, развитию любви и бережного
отношения дошкольников к живой природе.
Расширен кругозор экологических знаний.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной
продолжить работу по знакомству с перелетными птицами на территории
ДОУ и окрестностях микрорайона.
Список литературы
1.
Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.
С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала:
«Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и
подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М.
Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование,
конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и
родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 6. Журнал «Юный
натуралист», 1990 год № 12, № 1
.
Приложение
к проекту
«Удивительный мир птиц»
Стихи
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна, Горсть одна —
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело, а ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли, а остались зимовать
Приучите птиц в мороз
К своему окну, чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну.
Александр Яшин
Про снегирей
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Елена Авдиенко
Весенняя гостья
Милая певунья, ласточка родная,
К нам домой вернулась, из чужого края.
Под окошком вьётся, с песенкой живою:
«Я весну и солнце, принесла с собою...»
Игорь Белоусов
Загадки
Снегирь
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Воробей
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Зернышки ворует.
(Воробей)
Сорока
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Синица
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Физические минутки
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети ма-
шут руками),
Прогнулись над водой, качают головой
(Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрям-
ляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Опыт
Тема: «Почему
у птиц не намокает
оперение во-
время или плавания»
Задача:
Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Где
еще применяют выражения «как с гуся вода»
Оборудование:
Перья куриные и гусиные, емкость с водой, жир, растительное масло, бумага,
салфетки по количеству детей.
Ход опыта
Воспитатель – Почему говорят «как с гуся воды?»
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть перья гусиные и пуховые
куриные, смочить их водой и выяснить.
- Почему на гусиных перьях вода не задерживается?
-А вот куриное какое стало?
Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, и смот-
рят, что произошло ( вода скатилась, бумага осталась сухой).
Беседы с детьми о птицах.
Беседа «Какую пользу приносят птицы?»
Птицы – первые и самые надежные помощники человека в
истреблении вредных насекомых и их личинок. Дневные хищные птицы и
совы поедают во множестве мелких грызунов – вредителей полей и этим
приносят пользу сельскому хозяйству.
На многих диких птиц существует промысловая охота; ради вкусного и
питательного мяса в России добываются гуси, утки и куриные птицы: рябчик,
глухарь,
тетерев,
несколько
видов
куропаток,
фазан
и
др.
Важное
хозяйственное значение имеет добыча гагачьего пуха.
Беседа «Роль птиц в природе»
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки зимы).
Воспитатель: почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в
теплые края.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот
как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи,
ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают
многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насе-
комоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над
родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны.
Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и
утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно
они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжа-
ем…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их вни-
мательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у
пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите
их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите пе-
рышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пу-
сто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства
птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы
привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окрас-
ку, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в
подвижную игру «Птицелов»
.
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подра-
жать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами.
Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий
начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую
он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за пред-
меты, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте
точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимо-
вать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа –
солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на
левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: …
Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если
она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная
птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не
замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить
в них корм. Это очень полезное дело.
Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кор-
мушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед
вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и
наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.
Воспитатель: но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц оста-
ется на зимовку в нашей республике?
Дети: …
Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?
Дети: …
Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?
Дети: …
Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и
корм, кормите и берегите птиц.
Беседа «Забота о зимующих птицах»
Воспитатель
-
Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека,
где могут
прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и сне-
гири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать чело-
век? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)
- Что главное в кормушке? (Корм.)Ребята, а как вы считаете, что для зимую-
щих птиц страшнее голод или холод? Почему? Для птиц страшнее голод. За
короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу
голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 си-
ничек выживает только одна. Поэтому им необходимо помочь.
Угощение для птиц (игра)
Детям предлагается из карточек выбрать то, что можно положить в кормуш-
ку без вреда для их здоровья. Можно предложить дополнить список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
«Много крох перепадает с человеческого стола. Корочки хлеба, кусочки
мяса, несоленое сало, остатки каши, творог. Собирайте для корма птицам се-
мена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репей-
ника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дын-
ные семечки. Собирайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые
семена.
Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами.
Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. Снегири и свиристели не
прочь полакомиться плодами рябины, калины, бузины, шиповника, клена,
ясеня, липы.
А вот синичек можно угостить кусочком несоленого сала, которое подвеши-
вают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сли-
вочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и
животная пища.
Фотоотчет по проекту
«Удивительный мир птиц»