Автор: Петракова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ
Населённый пункт: г.о Рошаль
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Будь здоров"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №5»
городского округа Рошаль Московской области
Краткосрочный проект
Здоровый образ жизни в ДОУ
«Будь здоров»
в средней группе 2
Автор проекта:
Петракова О.В.
2019
Краткосрочный проект по теме:
«Будь здоров».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Формирование здорового образа жизни у детей.
2. Проект реализован воспитателем средней группы 2 Петраковой О. В.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы 2, воспитатели группы,
родители воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 неделя.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов,
медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей –
подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде
всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в
разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого
от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо
бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила
личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной
гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более
тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то
родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей,
предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо
систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и
подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания
сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими
лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают
восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни
немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и
всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей.
Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в
изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному
здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего
детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям
окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам
здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть
здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так,
чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного
процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям
выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа
жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть
перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Цель проекта:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование сознательного отношения к здоровью, как к главной
ценности у всех участников проекта.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные
формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему
оздоровительных мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- прививать интерес к разным видам спорта через познавательную
деятельность;
- мотивировать ведение здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
- воспитание нравственного поведения;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического
развития детей;
- изготовление лэпбука «ЗОЖ».
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной
физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей
эффективность оздоровительной работы;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
Сбор информации: подборка демонстрационного материала, набор игр и
упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц
рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам
здоровьесбережения.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение
бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и
здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом
занимается», «Правила закаливания»
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на
свежем воздухе, полоскание горла, умывание, воздушные ванны, хождение
по дорожке здоровья.
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации
по темам: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым», «О соблюдении
детского режима», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по
утрам», ширмы «Здоровый образ жизни семьи», «Закаливание воздухом,
солнцем, водой».
2 этап -практический.
- Проведение тематических бесед с детьми по следующим темам:
«Как нужно заботиться о своем здоровье», «Чистота — залог здоровья»,
«Личная гигиена», «О здоровой пище», «Если хочешь быть здоровым -
закаляйся».
- Чтение следующих произведений:
К. Чуковский «Доктор Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», К.
Чуковский «Мойдодыр», загадки и пословицы о здоровом образе жизни.
- Сюжетно – ролевые игры.
- Дидактические игры (Название игры, цель):
«Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о
своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
- Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на
носках.
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на
подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу,
лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, сохранять равновесие, прыгать на
двух ногах на месте.
- Оздоровительные мероприятия:
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Умывание контрастной водой, полоскание горла, воздушные ванны,
хождение босиком по дорожке здоровья;
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
- Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и
стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут
включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени
подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния
детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов),
звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу
дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед
проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
- Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
- двигательно-оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- закаливающие процедуры
- оздоровительные процедуры и т.д.
Для формирования ЗОЖ кроме традиционных методов я выбрала
нетрадиционный и интересный для детей – лепбук «ЗОЖ»
Цель данного пособия- формировать систему ЗУН (знания, умения,
навыки) детей по Здоровому Образу Жизни.
Задачи:
Стимулировать активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас
детей.
Повышать уровень интеллектуального развития.
В лэпбук входит:
Инструкция как заниматься по карточкам;
Поговорки и пословицы про ЗОЖ;
Загадки про ЗОЖ;
Строение человека;
Виды спорта;
Витамины и их польза;
Полезно и вредно;
Дидактическая игра «Правильное – неправильное питание»
Спортивный инвентарь;
Физминутки.
3 этап - завершающий.
У детей средней группы 2 появился интерес и желание вести здоровый
образ жизни.
Дети с удовольствием ходят босиком по дорожке здоровья, легко овладели
методикой полоскания рта, умывают руки по локоть, полощут рот.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают,
играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься
гимнастикой, физкультурой, принимать участие в оздоровительных
процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях.
Проявилось творчество и фантазия в продуктивной деятельности.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо
продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и
реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием
нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в
педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные
на охрану и укрепление здоровья дошкольников.