Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей логопедической подготовительной к школе группы "День прав ребенка"
Автор: Стародомская Татьяна Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 3 "Сказка" Населённый пункт: городской округ Власиха, Московская область Наименование материала: методическая разработка "Образовательная деятельность с дошкольниками" Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей логопедической подготовительной к школе группы "День прав ребенка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Сказка»
городского округа Власиха Московской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей логопедической подготовительной к школе группы
«День прав ребенка»
Подготовила и провела: Стародомская Т.Ф.
0
Цель. Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ
правовых знаний.
Задачи:
Коррекционно–образовательные задачи :
п о зн а ком и т ь
д е т е й
с
понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать
знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных
героев в сказках.
Коррекционно–развивающие
задачи :
р а з в и в а т ь
п р а в о в о е
мировоззрение,
умение
рассуждать,
анализировать,
умение
общаться
в
детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Коррекционно–воспитательные
задачи :
воспитывать
чувство
самоуважения
и
уважения
к
другим
людям,
способствовать
развитию
вежливости, доброжелательности.
Предварительная работа:
1. Занятия и беседы о себе, о семье, ее истории.
2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо? »
3. Изготовление родовых деревьев
5. Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо? »
6. Участие семей в фото-выставке «Наша Семья»
7.
Рассматривание
первого
документа
ребенка
-
свидетельства
о
рождении.
8. Сбор информации воевавшем родственнике и оформлении странички
в «Альбом памяти»
Материал:
календарь,
7
букв
«Я»,
зеркала
(по
количеству
детей),
генеалогические
древа,
сердца
из
пенопласта
(по
количеству
детей),
ленточка, пластмассовые гвоздики, мультимедийная презентация
«Права
сказочных
героев»,
ноутбук,
проектор,
магнитофон,
аудиозапись «Не
отнимайте
солнце
у
детей»
(Слова
В.
Попкова,
музыка
Е.
Лучникова),
минусовка «Я имею право».
Ход занятия:
1
Организационный момент. (Дети стоят полукругом)
Ребята, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Кто знает, что это
такое?
Дети. Календарь.
Воспитатель. А почему в календаре одни дни недели черные, а другие
красные?
Дети. Красные числа – это праздники, а черные – это будни.
Воспитатель.
Мне
кажется,
что
все
праздники
придуманы
для
взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети. Есть, Новый год, 1 июня – День защиты детей.
Воспитатель. Но до этих праздников еще далеко. Что же нам делать?
Придумала! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас и назовем его
«День прав ребенка». Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Внимание! Внимание! Объявляется праздник – «День
прав
ребенка!». (перейти к плакату «День прав ребенка»)(звучит музыка:
минусовка «Я имею право»)
2
Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик
это или девочка – все-все дети должны иметь одинаковые права. А сейчас
присядьте, пожалуйста.
А что такое право? (Высказывания детей).
Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность
обеспечивается и охраняется государством.
Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Есть права у всех детишек.
Например, на чтение книжек,
На заботу и на ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Да, ребята, надо знать свои права и правильно ими пользоваться, а
также соблюдать права других детей.
Посмотрите вот на эту иллюстрацию, что за право изображено на этой
картинке. (Ответы детей) Правильно, это право на жизнь. А кто заботится о
3
ребенке,
как
заботится? Игра «Мамина и папина забота»: дети называют
действия родителей.
А
теперь
посмотрите,
что
за
документ
у
меня
в
руках.
Дети.
Свидетельство о рождении. Кто помнит, что написано в свидетельстве о
рождении?
У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя?
(Размышления детей).
Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться.
У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым
именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите имя соседа ласково».
(Дети по очереди называют себя ласковыми именами). (Посадить детей)
4
Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть
друг друга по имени.
Воспитатель.
А
сейчас
посмотрите
на
мольберт
и
скажите,
что
выложено на нем?
Дети. Буквы Я.
Воспитатель. Сколько букв Я? (семь) Верно семь – Я! Что получается?
Дети. Семья.
Воспитатель. Расскажите что это за право?
Дети. Каждый ребенок имеет право на семью! Каждый ребенок имеет
право жить с мамой и папой? У каждого ребенка есть право иметь братика,
сестренку, бабушку и дедушку.
Воспитатель. О семье можно не только говорить, писать стихи, читать
рассказы, но и составлять генеалогическое древо. А зачем человеку нужно
составлять генеалогическое древо?
Дети. Чтобы знать своих родственников.
5
В прошлом году многие из вас, по желанию, вместе с родителями
составили
свои
генеалогические
древа.
Вот
они
какие
у
вас
разные.
(открыть доску)
Семья как дерево: внизу поближе к корням находятся самые старшие и
мудрые члены семьи – это бабушки и дедушки, в середине – папы и мамы, а
на
вершине
дерева
–
молодые
и
тонкие
веточки
–
это
вы,
дети.
(показ
генеалогического древа)
Воспитатель.
У
ваших
мамы
и
папы
есть
мама
и
папа,
кем
они
являются для вас? Правильно, дедушка и бабушка. У бабушек и дедушек
тоже
были
мамы
и
папы,
для
вас
они
кто?
Правильно,
прабабушка
и
прадедушка. Возможно, когда вы подрастете, то захотите побольше узнать о
своих родственниках и ваши древа преобразятся… А мне хочется пожелать
вам: любите друг друга, уважайте, берегите, и ваше родословное древо будет
всегда живым, крепким и здоровым. Ведь в семье самое главное – это любовь
и уважение друг к другу.
Игра «Семья»
Раз, два, три, четыре (Хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья! (Поочередный массаж пальцев)
6
Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в
семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).
Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны
слушаться своих родителей.
Воспитатель показывает карточку «Право на медицинскую помощь»
Ребята. А это, что за право? Дети имеют право на медицинскую помощь.
Ребята, если человек заболел, то куда он идет? (Дети: за помощью к
врачу).
Да.
Врач
назначит
правильное
лечение,
чтобы
больной
быстрее
выздоравливал. А что вы обязаны делать, чтобы не болеть? (Дети: бережно
относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься
спортом, тепло одеваться в холодное время года).
Воспитатель. Мы поставим карточку с изображением этого права на
мольберт (Дети прикрепляют карточку «Право на медицинскую помощь»)
Также все дети имеют право на отдых.
Физкультминутка (движения по тексту)
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
7
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Молодцы, ребята!
Воспитатель.
Поставьте
карточку
с
изображением
этого
права
на
мольберт (Дети прикрепляют карточку «Право на отдых»)
Воспитатель. У каждого из вас есть право выражать свое мнение,
собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща
петь, поиграть и веселиться, бегать прыгать и резвиться. И я вас приглашаю
поиграть в игру «Покажи как». Возьмите зеркала.
И покажите:
- как улыбается солнышко весной,
- как разозлился жадина,
- как испугался трусливый заяц,
- как устал трудяга – муравей.
8
Молодцы. Уберите зеркала и присядьте.
Воспитатель. А вот с этим правом мы с вами пока не знакомились.
Может кто-нибудь догадается, что это за право… Дети имеют право на
бесплатное образование.
Скоро вы пойдете в школу. И основной вашей обязанностью будет
посещение уроков и выполнение домашнего задания.
Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).
В
школе
дети
получают
необходимые
знания.
Затем
учебу
можно
продолжить
в
техникуме,
институте,
университете.
Каждый
человек
выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию,
чтобы быть умными и образованными.
Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?
Век живи – век учись.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учиться никогда не поздно.
Воспитатель.
Прикрепим
карточку
с
изображением
этого
права
на
мольберт (Дети прикрепляют карточку «Право на образование»)
А
теперь,
ребята,
возьмите
свои
стульчики
и
давайте
с
вами
перенесемся в наш мини-кинозал. (Дети размещаются в зону просмотра
кинопроектора) Всем
удобно?
Ребята,
давайте
мы
с
вами
попробуем
определить
права
детей
в
сказках. (показ презентации «Права детей по
сказкам») (Воспитатель, не называя сказки, показывает иллюстрации к ним
– дети называют сказку и говорят, какое право нарушено.)
9
Молодцы ребята. Надо знать свои права. Такие же права есть у всех
детей, нельзя нарушать права других детей. (Звучит песня «Не отнимайте
солнце у детей» (Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова)
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам подойти к столу, на котором
лежат сердечки. Вы можете выбрать себе любое сердечко и любую ленточку с
«гвоздиком». Прикрепите «гвоздик» с ленточкой к сердечку и у вас получатся
вот такие красивые подвески.
В
конце
праздника
я
хочу
подарить
вам
эти
сердца.
Пусть
они
напоминают вам о нашем празднике. Сердце означает любовь и защиту.
Пусть в вашей жизни будет много прекрасных дней. С любовью к вам
Татьяна Федоровна.
10
Список используемой литературы:
1.
Антонов
В.К.
Изучаем
права
человека,
М.:
изд-во
«Просвещение», 2005
2.
Зеленова Н.Г. Я – ребенок, и я…и я имею право, М.: изд-во
«Владос», 2009
3.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, М.: изд-во «Наука»,
2010
4.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
5.
Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
6.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 24.07.1998 год).
11
Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на
жизнь).
Какое
право
нарушено
в
сказке
Ш.
Перро
«Золушка»?
(Право
на
отдых).
В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право
на медицинское обслуживание).
Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения
Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21