Напоминание

КОСМОС И МЫ


Авторы: Килимник Галина Марсовна, Белякова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 4
Населённый пункт: г.о. Реутов
Наименование материала: краткосрочный проект
Тема: КОСМОС И МЫ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Ивушка»»

Краткосрочный,

познавательно-исследовательский

Проект "Космос и мы"

Подготовили: Белякова О.В.

Воспитатель высшей категории,

Килимник Г.М.

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Реутов

2020

Пояснительная записка

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых

шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до

старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время

так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное

небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких

методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую,

интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит

детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы,

тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды

деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных

интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся

путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.

Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает

самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного

проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям,

любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача

удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к

интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на

развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности,

воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов –

первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных

отношений и т.д.).

Цель проекта:

- развивать поисковую и исследовательскую деятельность детей, донести всю

интересующую детей информацию до их сознания, тем более, что ребенок

дошкольного возраста отличается повышенным интересом ко всему новому,

загадочному и неизвестному;

Задачи

- продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.

Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

- дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце

– это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах,

созвездиях.

- дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о

значении космических исследований для жизни людей на Земле.

- Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

- воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Визитная карточка

Название

проекта

Вид и тип

проекта

Участники

Возраст

детей

Продукт

деятельнос

ти

Сроки

реализаци

и

"Космос и

мы"

Информац

ионно-поз

навательн

ый,

творчески

й

Дети

подготови

тельной

группы

6-7 лет

Стихи,

видоролик

и

2 недели

6. План реализации проекта

Мероприятие

Возрастная

группа ДОУ

Ответственн

ые

Сроки

реализации

1. Работа с

педагогами

НОД

"Солнце -

источник

тепла и

света", НОД

" Наш дом –

планета

Земля ".

Чтение

Подготови-

тельная

группа

Белякова

О.В.,

Килимник

Г.М.

2 недели

художествен

ной

литературы,

загадки о

космосе

2. Работа с

детьми

Конструиров

ание

(Оригами)

"Ракета",

лепка,

Панно"Полет

на Луну",

дидактически

е и

настольно-пе

чатные

игры,сюжетн

о – ролевые

игры

подготовител

ьнаягруппа

Белякова

О.В.,

Килимник

Г.М.

2 недели

3. Работа с

родителями

Выставка

детскородите

льских работ,

Домашний

просмотр

фильмов о

космосе.

Консультаци

я «Как

познакомить

дошкольнико

в с

космосом»

подготовител

ьная группа

Белякова

О.В.,

Килимник

Г.М.

2 недели

Выводы:

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он

даёт возможность ребёнку синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему

успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему

миру.

Список литературы:

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,

2006. — 190 с.

Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей

и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.

Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли:

Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека

воспитателя) (3).

Список литературы:

Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА

Медия Групп, 2013г.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия

«Грамматика в играх и картинках»

Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей,

работающих по программе «Радуга», М.,2001г

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3

2008г, №4 2010г, №4 2013г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ –

ДИДАКТИКА», 2009г.

Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.

Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС»,

2008г.

Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.

Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб,

2005г.

Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

Приложение

1.

НОД по теме:

"Наш дом – планета Земля"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в

подготовительной группе

Цели:

Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая

часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля –

суша, где живут люди.

Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля,

с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и

расположением материков на карте.

Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле

есть жизнь.

Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира,

карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система»,

дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные

народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара.

На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука,

физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах

разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации

«Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у

которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно

раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от

Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по

родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые

леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки,

овражки, болота и поля.

Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой,

богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми,

её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди,

но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы

отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети. А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что

нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно,

самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси,

крутится, как волчок, только медленно.

Дети. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей

планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети. Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и

предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог. А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог. А как вы узнали, что это Земля?

Дети. Наша планета голубого цвета.

Педагог. Почему она голубая?

Дети. На Земле много воды.

Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется

светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же

они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их

представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными,

неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или

как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые

плавают в океане.

Дети. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны

стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и

посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на

корабле.

Педагог. И добирались они до края Земли?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их

путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря,

пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти

мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из

какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то

возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?»

– задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская,

как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих

морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти

кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё

вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре

корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием

«Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной

стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар

и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об

устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие

расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов.

Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах,

черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар?

Дети (хором). Солнце.

Педагог. Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное

пространство, которое называется космическим пространством, или космосом.

Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами –

звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый

день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И

прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы

«купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим

мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может

обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через

несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли

– это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не

перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как,

например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая

кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов.

Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей

планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только

благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во

всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети. Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта

голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то

огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот

дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает

свет.

Педагог. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды

– это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они

кажутся нам такими маленькими?

Дети. Они находятся очень далеко от нас.

Педагог. Какая звезда к нам ближе всего?

Дети. Это наша звезда – Солнце.

Дети. Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение

Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный

материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться,

от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются

большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети

узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно

разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог. А что такое глобус?

Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что

есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.)

Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою

сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут

разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает

послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Педагог. Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше

на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог. Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог. Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны.

Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может

быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды

«Планета Земля».

Педагог. Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек,

он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто

на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое

небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех

светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная

композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается

свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

Литература

Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.

Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.

Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий

2000», 2003.

Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

2.

НОД по теме:

"Солнце - источник тепла и света"

Цель: Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.

Задачи:

Познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света

Закрепить представление детей о солнце и солнечной системе

Познакомить детей с солнечным излучением(солнечным зайчиком».

Познакомить детей с ученым Архимедом, на примере легенды «Как Архимед

спас город Сиракуз»

Воспитывать любознательность, внимание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Солнечной системе,

просмотр мультфильма «Коля, Оля и Архимед»

Материал: ноутбук

Воспитатель:Ребята, свою беседу с вами я хочу начать с загадки.

- Что на свете расцветает и теплом всех согревает?

(солнце)

- Солнце-главный источник тепла и света.

Воспитательдемонстрирует детям слайды с изображением :свечки, фонарика,

электрической лампочки.

- Ребята, объясните мне, какая взаимосвязь между этими предметами и

солнцем.(Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце,

источники тепла и света)

- Вы правильно сказали, что эти предметы источники тепла и света, но эти

предметы искусственные. Почему их так называют? (потому что они сделаны

руками человека)

- А кто назовет мне природные источники тепла и света?

(дети называют природные источники света: солнце, луна, костёр).

Воспитатель:Что же представляет собой Солнце?

- Правильно, солнце – огромная звезда, раскаленный газовый шар.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно

кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом

деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представьте, что пшеничное

зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз

Солнце больше Земли.

(педагог демонстрирует слайд, где дается сравнение солнца с землей)

Воспитатель:

- Что нам дает солнце?

-Да солнце дает нам тепло, свет и жизнь на земле. Если бы солнце престало

светить – Земля погрузилась в темноту. От холода и темноты погибнут

растения, животные и всё человечество. Солнце можно сравнить с горящей

печкой.

Жизнь на Земле без солнца угасла бы. Но солнечные лучи могут быть и опасны.

Воспитатель: Как летом мы можем обезопасить себя от солнечных лучей?

Дети вспоминают о том, что летом необходимо носить головные уборы,

солнцезащитные очки, светлые одежды, т.к. белый цвет отражает солнечные

лучи.

Воспитатель:Почему же другие звёзды не согревают так нашу планету?

- Звёзды очень далеко и свет их и тепло не доходят до Земли. Земля по орбите

вращается вокруг Солнца. Но это не единственная планета, с которой «дружит»

Солнце. Есть ещё 8.

Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты.

У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не

сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят девять планет:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

- Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами

украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В

его честь устраивали праздники. У нас на Руси люди справляли праздник

масленицу, и по сей день, мы чтим эту традицию. Люди пекут блины,

олицетворяя в них солнце.

Физкультминутка.

Улыбается на небе, освещает все вокруг (дети стоят прямо, руки вытянуты

вверх, пальцы сжимают, разжимают, показывая лучики).

Вечером идет на отдых, утром снова тут, как тут (прямые руки по кругу

опускают вниз и поднимают вверх, как стрелки циферблата).

Воспитатель: Ребята, а можно ли поймать солнечный лучик?

Солнечный лучик двумя руками не поймаешь, ладошкой не прихлопнешь. Он

никому в руки не дается

Сейчас я вам расскажу одну историю – легенду:

Было это давным – давно. По Средиземному морю к острову Сицилия плыли

военные корабли могучего государства древних римлян. Подошли они к

белокаменным стенам Сиракуз – столице Сицилии. Город был окружен.

Мужественно сражались горожане, но силы были не равны. Всё меньше

защитников оставалось на городских стенах. И тогда военачальники обратились

к своему знаменитому земляку, великому ученому Архимеду, и сказали: «О,

мудрый теперь только ты можешь спасти город. Придумай удивительную

машину, чтобы помогла нам в битве». И ответил Архимед «Пусть жены и

сестры павших воинов возьмут их медно-кованые щиты и принесут на стены.

Но прежде следует начистить щиты до зеркального блеска». Удивились

военачальники причуде мудреца, однако безропотно объявили горожанам его

волю.

И вот в назначенный час собрались сотни женщин со сверкающими щитами.

Архимед повел их на стену и построил полумесяцем. Затем ученый указал на

ближайший римский корабль и велел, чтобы каждая пустила на него щитом

солнечный зайчик. Сотни ослепительных солнечных зайчиков как бы впились в

корабль, и вскоре его черные деревянные борта задымились. Потом показалось

пламя, и через несколько минут в море уже пылал огромный костер. «Теперь

направьте на другой корабль!»- скомандовал Архимед. Спустя некоторое время

с воплями заметались по палубе солдаты, матросы этого корабля. Потом

задымил третий костер, четвертый, пятый. Те корабли, которых не настигли

огненные лучи, подняли якоря и попытались уйти в открытое море. Могучий

флот древних римлян был разгромлен, и долго еще волны прибивали к берегу

обгоревшие обломки. Так гласит легенда. Веками люди считали её вымыслом.

И верно – что может сделать простой солнечный лучик? От него не то, что огня

– заметного жара не получишь. Но совсем другое дело, если собрать десятки,

сотни, тысячи солнечных лучиков, и все их направить в одну точку. Каждый

лучик принесет и отдаст всё собранное в нем тепло. И тогда мгновенно

вспыхнет и дерево, и уголь, словом всё, что может гореть, а то, что не может –

расплавится.

Воспитатель: Вот такая интересная легенда есть о солнце и его лучиках.

Занятие наше закончено, а я хочу спросить вас, что вы сегодня узнали?

Блиц опрос.

1.Солнце – это планета или звезда?

2.Как выглядит Солнце?

3.Каковы размеры Солнца?

4.Где расположено Солнце в Солнечной системе?

5.Что дает Солнце людям?

Молодцы!

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук

меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если

детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и

принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете,

выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все

становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука

«У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и

произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется

один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно

дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок,

простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,

приучать их действовать по сигналу.

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и

бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои

места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе

которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Космические загадки с ответами

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

Ночью посмотри в оконце –

В небе высоко Зажигаемся,

как солнца, Очень далеко. (Звезды)

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,

Очень важный господин. (Сатурн)

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (Ракета,

космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт,

астронавт)

В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

Фотографии:

.



В раздел образования