Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»


Автор: Антонова Оксана Васильевна
Должность: учитель обучающихся с ОВЗ
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
Раздел: среднее образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной

работе с обучающимися с ОВЗ»

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление

ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно

эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского

образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся

здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический

процесс современного образования. Понимая необходимость работы по

формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников,

педагоги

нашей

группы

целенаправленно

работают

над

созданием

благоприятного

здоровьесберегающего

пространства,

ищут

методы

и

приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического

развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной

образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для

детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило,

отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-

психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость,

двигательное

беспокойство,

неустойчивость

и

истощаемость

нервных

процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных

волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю

коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам,

работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и

нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой

задачи

помогает

использование

здоровьесберегающих

технологий.

Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но

и

активное

формирование

здорового

образа

жизни

и

здоровья

воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее

значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье

детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических

приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические

технологии,

определяющие

структуру

воспитательно-образовательного

процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления,

гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по

обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья

воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые

мы

используем в своей работе:

Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от

неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда

входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой,

красками.

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная

живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Сказкотерапия. Сказка

любимый

детьми

жанр.

Сказкотерапия

используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку

может

рассказывать

взрослый,

либо

это

может

быть

групповое

рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети

очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем

кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных

сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми.

Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей

в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции,

движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной

утомляемостью,

истощаемостью,

непоседливостью;

вспыльчивым,

замкнутым

детям,

с

неврозами,

нарушениями

характера,

с

легкими

задержками

психического

развития

и

другими

нервно-психическими

расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в

общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение,

дает

возможность

самовыражения.

Используется

в

непосредственно-

образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией.

Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не

только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и

простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно

хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких

упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по

коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических

категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных

занятий.

Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы

Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская

система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь

обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание

самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори –

«Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем

интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и

научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать

способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный

путь развития.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики ,

задачами которого являются повышение работоспособности коры головного

мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика,

игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и

т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и

т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а

также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким

образом,

каждая

из

рассмотренных

технологий

имеет

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.



В раздел образования