Автор: Антонова Оксана Васильевна
Должность: учитель обучающихся с ОВЗ
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ»
Раздел: среднее образование
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной
работе с обучающимися с ОВЗ»
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление
ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно
эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского
образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический
процесс современного образования. Понимая необходимость работы по
формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников,
педагоги
нашей
группы
целенаправленно
работают
над
созданием
благоприятного
здоровьесберегающего
пространства,
ищут
методы
и
приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического
развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной
образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для
детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило,
отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-
психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость,
двигательное
беспокойство,
неустойчивость
и
истощаемость
нервных
процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных
волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю
коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам,
работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и
нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой
задачи
помогает
использование
здоровьесберегающих
технологий.
Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но
и
активное
формирование
здорового
образа
жизни
и
здоровья
воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее
значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье
детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических
приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические
технологии,
определяющие
структуру
воспитательно-образовательного
процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления,
гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья
воспитанников.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые
мы
используем в своей работе:
Коррекционные технологии
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от
неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда
входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой,
красками.
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная
живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка
–
любимый
детьми
жанр.
Сказкотерапия
используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети
очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем
кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных
сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,
которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со
взрослыми.
Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей
в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции,
движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной
утомляемостью,
истощаемостью,
непоседливостью;
вспыльчивым,
замкнутым
детям,
с
неврозами,
нарушениями
характера,
с
легкими
задержками
психического
развития
и
другими
нервно-психическими
расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в
общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение,
дает
возможность
самовыражения.
Используется
в
непосредственно-
образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией.
Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не
только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и
простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно
хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких
упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по
коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических
категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных
занятий.
Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы
Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская
система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь
обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание
самостоятельности в ребенке. Ключевой принцип в педагогике Монтессори –
«Помоги мне сделать это самому». То есть педагог должен разобраться, чем
интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и
научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать
способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный
путь развития.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики ,
задачами которого являются повышение работоспособности коры головного
мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика,
игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и
т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и
т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а
также в непосредственно образовательной деятельности.
Таким
образом,
каждая
из
рассмотренных
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.