Авторы: Бреднева Юлия Петровна, Хаустова Светлана Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56
Населённый пункт: Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русская матрешка"
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к истокам народной культуры
«Русская матрешка»
Народная культура и традиции.
«Русская матрешка»
Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой;
формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас;
развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке –
матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои
представления об игрушке ( матрешке ).
Материал: расписные матрешки – семеновские, загорские; иллюстрации
« Коллекции матрешек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка,
краски, кисточки, вода, заготовка нерасписанной матрешки.
Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.
Подготовительная работа: рассматривание альбома « Народная игрушка», игры с
матрешками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных
изображений матрешек.
Содержание деятельности.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!
У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что
там может быть? Хотите заглянуть?
- Ой, да тут матрешки, какие красивые! ( Любуются)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка
здоровается с детьми и рассказывает им свой секрет ( от имени матрешки говорит
Хозяйка).
Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
После того как все поздоровались , каждый ребенок получает по одной матрешке.
Хозяйка поет песенку « Мы веселые матрешки», а дети подпевают.
- Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
- Как вы думаете, из чего делали эти игрушки – куколки?
- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя
его.
- Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие.
Как это получилось?
- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого
мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
- Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые).
- Какой узор на сарафане? ( Листья и цветы)
Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как
ее сестрица. Как украшено ее платье?
Хозяйка достает матрешку – заготовку, не украшенную узором.
- А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у
нее настроение?
- Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из вас придумает
свой узор и украсит сарафан своей матрешке – подружке. ( Раздает плоскостное
изображение матрешки на бумаге).
Дети рисуют под музыку « Светит месяц», « Как под яблонькой».
- Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались!
Хозяйка ( прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает)
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.