Напоминание

"Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в самостоятельной работе"


Автор: Бондаренко Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №160 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в самостоятельной работе"
Раздел: среднее образование





Назад




Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в

самостоятельной работе.

Традиционно конструктивные и оценочные умения были компонентом

педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход в обучении

(принятый за основу при разработке ФГОСов) обусловливает становление

субъектной

позиции

учащихся.

Делегирование

учащимся

оценочного

компонента учебной деятельности, адекватная самооценка могут стать

основой будущей учебной самостоятельности,

основой формирования

познавательного

интереса

и

учебной

мотивации,

способствовать

становлению учащихся как субъектов обучения.

Самооценочная деятельность выполняется учащимися на основе

самоанализа, проявляющегося в умении исследовать свою деятельность,

определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и

возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку проанализировать

собственную работу, дать ориентировочную основу для самостоятельного

исследования причин возникших затруднений и ошибок. Такая основа

содержится

в

Карте

рефлексии,

разработанной

для

коррекционной

(диагностической) работы на уроках английского языка. Рефлексивная карта

составлена с учетом того, что решение каждой грамматической задачи

состоит из выполнения ряда действий. Эти действия успешно выполняются

при условии овладения знаниями и умениями в различных областях

лингвистики, т.е. отражают системные отношения языковых явлений.

Учителю необходимо вывести учащихся на понимание этих отношений для

более глубокого усвоения программного материала и развития языковых

способностей у детей. Например, чтобы правильно определить временную

форму глагола (в упражнении «открыть скобки»), ученику необходимо

выполнить следующее:

Определить тип предложения.

Определить залог предложения.

Найти обстоятельство времени (ключевое слово).

Определить временную форму.

Извлечь информацию из схемы образца разбора в Паспорте ошибок.

Применить правило по образованию этой временной формы.

Перечисленные действия он находит в Карте рефлексии и фиксирует их,

определяя, где у него возникли затруднения (какое действие в ходе решения

задачи выполнено неправильно) и какова их степень. Таким образом, ребенок

может увидеть свои проблемы в области грамматики. В соответствии с

проведенной диагностикой ребенок ставит перед собой личностно значимые

цели.

На достижение поставленных целей направлена коррекционная работа,

выполняемая учащимся по результатам диагностики. Вначале учитель

составляет

задания

для

отработки

необходимых

учебных

умений

и

восполнения

пробелов

в

знаниях,

дает

возможность

ученикам

сориентироваться, по каким путям нужно идти к намеченным целям.

Например, если ребенок ошибся при написании окончания глагола в Present

Simple

в 3лице ед. числа без окончания –s

или –es

и определил, что

затруднялся в выделении этой временной формы, он выбирает

в

подготовленных учителем заданиях упражнения по этой теме.

Система таких работ (от темы к теме) способствует совершенствованию

саморегуляции, постоянному оцениванию своих возможностей в различных

областях языковой системы. У ученика создается внутренний образец, эталон

знания, действия, который в случае необходимости ребенок мгновенно

извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. И тогда ученик

сможет сам точно определить, над чем необходимо работать для достижения

положительного результата и подобрать (не выбрать из того, что предложит

учитель!) необходимый дидактический материал для самостоятельной

работы. Например, личностно значимую работу ученик может выполнить,

составив задания с использованием собственного проекта – Словаря трудных

слов английского языка (в данном словаре содержатся слова, в которых

ученик ранее допустил ошибки). Ребенок может выполнить различные виды

работ с лексикой и составить с ними словосочетания и предложения

различных

конструкций,

составить

тесты,

написать

сочинение

на

лингвистическую тему и т.п.

Как

показывает

практика,

использование

Рефлексивной

карты

как

инструмента самооценочной деятельности способствует формированию

адекватной самооценки, повышению уровня интеллектуального развития

личности,

проявляющегося

в

достижении

положительного

результата

каждым учащимся в изучении английского языка как системы и развивает

важнейшие личностные качества – чувство ответственности и стремление

самостоятельно трудиться.



В раздел образования