Автор: Бондаренко Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №160 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в самостоятельной работе"
Раздел: среднее образование
Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в
самостоятельной работе.
Традиционно конструктивные и оценочные умения были компонентом
педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход в обучении
(принятый за основу при разработке ФГОСов) обусловливает становление
субъектной
позиции
учащихся.
Делегирование
учащимся
оценочного
компонента учебной деятельности, адекватная самооценка могут стать
основой будущей учебной самостоятельности,
основой формирования
познавательного
интереса
и
учебной
мотивации,
способствовать
становлению учащихся как субъектов обучения.
Самооценочная деятельность выполняется учащимися на основе
самоанализа, проявляющегося в умении исследовать свою деятельность,
определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и
возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку проанализировать
собственную работу, дать ориентировочную основу для самостоятельного
исследования причин возникших затруднений и ошибок. Такая основа
содержится
в
Карте
рефлексии,
разработанной
для
коррекционной
(диагностической) работы на уроках английского языка. Рефлексивная карта
составлена с учетом того, что решение каждой грамматической задачи
состоит из выполнения ряда действий. Эти действия успешно выполняются
при условии овладения знаниями и умениями в различных областях
лингвистики, т.е. отражают системные отношения языковых явлений.
Учителю необходимо вывести учащихся на понимание этих отношений для
более глубокого усвоения программного материала и развития языковых
способностей у детей. Например, чтобы правильно определить временную
форму глагола (в упражнении «открыть скобки»), ученику необходимо
выполнить следующее:
•
Определить тип предложения.
•
Определить залог предложения.
•
Найти обстоятельство времени (ключевое слово).
•
Определить временную форму.
•
Извлечь информацию из схемы образца разбора в Паспорте ошибок.
•
Применить правило по образованию этой временной формы.
Перечисленные действия он находит в Карте рефлексии и фиксирует их,
определяя, где у него возникли затруднения (какое действие в ходе решения
задачи выполнено неправильно) и какова их степень. Таким образом, ребенок
может увидеть свои проблемы в области грамматики. В соответствии с
проведенной диагностикой ребенок ставит перед собой личностно значимые
цели.
На достижение поставленных целей направлена коррекционная работа,
выполняемая учащимся по результатам диагностики. Вначале учитель
составляет
задания
для
отработки
необходимых
учебных
умений
и
восполнения
пробелов
в
знаниях,
дает
возможность
ученикам
сориентироваться, по каким путям нужно идти к намеченным целям.
Например, если ребенок ошибся при написании окончания глагола в Present
Simple
в 3лице ед. числа без окончания –s
или –es
и определил, что
затруднялся в выделении этой временной формы, он выбирает
в
подготовленных учителем заданиях упражнения по этой теме.
Система таких работ (от темы к теме) способствует совершенствованию
саморегуляции, постоянному оцениванию своих возможностей в различных
областях языковой системы. У ученика создается внутренний образец, эталон
знания, действия, который в случае необходимости ребенок мгновенно
извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. И тогда ученик
сможет сам точно определить, над чем необходимо работать для достижения
положительного результата и подобрать (не выбрать из того, что предложит
учитель!) необходимый дидактический материал для самостоятельной
работы. Например, личностно значимую работу ученик может выполнить,
составив задания с использованием собственного проекта – Словаря трудных
слов английского языка (в данном словаре содержатся слова, в которых
ученик ранее допустил ошибки). Ребенок может выполнить различные виды
работ с лексикой и составить с ними словосочетания и предложения
различных
конструкций,
составить
тесты,
написать
сочинение
на
лингвистическую тему и т.п.
Как
показывает
практика,
использование
Рефлексивной
карты
как
инструмента самооценочной деятельности способствует формированию
адекватной самооценки, повышению уровня интеллектуального развития
личности,
проявляющегося
в
достижении
положительного
результата
каждым учащимся в изучении английского языка как системы и развивает
важнейшие личностные качества – чувство ответственности и стремление
самостоятельно трудиться.