Автор: Загирова Асмер Халибековна
Должность: учитель истории и обществознвния
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 21
Населённый пункт: г.Дербент Республика Дагестан
Наименование материала: Авторская разработка
Тема: Организация внеклассной краеведческой работы в школе
Раздел: среднее образование
Авторская разработка:
Организация внеклассной
краеведческой работы в школе
(Методическое пособие для учителей)
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 21 г. Дербент, РД
Загирова Асмер Халибековна
2020 / 2021 учебный год
Историческое краеведение в школе является одним из источников
обогащения учащихся знаниями родного края, воспитание любви к нему и
формирование гражданственных понятий и навыков.
Учебные программы по истории чётко ориентируют учителя на
использование краеведческого материала в курсе. Но часов для изучении
истории края выделяются очень мало (1-2 часа в конце каждого раздела),
правда, учителю предлагается вести факультативы, краеведческие кружки,
клубы, создавать школьные музеи. Но реальная действительность такова, что
многие учителя отказываются от этой возможности, потому, что не имеют
представление, с чего начать работу по краеведению.
В течение 12 лет я веду в школе работу по краеведению, имею
определённые результаты. Опыт работы по краеведению помог мне
выработать
методические
рекомендации
по
организации
внеклассной
краеведческой работе в школе.
Одна из трудных педагогических проблем в краеведческой работе-
развитие, поддержка и сохранение постоянного интереса учащихся к истории
родного края. Для этого необходим занимательный краеведческий материал,
нестандартные формы работы, творческая атмосфера и нравственная почва
для формирования единомышленников среди учащихся. Для внеурочной
краеведческой работы привлекаются ребята (только по желанию) старшего
звена. Можно привлечь учащихся из среднего звена, но нагрузка и поручения
должны учитывать, их возрастные особенности, и быть посильными. Ни в
коем случае нельзя накладывать дисциплинарное взыскание за отказ в
краеведческой работе.
В тоже время в краеведческой работе необходим комплексный подход,
который
предполагает
сочетание
исторического,
литературного,
географического
и
биологического
направления,
систематическое,
последовательное изучение различных материалов., связь* теоретических
краеведческих
вопросов
с
поисковой
исследовательской
работай,
практическое применение собранных и накопленных материалов на уроках и
во внеклассной работе.
Кто должен заниматься внеклассной краеведческой работой в школе?
Это прежде всего учителя истории, литературы, географии, биологии и,
желательно, совместно. На мой взгляд, действенная работа будет в том
случае, если ею будут заниматься люди заинтересованные, творческие,
знающие историю своего края.
Кроме того, к краеведческой работе в школе нужно привлекать
специалистов
краеведов,
археологов,
геологов,
ботаников,
историков,
сотрудников
музеев,
архивов
и
просто
любителей-
краеведов,
интересующихся историей края.
Что же такое внеурочная краеведческая работа в школе? Прежде всего
это краеведческие кружки, клубы, музеи. Организовывают различные формы
работы: лекции, беседы, краеведческие викторины, работу в школьной
библиотеке,
в
архиве,
экскурсии,
походы,
экспедиции,
проведение
тематических вечеров, конференций, олимпиад, встречи с интересными
людьми,
выпуск
газеты
«Краевед»,
оформление
стендов,
выставок,
проведение
краеведческих
передач
по
школьному
радио,
создание
любительских фильмов, организация семинаров по краеведческой работе для
школьников и т. п.
Программа кружка, клуба или музея, наряду с материалами по истории
края, должна включать и информацию о теоретических основах краеведения,
о методике краеведческих изысканий. Только при этом условии можно
добиться активной работы учащихся, вовлечь их в творческий поиск и
сформировать устойчивый познавательный интерес.
В программе краеведов необходимо чётко определить основные понятия
и
термины
(«краеведение»,
«школьное
краеведение»,
«исторический
источник»,
«краеведческий
источник»,
«музееведение»,
«основной
и
вспомогательный фонды», «архивы», «каталоги» и т. п.). Важно также
сформировать практические умения и навыки. Юные краеведы должны:
- научиться анализировать периодическую печать (журналы и газетные
статьи), правильно её обрабатывать (заполнять аннотированную карточку, на
которой указывается фамилия автора, название статьи, газеты, дата
публикации);
- приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой
книгой, архивными материалами.
- грамотно проводить опросы, беседы со старожилами края;
- готовить сообщения, доклады, рефераты.
работать в школьном краеведческом музее;
- иметь технические и туристические умения и навыки.
Рассмотрим различные типы внеклассной краеведческой работы.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК
Основным
методом
работы
кружка
является
самостоятельная
деятельность
учащихся.
Учитель,
при
необходимости,
корректирует,
направляет работу кружка, Каждый член кружка заводит «рабочую книжку
краеведа»,
с
учётом
индивидуальных
интересов
выбирает
тему
и
самостоятельно работает над ней. В то же время каждый работает и по плану
кружка, годовой план составляют совместно. Перед членами кружка ставятся
задачи, они будут зависеть от тематической направленности кружка, т. е.
охватывать весь комплекс краеведческого материала или какую-то часть:
этнографическую, археологическую, архитектурную и др.
Например,
краеведческий
кружок
содержанием
работы
взял
топонимическую направленность (топонимика края, района...).
В работе можно наметить следующие этапы:
а)
ознакомление с объёмом топонимического материала по учебному
пособию по истории края или по маршруту экскурсии, похода, экспедиции,
по теме викторины и т. п.;
б) подбор
соответствующей
литературы,
источников,
а
также
информаторов;
в)
сбор и фиксация материала, создание картотеки топонимов;
г)
систематизация картотеки и создание топонимического словаря;
д) обработка собранного материала и подготовка заметок в стенгазету,
справок в рукописный журнал, в местную печать;
е)
использование топонимического материала на уроках и в' различных
формах внеклассной работы.
Эта тема обширная, интересная, требующая времени, огромной переписки
и многолетнего поиска.
Юные краеведы выступают с докладами, сообщениями, которые готовят
самостоятельно, помощь учителя проявляется лишь в рекомендациях по
использованию
необходимой
литературы.
Проводят
устные
журналы,
исторические
и
краеведческие
вечера,
готовят
выставки,
организуют
самодеятельность: стихи местных поэтов, народные песни из местного
фольклора
проживающих
в
крае,
театрализованные
представления
исторических событий, прошедших в крае и тому подобное. Особенно
заметно инициатива во время проведения экскурсий, походов, экспедиций,
туристических слётов. Всеми организационными вопросами занимается бюро
кружка, которое избирается на общем собрании кружковцев тайным
голосованием. Экскурсии, походы, экспедиции могут быть историческими.
Экскурсии делятся на три вида:
а)
по музейной экспозиции;
б)
к историческим и памятным местам;
в)
историко-производственные.
Все виды экскурсии дают не только новые знания, закрепляют
имеющиеся,
но
и
формируют
навыки
и
умения
поиск
о
во
*
исследовательской работы. Большое значение в экскурсиях, походах,
экспедициях уделяется знакомству с историческими памятниками, изучений
биографии знаменитых людей, знакомству с событиями разных периодов
нашей истории.
В походах собирается этнографический материал. Собранные материалы
обрабатываются, оформляются в альбомах, папках, пишутся на их основе
рефераты, оформляются стенды - экспозиции, витрины, проводятся устные
журналы, сообщения.
Историко-краеведческие кружки по мере их развития и увеличения, не
редко перерастают в школьные ученические общества, а затем и клубы.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ
Общество и клуб являются высшей формой внеклассной краеведческой
работы в школе. Они обычно имеют свой устав, членские билеты, значки,
эмблему, форму.
Клубы юных краеведов ведут комплексное изучение родного края.
Важнейшим направление деятельности клуба являются
многодневные походы-экспедиции по родному краю. Каждому походу
предшествует тщательная подготовка. Прежде всего намечается район и
предполагаемый маршрут, составляется карта и программа будущего похода.
Юные
краеведы,
накануне,
знакомятся
с
известными
источниками,
краеведческой литературой.
Программа экспедиции предусматривает комплексное знакомство с
краем:
1)
выявление и частичное исследование археологических памятников;
2)
знакомство с революционно-историческими памятниками;
3)
памятниками боевой и трудовой славы;
4)
удивительными уголками природы;
5)
сбор этнографического материала;
6)
встречи с участниками исторических событий, старожилами;
7)
посещение музеев края.
Полевой дневник - главный документ и лицо похода. В дневнике
записываются намеченная программа, цели, задачи, список участников с их
постоянными поручениями, наличие походного группового снаряжения.
Дневник ведут все ребята поочерёдно. В дневник тщательно и скрупулезно
записываются все наблюдения, открытия, проделанная работа за день,
встречи с интересными людьми. Делаются зарисовки, схемы, отмечаются
недостатки, пишутся задачи на следующий день.
Найденные вещи и предметы старины описываются по схеме:
1)
название предмета, вещи;
2)
их назначение;
3)
где, когда и каким образом приобретены;
4)
какова степень сохранности.
В конце экспедиции ребята пишут отзыв о походе, высказывают своё
мнение: чему научились? Что нового узнали?
На основании маршрутной карты, полевого дневника пишется итоговый
отчёт, оформляется альбом: фотографии, схемы, рисунки. Члены клуба
пишут по итогам похода рефераты, выступают с лекциями, сообщениями.
Все находки экспедиция передает в местные краеведческие музеи, или
созданный при школе музей.
ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Главными создателями школьных музеев являются члены краеведческого
кружка,
клуба.
Но прежде,
чем создавать
свой
музей,
необходимо
познакомиться
с
такой
наукой,
как
«музееведение»,
посетить
ряд
краеведческих музеев. Сбор материала для музея идёт не только за счёт
походов, экскурсий, экспедиций, к нему привлекаются все учащиеся школы,
можно обратится к жителям (села, района, города) с просьбой помочь в сборе
краеведческих материалов.
Работа в музее даёт возможность развить творческие интересы и
общественную активность учащихся. Во время организации музея юные
краеведы ведут посильную исследовательскую работу, знакомятся с богатой
природой своего края, с экономикой, историей, с революционно-боевым и
культурным наследием своего края. Основными задачами музея являются:
- поиск и сбор краеведческого материала;
- учёт и хранение собранных документов, предметов, материалов; -их
научная
проверка,
систематизация
и
методическая
обработка,
оформление и экспонирование материалов;
- использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в
школе.
Главный
приз
любого
музея
-наличие
подлинных
памятников,
составляющих основной фонд.
Вещественные памятники:
орудия труда, материал нумизматики,
оружие, предметы быта, домашняя утварь, одежда, украшения, мебель,
детали жилищ.
Письменные материалы: печатные и рукописные документы, книги,
газеты, журналы.
Изобразительные материалы:
произведения искусства, фотографии,
планы, карты.
Целесообразно
начинать
создание
музея
с
составления
плана,
определения тематики.
Учёт и хранение материалов является важным вопросом в деятельности
школьных музеев. Учёт начинается с оформления акта приёма-сдачи. Он
составляется в двух экземплярах и имеет следующие рубрики:
- номер акта;
- место и дата составления акта;
- полное наименование учреждения или лица, принимающего или
сдающего предмет;
- в постоянное хранение или временное пользование передан предмет;
Вместе с актом необходимо получить и полные сведения об этих
предметах или документах.
Следующий этап учёта - занесение предметов в книгу поступлений или
предварительного учёта.
Затем все материалы основного фонда заносятся в инвентарную книгу.
Запись производится по схеме:
1)
порядковый номер;
2)
дата записи;
3)
название предмета;
4)
происхождение предмета;
5)
материал;
6)
сохранность;
7)
откуда поступил;
8)
примечание.
Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждом музейном
предмете проставляется шифр (условное обозначение музея и порядковый
номер по инв. книге). Каждый экспонат должен иметь научное описание -
паспорт. Для правильного хранения необходимо выдерживать в музее
определённую температуру, влажность, избегать действия солнечных лучей,
опасными врагами музейных коллекций являются грызуны, моль, жуки-
точильщики и др.
Учёт и хранение фондов требует определённых знаний, умений, навыков,
систематичности и аккуратности.
Материалы школьного музея используются учителями. На базе
школьного краеведческого музея, юные краеведы организуют и проводят
краеведческие конференции, вечера, встречи с участниками исторических
событий, ветеранами войны и труда, проводят викторины, путешествия в
прошлое и настоящее своего края, выставки, конкурсы, направляют работу
лекторской краеведческой группы.
Музеи расширяют кругозор и познавательные интересы учащихся,
активизируют их мыслительную деятельность, развивают воображение и
чувства.
Правильно организованная краеведческая работа открывает
широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Кем бы ни
стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они
всегда будут ощущать свою причастность к родному краю.
Литература
1. Вести из школ. Преподавание истории в школе. 1989-№ 3.
2. Дранишников В. В. Краеведческий факультатив. 3.Преподавание истории
в школе.-1990- № 6. Иванов II. В.
Педагогические основы школьного краеведения Петрозаводск, 1966.
4. Колеватов. Н. А. Дорогой поиска. Преподавание истории в школе.
1989- № 4.
5. Кружковая работа по истории и обществоведению. Сб.ст. М.: Ц984.
6. Милонов Н И. Изучение истории области в средней школе.
Из опыта работы. М.:1960.
7. Милонов Н.П., Колонов Ю.Ф. и др. Историческое краеведение:
Основные источники изучения родного края: Пособие для студентов
педвузов. М.: 1969.
8. Мысник В.А. Погружение в предмет. Преподавание истории в школе.
1991.-№1.
9. Следопыты: ведут поиск: Пособие для учителей. Сосг. И. В. Соколова.
М.: 1973.
10. Сорокина З..С. Из опыта краеведческой работы. Преподавание истории
в школе. 1990-№ 1.
11. Ушаков И.Ф. Историческое краеведение. Мурманская область,
Мурманск, 1974.
12. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: 1982.