Автор: Васпанова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ ЦРР детский сад №105 ЛГО
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие "Страна красивой речи"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Страна правильной речи
Задачи:
1. . Развивать внимание, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве.
2. Развивать навыки самоконтроля за речью.
3. Закреплять умения образовывать притягательные прилагательные от существительных,
обозначающих животных .
4. Закреплять умения составлять простые распространённые предложения, определять
количество слов в предложении, составлять схему предложения.
5. Закреплять умение проводить звукослоговой анализ слов.
6. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи.
7. Воспитывать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний
страх перед ответом на вопрос педагога.
Подготовка к занятию:
Телеграмма, конверт с заданиями, символы звуков: гласный – девочка, согласный 2
мальчика, звуковые замки, выучить стихи о гласных и согласных звуков, звуковые
сигналы(магниты), 3 обруча 3 цифры 1,2,3,мяч, карточки: заяц, медведь, кошка, су – джок
по количеству детей, пеналы с символами, листочки в пол тетрадного листа в линейку,
простой карандаш, тетради со скороговорками по количеству детей.
Ход занятия
Дети заходят в группу здороваются с гостями (хором говор)
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять.
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Подарите друг другу свою улыбку и садитесь на свои места. Дорогие
ребята, вы стали такими большими. Пройдёт ещё немного времени и вы пойдете в школу.
Всё что вы узнали и чему научились в детском саду, пригодится в учебе и в жизни.
Сегодня я хочу вас пригласить в страну правильной речи.
Был на речке на Чернильной
Город маленький не пыльный
Там, не ведая невзгод
Очень славный жил народ
Хлебосольный, и незлой
Дружный и трудолюбивый
Правит там седой Словарь –
Страны Красивой Речи царь!
Улицы там все прямые,
А названия какие.
Улица гласная,
Улица согласная,
Тихая, глухая,
Звонкая, большая….
Очень весело живёт
В этом городе народ!
Стук в дверь приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, случилось беда, всех жителей и царя этой страны заколдовал злой
волшебник АБУЗАК, они всё забыли и просят им помочь выполнить все задания которые
находятся в конверте и расколдовать их. Вы готовы?
1 задание «Звуковая дорожка»
(в конверте гласный девочка рисунок и 2 мальчика) выходят трое детей
1.
Много звуков есть на свете
Шелест листьев, плеск волны
А бывают звуки речи
Мы их твёрдо знать должны
2.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт –
Звук получается гласный.
3.
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть…
Даже фыркать и шипеть…
Но не хочется им петь…
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Светофор»: у вас на столах карточки с
сигналиками (красный – гласный, синий – согласные твёрдые, зелёный – согласные
мягкие). Я произношу звуки вы поднимаете нужный сигналик.
Э,Т,РЬ,А,Н,С,ЗЬ,МЬ,О,У,КЬ,Ж,И.
Необходимо выполнить звукослоговой анализ слов:
ДОМ даём характеристику звукам.
Сколько звуков? Кокой 1-й? 2-й? 3-й?
Сколько слогов? Проверим? Один у доски, а остальные на месте работают с пеналами.
Проверяем.
Следующее слово: ЛИСА
Сколько звуков? Кокой 1-й? 2-й? 3-й?4-й?
Сколько слогов? Проверим? Один у доски, а остальные на месте работают с пеналами.
Проверяем.
Следующее слово: УЖИ
Сколько звуков? Кокой 1-й? 2-й? 3-й?
Сколько слогов? Проверим? Один у доски, а остальные на месте работают с пеналами.
Проверяем.
Молодцы справились с заданием.
2 задание «Слоговые обручи»
1 2 3
У вас на столе лежат картинки, рассмотрите их внимательно сосчитайте, сколько слогов в
этом слове и встаньте в этот обруч, который соответствует вашей картинке. 1 слог с слове
– цифра 1,2 слога – 2, 3слога – 3.
3 задание: Игра «Наоборот» (с мячом)
Вы будете называть слова антонимы, т.е. те слова которые противоположны сказанным.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь…(низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь …(близко)
Скажу я слово трус, ответишь…(храбрец)
Скажу я слово потолок, а ты ответишь…(пол)
Скажу я слово потерял, а скажешь…(нашёл)
Ручеёк узкий, а река…(широкая)
Родник чистый, а лужа…(грязная)
Вода холодная, а пар…(горячий)
Пруд маленький, а океан…(большой)
Теперь начало я скажу, ты отвечай…(конец).
Физкультминутка:
Наступила перемена. Мы отдохнём и потренируем наше внимание.
И.п. стоя,руки опущены вдоль туловиша.
на раз – хлопнем внизу
на два – руки на пояс
на три – руки на плечи
затем, тоже самое в обратном порядке, начиная с хлопка над головой. Выполнять,
постепенно убыстряя темп.
4 задание: «Сосчитай 1-2-5»
На доске картинка зайца.
Это кто? Это заяц.
Уши чьи? У зайца уши заячьи.
Хвост чей? У зайца хвост заячий. Давайте сосчитаем зайцев. 1 заяц,2 зайца,5 зайцев.
Картинка кошки.
Уши чьи? У кошки уши кошачьи.
Хвост чей? У кошки хвост кошачий.
Картинка медведя.
Это кто? Это медведь.
Морда чья? У медведя медвежья морда.
Лапы чьи? У медведя лапы медвежьи.
Хвост чей? У медведя хвост медвежий.
Почему я задавала вопрос кто? (живое)
А кто задаёт вопрос что? (неживое) Например: Что это? Это стул, стол.
5задание: «Составь предложение»
Игра «Живое слово»
Составь предложение из 2 слов со словом кошка.
Кошка сидит. Сколько слов? 1-е? 2-е? составить схему этого предложения работают со
схемой. ---- ----.
Составьте любое предложение со словом заяц.
Заяц живёт в лесу. Сколько слов? 1 –е? 2 –е? 3 –е? 4 –е? составьте схему этого
предложения. ---- ---- ---- ----.
Игра «Живые слова»
К доске выходят 4 человека, каждому дать по 1 слову. Медведь, сладкий, любит, мёд. Вам
нужно встать так, чтобы из этих слов получилось красивое предложение. Медведь любит
сладкий мёд. Сколько слов в предложении. Какое 1 –е? какое 2 –е? какое 3- е? какое 4 -?
Выполняет схему на доске один ребёнок. ---- ---- ---- ----.
6задание «Расшифруй слово» работа с су-джоком
Ёжик ёржает под шляпой
Мы его поймали с папой
Ёж иголки выпустил
Не волнуйся, выпустим.
На доске слово: А Б У З А К
1 3 4 2 6 5
Напечатать на листочке зашифрованное слово. А З Б У К А.
Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями и смогли расколдовать жителей
чудесной страны, которая называется АЗБУКА. Я уверена что ваша речь будет всегда
правильной и красивой. Занятие наше закончилось. Спасибо.