Автор: Алтынбаева Галия Нуралиевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОО-Старокулаткинская средняя школа №1 Населённый пункт: р.п. Старая Кулатка, Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ Раздел: среднее образование
МБОО-Старокулаткинская средняя школа №1
Выступление педагога-психолога Алтынбаевой Г.Н. перед родителями
учащихся выпускных классов:
«Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ»
2016 г
«Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ»
Часть 1.
Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школы, поступали в институты,
сдавали сессии. И все мы в целом представляем себе, что это такое.
Но в настоящее время меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.
Мы рассматриваем Единый государственный экзамен прежде всего как новую реальность в
нашем образовательном пространстве, которая радикально отличается
от привычной форму
экзамена
При
рассмотрении
проблемы
подготовки
к
ЕГЭ
исследователи
упоминают
важность
психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей
выпускных классов.
А нужна ли вообще психологическая поддержка выпускников, сдающих ЕГЭ, и если нужна, то в
какой форме она должна проходить? Я предлагаю вашему вниманию свой ответ на этот вопрос.
Для
начала
мы
проанализируем
сущность
ЕГЭ
с
психологической
точки
зрения
и
понятие
психологической готовности к ЕГЭ
Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ-
сформированность психических
процессов
и
функций,
личностных
характеристик
и
поведенческих
навыков,
обеспечивающих успешность выпускника
при сдаче ЕГЭ .
Введение и содержательный анализ понятия психологической готовности к ЕГЭ позволяют нам
заявить, что психолог, работающий непосредственно с выпускниками, не может браться за задачу
формирования этой предельной готовности как панацеи от всех бед, поскольку подобные цели
попросту недостижимы, так ка мы все понимаем важность комплексного взаимодействия школы
и родителей, что в целом дает возможность формирования готовности ребенка к сдаче экзамена.
Таким образом, сихологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ - интегральный результат
работы
школы.
Формирование
всех
ее
компонентов
невозможно
в
течение
последнего
года
обучения в школе.
Исходя из этого, сформулируем частные цели психологической подготовки учащихся к
ЕГЭ
и рассмотрим (опишем) возможные методы психологической подготовки к ЕГЭ в
зависимости от стоящей перед психологом цели.
Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ.
(
Для достижения этой цели нами применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из
наиболее
известных
психолого-педагогических
приемов,
способствующих
повышению
результативности работы.( Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе,
процесс
регистрации
учеников,
предъявление
паспорта,
размещение
учеников
за
партами и т.д.)
Анкета «Готовность к ЕГЭ» позволяет выделить основные трудности, характерные для
выпускников,
анкета
«Анализ
пробных
экзаменов»
позволяет
отрефлексировать
опыт,
полученный во время сдачи репетиционного экзамена, анкета «Определение детей группы
риска» позволяет выделить наиболее уязвимых в психологическом плане учеников. По
итогам анкетирования психолог, педагоги могут более корректно определить фокус своей
работы)
2.Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ .
Эта цель направлена на преодоление «мифологии», негативного отношения г ГИА , а также
формирование
личностно-смыслового
отношения
к
ЕГЭ
(личностный
компонент
готовности
учащихся, родителей, педагогов).
Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке
к
ЕГЭ.
Если
этот
этап
пропущен,
то
в
дальнейшем
негативные
предубеждения
будут
препятствовать продуктивной работе.
Основной
целью
проработки
является
осознание
существующих
предубеждений
и
их
обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к
ЕГЭ. Перед психологом не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как
показывает
практика,
свободное
обсуждение
этой
проблемы
в
группе
позволяет
выразить
собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в
конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.
• Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ.
• ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности.
• Сдать ЕГЭ мне по силам.
Сформированность личностно-смыслового отношения к экзамену имеет большое значение при
подготовке к ЕГЭ. Это своего рода фундамент, на который надстраиваются любые технологии.
Безусловно, огромную роль в формировании отношения играет семья. (приложение: ПРИТЧИ-
«Страх»; ««Открытые возможности»)
Мы полагаем, что при дефиците времени на подготовку к экзамену стоит сделать акцент
именно
на
преодолении
«мифологии»
и
формировании
ценностно-смыслового
отношения .
3.Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Она может проводиться в различных формах:
• Фронтальная форма или групповая (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может
происходить в виде классных часов или психологических занятий-тренингов.
• Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но
наиболее трудоемка.
Работу по формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене мы
рекомендуем строить в несколько этапов.
1 . Анализ особенностей учебной деятельности. Данный анализ может опираться на различные
источники:
•
Психолого-педагогическая диагностика
•
Самоанализ
ученика.
Данный
метод
предполагает,
что
выпускник
с
помощью
психолога
анализирует особенности своей учебной деятельности, выделяя собственные сильные и слабые
стороны, тем самым повышая его ответственность.
• Экспертные оценки педагогов. В этом случае педагоги совместно с психологом анализируют
особенности учебной деятельности ребенка, выделяя его сильные и слабые стороны.
2. Выделение «места наименьшего сопротивления». (обозначения ситуации или процессуальных
особенностей экзамена, которые представляют для ученика максимальную трудность). (может
быть - возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или
необходимость пропустить задание, если он не может с ним справиться.
3.
Разработка
адресных
рекомендаций
для
выпускника,
родителей,
педагогов.(
Памятка
представляет
собой
краткий
перечень
основных
рекомендаций,
направленных
на
помощь
выпускнику
или
взрослым,
его
окружающим,
при
решении
той
или
иной
проблемы.
«Как
повторять материал к экзамену», «приемы снятия состояния тревожности» и т.д.)
Часть 2.
Экзаменационный стресс и пути его преодоления
Профилактика экзаменационного стресса
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
Экзамен
–
это
не
просто
проверка
знаний,
а
проверка
знаний
в
условиях
стресса
и
непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии её.
Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.
Уважаемые
родители!
Уместно
вспомнить,
что
тревожность
–
это
естественное,
обычное
состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди.
Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед
экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного
успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.
1.Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка,
абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к
успеху,
удаче,
но
при
этом
известно,
что
одна
из
причин,
мешающих
тревожным
людям
результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на
выполнении
конкретной
деятельности,
а
на
том,
какие
возможны
последствия.
Поэтому
неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить
во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу
…».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его
человеческой неполноценности . При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная
проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах
окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.
Что бы этого избежать, ВАМ родители
, нужно поддерживать уверенность в силах вашего
ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди.
Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в
родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто.
Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы –
взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение
слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и
заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях к себе, в своей
самооценке).
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций,
говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения. ("Ты
должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").
Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться.
Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность
испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс:
-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться,
приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).
-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)
-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к
сопротивлению)
Признаки стрессового напряжения:
•
Невозможность сосредоточиться на чем – то
•
Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
•
Ухудшение памяти, внимания.
•
Слишком часто возникают чувство усталости.
•
Очень быстрая речь, быстрая ходьба
•
Мысли часто «улетучиваются»
•
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
•
Повышенная возбудимость и раздражительность
•
Появление агрессивности, конфликтности
•
Проявление нетерпеливости, нервозности
•
Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
•
Потеря чувства юмора
•
Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
•
Появление чувства душевного опустошения
•
Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
•
Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
•
Отрицательное отношение к жизни
Рекомендации по преодолению стресса:
•
Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
•
Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
•
Стараться высыпаться и правильно питаться
•
Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
•
Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
•
Не боятся плакать
•
Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по
принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
•
Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
•
Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
•
Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Психологическая усталость и ее преодоление
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
•
Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является –
разговор
•
Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен,
рассказов и т.д.
•
Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения –
слезы
•
Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех
совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
•
Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная
гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)
Антистрессовое питание
Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день
«съедает» мозг
Лучшему запоминанию способствует – морковь
От напряжения и усталости хорошее средство – лук
Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы)
Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение
От нервозности вас избавит – капуста
Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.
Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.
Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.
Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:
Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.
Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед
экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать
морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.
Как лучше подготовиться к экзаменам .
Профилактика экзаменационного стресса (для школьников)
Экзамены: установка на успех!
Пути предотвращения и преодоления стресса:
1.Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение
недостойными высказываниями в свой адрес.
2.Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех , то как будете рады вы и
ваши близкие успешной сдаче.
3.Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо "совы",
либо "жаворонки".Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг в его
пределах,чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.
4.Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями,
которые избавят вас от напряжения и беспокойства.
5.Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.
6.На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.
7.Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким
сложным и невыполнимым.
8.Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам
возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи
экзаменов.
9. И последнее - это чувство юмора, ведь юмор – великий облегчитель стрессов и один из лучших
способов избавиться от беспокойства.
Общие рекомендации абитуриентам.
Не стоит относиться к экзаменам слишком серьезно. Ко всему происходящему с вами подходите с долей
юмора и со здравым смыслом.Ведь даже в случае получения низкого балла, ничего катастрофического не
произойдет. Все зависит от вашего восприятия, от отношения к экзаменам и к возможному поражению в
целом.
Если вы плохо подготовились, то изначально не стоит рассчитывать на чудо, скорее всего вы получите
то, что заслужили.
Другое дело, если в стрессовом состоянии вам так и не удалось обуздать эмоции и подавить страх, в
результате низкий балл и отчаяние из-за провала. Примите произошедшее ни как поражение, а как шанс
лучше узнать свои слабые стороны и, как возможность поработать над собой.
В конце концов, экзамены, каким бы серьезными они ни были, - не решают, по большому счету, вашу
судьбу. Ее строите вы сами. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа- это
только часть жизни, одна из ее многочисленных граней.
Стресс - тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс - одна из составных
частей жизни, а иногда - ее движущая сила.
Поэтому, отбросив ненужные сомнения
и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей
юмора, вы мужественно пойдете сдавать экзамены.
И, как бы не сложилась ситуация, - это всегда ваша победа и ваш шанс.
Проблемы на экзаменах.
К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы.
Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой.
Определенное
волнение,
связанное
с
новизной
самой
процедуры
экзаменов,
достаточно
легко
нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким
образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации.
Проблема заключается в следующем:
Первые
выпускные
экзамены
совпадают
с
периодом,
когда
человек
прекращает
заниматься
деятельностью предписанной всем.
Встает двойная необходимость:
1-
Выбор
дальнейшего
жизненного
пути.
Чтобы
сделать
выбор,
необходимо
разобраться
в
своих
особенностях, желаниях, интересах.
2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно
доказать и выдержать определенную конкуренцию.
Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за
дальнейшую
жизнь.
Выводы,
сделанные
в
данный
период,
могут
существенно
скорректировать
направление личностного развития.
1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в
том, что цель будет достигнута.
Создание условий успеха для подростков:
- Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,
- Возможные стратегии выбора,
- Способствование повышению уверенности в своих силах,
- Укрепление чувства собственного достоинства,
- Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без
ущерба чувству собственного достоинства
педагог-психолог МБОО-Старокулаткинская средняя школа №1: Алтынбаева Г.Н.
Приложение
ПРИТЧИ
В метафоричной форме ведущий доносит до участников мысль о «парализующем» воздействии
сильного страха на человека.
Шёл по дороге странник и встретил Чуму. Ты куда идёшь? В Багдад. Хочу 5000 человек уморить.
Через какое - то время они встречаются снова. Как же так, говорит странник, ты хотела уморить 5000
человек, а уморила 50000?? Так нет, ответила Чума, я уморила, как и обещала, 5000, а остальные от
страха умерли.
Дискуссия на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь»
Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.
Притча «Открытые возможности»
«Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его
впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в
обществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и, в конце концов,
он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его
много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе
и
п р ек р а с н у ю
ж е н у .
В с е
с в о ю
ж и з н ь
ж д а л . . .
н о
н и ч е г о
н е
п р о и з о ш л о .
"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого
положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты
их пропустил. Человек был озадачен.
" Я
н е
п р е д с т а в л я ю ,
о
ч е м
т ы
г о в о р и ш ь " ,
—
с к а з а л
о н .
"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся
неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.Человек кивнул.
"Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому
человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих
богатых людей в царстве".
"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город,
разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность
помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в
твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обратил внимание на призывы о помощи и
остался дома".
Ч е л о в е к
к и в н у л ,
в с п о м н и в
о
с в о е м
п о с т ы д н о м
п о с т у п к е .
"Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы
уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел.
"Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она
не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно
никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо
нее?"
Ч е л о в е к
о п я т ь
к и в н у л ,
н о
т е п е р ь
в
е г о
г л а з а х
с т о я л и
с л е з ы .
"Да, мой друг, — сказал ангел, — оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь
много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".
Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой
истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их». (Обсуждение)