Автор: Вдовенко Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 5
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Рисунок как основа творческой и профессиональной деятельности будущего художника
Раздел: среднее профессиональное
И.С. Вдовенко
(Волгоград)
РИСУНОК КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА
В наше время научно-технический прогресс открывает новые возможности
творческого отношения практически к любому роду деятельности. Формирование такого
отношения, бесспорно, требует развития пространственного мышления в построении
изображения на плоскости. На сегодняшний день трудно вспомнить хотя бы одну сферу
деятельности, где это качество не играло бы существенной роли.
Немаловажное значение в развитии пространственной трактовки изображения на
плоскости у студентов играют занятия дизайном среды (интерьер, ландшафт и т.д.), WEB-
дизайном, черчением, пространственным моделированием, а также одно из ведущих –
занятие изобразительным искусством, в процессе которых педагог имеет возможность
активизировать процесс формирования умений и навыков передачи пространства и
развития структурного мышления. Во многом это зависит от прочности знаний, умений и
навыков педагога. В процессе занятий преподавателю приходится отвечать на разного
рода вопросы студентов, подкрепляя свои ответы наглядным показом того или иного
приема или метода. Следовательно, учителю необходимо иметь четко ориентированное
мировоззрение,
что
позволит
воспитать
студента
как
полноценную
грамотную
творческую личность, имеющую свою крепкую позицию в объективном мире. Художник
должен знать и на высоком уровне владеть методами, которые активизируют процесс
формирования умений и навыков передачи пространства в натурных этюдах и длительных
работах, выполняемых на занятиях ведущей дисциплины «рисунок».
Проблема активизации процесса формирования умений и навыков трактовки
пространственных
характеристик
категорий
глубинности
и
плоскостности
в
конструктивном рисунке у студентов, является одной из актуальных проблем теории и
практики обучения и воспитания будущих художников. В подготовке художника-
дизайнера обучение построению пространственной среды – наиболее сложная и
недостаточно методически разработанная педагогическая проблема, актуальность которой
состоит в формировании творческих способностей и пространственного мышления.
Художник-дизайнер должен владеть не только мастерством изображения, но уметь
творчески и структурно мыслить, изображая форму предмета.
Совершенствование
учебно-воспитательного
процесса
зависит
от
изучения
методического опыта и художественного наследия, способствующих развитию умений и
навыков конструктивного рисунка. Поэтому совместно с поисками новых педагогических
приемов и методов обучения необходимо изучать наследие старой реалистической школы,
опыт старых мастеров.
С помощью современной науки это позволит извлечь из
накопленного многовекового опыта те нюансы, которые могли бы содействовать
решению определенных методических задач, обусловливающих процесс обучения
художников-дизайнеров.
Способностью пространственного мышления определяется потенциал личности
художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.
Смысл развития пространственного мышления в процессе обучения техники
конструктивного рисунка – научить видеть и воспринимать натуру с последующей
трансформацией увиденного для создания целостного по своей структуре произведения.
Большую ценность
для разработки методики обучения представляют исследования,
связанные
с
психологией
зрительного
восприятия
в
процессе
изобразительной
деятельности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.С.
Кузин, К.К. Платонов, Я.Л. Пономарев и др.
Вопросы
формирования
пространства
разносторонне
освещены
ведущими
специалистами в области психофизиологии. Основы методов формирования целостного
построения и передачи пространства на двухмерной изобразительной плоскости заложены
в исследованиях физиологов и психологов Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Н.А. Бернштейна,
Р. Вудвортса, В. Вундта, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева. Для изучения процесса
формирования профессиональных навыков у студентов мы обратились к трудам
известных ученых, таких, как H.H. Волков, H.H. Ростовцев, Г.В. Беда, A.A. Унковский,
B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Б.Г. Гагарин, В.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков,
В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Е.С. Алексеева, Н.Г. Ли, К.В. Макарова, В.А. Нукало, А.М.
Соколов, Г. Б. Смирнов.
Достаточно обосновано сочетание профессиональных и
изобразительных способностей у художников-педагогов в исследованиях и учебных
пособиях Л.А. Ивахновой, А.Е.Терентьева, Е.Л. Толстых, Н.К. Шабанова.
Научно-теоретическому
обоснованию
вопросов
передачи
пространства
разносторонне
посвящены
работы
ведущих
специалистов
Л.В.
Мочалова,
Н.И.
Тарабукина, Б.В. Раушенбаха, Я.Ф. Жегина и т.д.
Мозг человека способен воспринимать информацию, фиксировать её и удерживать
в памяти, а по необходимости воспроизводить. Ранее воспринятый и воспроизведённый
образ - это представление о чём-либо. Совокупность отдельных свойств и качеств
явления, сливаясь в единое целое, создают чувственный образ. Полнота этого
чувственного образа целиком зависит от количества и качества полученной информации о
воспринятом предмете или явлении. А также от методики анализа и синтеза тех или иных
явлений окружающего мира. При определении рациональных методов и приёмов той или
иной объективной закономерности в процессе познания главную и направляющую роль
играет преподаватель.
Знания, умения и навыки, взаимодействуя между собой, выступают как единое
целое, однако, ведущая роль в процессе обучения принадлежит знаниям. Художники-
педагоги всех поколений изучали серьёзнейшим образом опыт предшествующих
поколений и брали для себя самое ценное, но никогда не ограничивались только
индивидуальным опытом. Наблюдая изменение формы и цвета предметов в пространстве,
необходимо знать закономерности этих изменений. Прежде чем совершенствовать умения
и навыки передачи пространства на изобразительной плоскости, надо знать, как это
делать. Чтобы овладеть грамотой построения и передачи того или иного типа
пространства на изобразительной плоскости, необходимо изучать опыт предшествующих
поколений в виде знаний, которые выражаются через законы и правила. Это законы
линейной
перспективы,
воздушной
перспективы,
закономерности
светотеневой
моделировки, тонального диапазона, фактурного единства, образного восприятия,
композиционной структуры, творческого подхода и т.д. Вспомним, что световой поток,
попадая в зрительный анализатор, переходит в зрительное восприятие, в основе которого
лежит сетчатый образ. На более высокой ступени зрительный образ становится
осознанным, понятным, строятся пространственные представления, и развивается
мыслительная деятельность. Таким образом, ощущение и чувственное познание развивает
мышление. Таковой является исходная концепция познавательного процесса. Мысль
отражает в себе предметы, явления и их взаимоотношения. Сознание, как форма
отражения действительности, представляет более сложный процесс. Человек, как сложная
высокоорганизованная материя обладает присущим только ему процессом познания
пространства, как формой отражения действительности, которая играет огромную роль в
формировании сознания. Процесс познания у человека связан со способностью видеть и
уметь видеть, а возникает эта способность в процессе осознанной практической
деятельности.
Пространство и время являются всеобщими элементами бытия всех материальных
систем и процессов. Пожалуй, не существует объекта, который находился бы вне
пространства и времени. Общие характеристики пространства, выражающие структурную
организацию материального мира - это свойство объектов занимать место среди других,
граничить друг с другом.
Организация и передача пространства это то, в чем проявляет себя художник.
Следовательно, это есть то, чем по преимуществу характеризуется рисунок как способ
ориентировки в объективном мире. Отсюда вытекает важность проблемы организации
пространства для изобразительного искусства, где она становится, возможно, одной из
основных проблем обучения рисунку. Пространство в искусстве это тот фактор, в котором
проявляется мировоззрение художника, который определяет его отношение к миру
действительности. С этой точки зрения проблема пространства есть проблема целостности
изобразительного языка. «Чувство пространства, - замечает Павел Флоренский, - является
адекватным мировоззрению, а художественное пространство представляет собой форму
нашего отношения к окружающему миру».
Развитие педагогической практики показывает, что наиболее рациональная и
эффективная организация процесса подготовки художника возможна только на научной
основе. Эта практика должна исходить из объективно-научных данных о природе и
закономерностях взаимосвязи рисунка и дизайн-проектирования как профессиональной
деятельности.
На синтезе опыта русской реалистической школы рисунка и архитектурно-
дизайнерской специфики основаны многие нынешние методики художественных учебных
заведений России. В литературе последних лет, где рассматривается роль рисунка в
профессиональной архитектурно-проектной и дизайнерской деятельности, отмечается, что
рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения замысла,
первым и начальным этапом в создании архитектурного сооружения или вещи. Рисунок
является генератором профессиональной культуры дизайнера и архитектора, а процесс
рисования - путем раскрытия и реализации замысла.
Список литературы:
1.
Авсиян, О.А. Натура и рисование по представлению / О.А.Авсиян //Учебное
пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – С. 152.
2.
Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1969. –
С. 190.
3.
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.:
Педагогика, 1981. – С. 186.
4.
Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства А.Д. Логвиненко. – М.:
МГУ, 1981. – С. 204-217.
5.
Ростовцев, Н.Н., Терентьев, А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях
рисованием
/
Н.Н.
Ростовцев,
А.Е.Терентьев
//
Учебное
пособие.
-
М.:
Просвещение, 1987. – С. 176.