Напоминание

Активные методы обучения как средства повышения мотивации обучения и эффективности урока русского языка и литературы.


Автор: Воронцова Эльмира Лекмановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ
Населённый пункт: р.п.Вешкайма, Ульяновская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: Активные методы обучения как средства повышения мотивации обучения и эффективности урока русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Активные методы обучения как средства повышения мотивации обучения и

эффективности урока русского языка и литературы.

Ульяновская область,

р.п. Вешкайма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ.

Учитель русского языка и литературы

Воронцова Эльмира Лекмановна.

vorontsowa

.

elmira

72@

yandex

.

ru

Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация как учителей, так и

учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на мой

взгляд, является недостаточное использование в учебном процессе современных

эффективных образовательных технологий. Я хочу остановиться на одной из

технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология модерации.

Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения

данной технологии в образовательной деятельности.

Кратко остановлюсь на некоторых определениях и понятиях.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно

повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает

быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он

становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет

отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается

в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых

имеет свои цели, задачи и методы .

1. Инициация.

2. Вхождение или погружение в тему.

3. Формирование ожиданий учеников.

4. Интерактивная лекция.

5. Проработка содержания темы.

6. Подведение итогов.

7. Эмоциональная разрядка.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока,

максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание

высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока,

гарантированное достижение целей урока.

Эффективность работы обеспечивается использованием активных методов обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это система методов, обеспечивающих активность

и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе

освоения учебного материала. Эффективность процесса и результата обучения

определяется тем, что разработка АМО основывается на серьезной психологической и

методологической базе . Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный

обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются

высоким уровнем активности учащихся.

В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей

различные методы активного обучения. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами,

которые я использую в своей работе.

АМ начала образовательного мероприятия (этап инициации).

Я использую авторские методы. Чаще всего - метод «Пусть говорят». Технология

проведения метода: озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся деятелей и прошу

учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?» Эпиграф я выбираю

неслучайно, он должен отражать или содержание урока или деятельность учащихся на

занятии. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не должно уйти

много времени. Но ученики должны в итоге правильно истолковать слова эпиграфа. Этот

метод позволяет мне динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать

хорошую атмосферу.

Этап вхождения или погружения в тему .

Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь мне очень

нравятся такие задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать

тему. Это АМО «Разгадывание кроссворда», «Творческий эксперимент», который

вызывает у учащихся большой интерес. Перед учениками ставиться проблема, они

предлагают пути её решения, выполняют эксперимент и выходят на понятие. Благодаря

методам, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация у

учащихся.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений .

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение

знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и

опасений и постановку целей обучения. А я хочу остановиться на «Бизнес-план». После

формулирования темы и цели урока, предлагаю ученикам сформулировать задачи,

которые они ставят перед собой, исходя из цели занятия. Задачи урока они записывают

на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они

понадобятся в конце урока. При наличии времени, их можно прикрепить на доске.

Следующий этап урока - интерактивная лекция .

Конечно, не всегда и каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного

изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения информации учитель может

использовать такой метод как лекция, но не просто лекция, а интерактивная лекция.

Часто при изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся

самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение метода «Творческая

лаборатория» позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы

сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах,

группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над

новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко

проработать новый материал. Для представления материала самостоятельной работы

обучающихся я использую следующие методы: «Инфо-карусель», «Автобусная

остановка», «Ярмарка». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы

«Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня».

Активные методы релаксации .

Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача,

мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Пример активных

методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний

– воздух, землю, огонь и воду. Например, изобразить воздух. Ученики начинает дышать

глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. При этом

учитель может подсказывать действия ученикам, а можно учащимся предоставить

возможность пофантазировать.

Этап проработки содержания темы .

Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально и в

группах. Я хочу познакомить вас с методом «Аукцион». После проработки содержания

новой темы ученикам предлагается обсудить вопрос, при выполнении каких заданий

нужны знания по изученной теме. Ученики предлагают свои варианты ответов .Тот

ученик, который ответил, выходит к доске, то есть он приобрел задание на аукционе и

выполнят его у доски.

АМ подведения итогов урока. Этап рефлексии .

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные

методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый

круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут

эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. А я хочу

напомнить о методе «Бизнес - план». В начале урока мы озвучили задачи урока, а в

конце необходимо выяснить выполнили ли они. Данный метод позволяет мне получить

обратную связь от учеников от прошедшего урока. Для меня этот этап очень важен,

поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо

обратить внимание на следующем уроке.

Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют мне:

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты

обучения;

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний,

но и жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг

к другу.



В раздел образования