Автор: Семенова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №24 Центрального района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности
Тема: "Уж вы, пташечки-щебетушечки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром:
«Уж вы, пташечки-щебетушечки» (подготовительная группа)
Цель: Расширение знаний детей о перелётных птицах.
Задачи:
образовательные: уточнить представления детей о перелетных птицах, об их
жизни
в
весенний
период,
о
видах
гнезд
и
их
размещении;
развивающие: развивать интерес к жизни птиц; умение
сравнивать,
анализировать, делать обобщение.
воспитательные: глубже чувствовать красоту живой природы, ценить и
оберегать её.
оборудование: паззлы (перелётные птицы), презентация в программе Power
Point, картинки с изображением птиц, таз с водой, крем.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о
птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц.
Ход занятия
Воспитатель:
п
осле холодной зимы к нам снова пришла весна. Я предлагаю
отправиться в весенний лес. Лес – это дом для зверей и птиц. Хотите узнать,
как меняется лес с наступлением весны? Итак, мы отправляемся.
Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется различными звуками.
Появляются первые листочки и пробивается молодая травка.
Давайте подышим воздухом весеннего леса.
Дыхательная гимнастика (здоровьесберегающая технология)
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы слышите? (Птиц).
Воспитатель: Да, ребята, птицы весело и звонко поют свои песни. Откуда же
прилетело столько птиц? (Из тёплых стран, с юга).
Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края, а
весной возвращаются? (Перелётные).
Воспитатель: А почему всё – таки многие птицы улетают? (Осенью
насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле, а так как птицы
питаются насекомыми, то им зимой нечем прокормиться, поэтому они
улетают).
Воспитатель: Почему птицы возвращаются к нам? (Они возвращаются на
свою Родину, потому что пришла весна и стало тепло).
Воспитатель: Весной в природе происходит много чудес: снег превращается
в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и
появляются маленькие листочки, зелёная трава. Но самое главное чудо – то,
что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну
на крыльях.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (Да).
Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.
Давайте и мы с вами позовём птиц.
Дети встают в круг (здоровьесберегающая технология)
Уж вы, птички,
Уж вы, пташечки – щебетушечки,
Прилетайте к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: Птицы нас услышали и прилетели к нам, а чтобы их узнать
давайте отгадаем загадки. (мозговой штурм)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Ест букашек разных …. (грач).
Воспитатель: Правильно ребята, это грач. Грачи прилетают раньше других
птиц. Их называют предвестниками весны. О них говорят: «Если грач на
горе, то весна на дворе»
Воспитатель: Прилетев, грачи держатся небольшими стайками. Они любят
бродить по распаханным полям. Зачем?
Дети: грачи выискивают в земле жуков, червяков и личинок.
Воспитатель: весной с каждым днём становится теплее и светлее, и грач
принимается за постройку своего гнезда.
Обратите внимание, где находится гнездо грача?
Дети: высоко на дереве.
Воспитатель: В готовое гнездо птицы откладывают яйца. Когда вылупятся
птенцы, чем заботливые родители их кормят?
Дети: Их кормят комарами, мухами, червячками.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Вот вам еще одна загадка.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( ласточка)
Воспитатель: Небольшая красивая перелётная птица, очень стремительна в
полёте. Как только ласточка прилетает, она сразу же принимается за
строительство гнезда.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои гнёзда ласточки?
Дети: ласточке нужна глина, шерстинки животных, соломинки и травинки.
Воспитатель: Правильно. Всё это она скрепляет своей слюной. Свои гнезда
ласточки прикрепляют под крышами домов и под балконами.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.
Мы в скворечнике живём
Песню звонкую поём (скворец).
Воспитатель: Скворец - красивая птица с черным опереньем в белую
крапинку. У него прямой, длинный клюв, короткий хвост, длинные крылья.
Питается жучками, мухами, комарами.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, зачем люди стоят домики для
скворцов? (Скворечники). Скворцы очень прожорливые птицы. Люди об
этом узнали и стали строить скворечники рядом со своими домами, чтобы
птицы уничтожали вредных насекомых, которые губят деревья и урожай.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним нашу пальчиковую
гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. (здоровьесберегающая технология)
Из скворечника торчат большой палец соединяем с
Клювы маленьких скворчат, указательным;
большой- средний палец;
Клювы раз, большой – безымянный;
Клювы два, большой-мизинец;
Лапки, лапки-голова Машут руками и качают головой.
Воспитатель: Вот еще одна загадка.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда (кукушка).
Воспитатель: Что вы знаете о кукушке, ребята? (Кукушка, в отличие от
других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда,
поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки).
Воспитатель: Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди.
Лебедь-это водоплавающая птица. Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде
купался, а сух остался». Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из
воды?
Воспитатель: Давайте проведём опыт. (частично-поисковый метод).
- В ёмкость с водой я опускаю руку и тут же вынимаю её. Посмотрите
внимательно на руку. Какая рука? (Мокрая), то есть покрыта тонким слоем
воды. Теперь я вытираю руку и слегка смазываю её маслом (жирным
кремом). Снова опускаю руку в воду и вынимаю её. Что вы заметили? (Вода
уже не покрывает всю руку, а собирается в капельки). Встряхиваю руку. Что
произошло? (На руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).
- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды?
(Встряхивают пёрышки и становятся сухими. Перья водоплавающих птиц
покрыты специальным жиром, который отталкивает воду).
Ребятки, а каких еще водоплавающих перелетных птиц вы знаете?
Воспитатель: Умнички! Гуси, утки, лебеди-это водоплавающие перелетные
птицы.
Воспитатель: Ребята, предлагаю сыграть в игру, которая называется «Кто
улетел?»
Правила
игры:
воспитатель
прикрепляет
на
доску
5-6
изображений
перелётных
птиц (постепенно
количество
картинок
увеличивается) и
предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит
на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот
кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель
добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг
улетела ласточка.
Воспитатель: Ребята, закончить наше занятие мне бы хотелось вот таким
стихотворением Мусы Джангазиева «Берегите птиц!».
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда.
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей.
Ребята, наша прогулка в весенний лес заканчивается. Мы с вами узнали
столько интересного.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
- Как мы позаботиться о птицах?
- Я предлагаю вам нарисовать птицу, которая вам больше всего запомнилась.
Список использованной литературы
1 «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2019 г.
2. Шорыгина Т.А. «Беседы о птицах с детьми 5-8 лет», Сфера, 2018 г.