Напоминание

"Уж вы, пташечки-щебетушечки"


Автор: Семенова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №24 Центрального района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности
Тема: "Уж вы, пташечки-щебетушечки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром:

«Уж вы, пташечки-щебетушечки» (подготовительная группа)

Цель: Расширение знаний детей о перелётных птицах.

Задачи:

образовательные: уточнить представления детей о перелетных птицах, об их

жизни

в

весенний

период,

о

видах

гнезд

и

их

размещении;

развивающие: развивать интерес к жизни птиц; умение

сравнивать,

анализировать, делать обобщение.

воспитательные: глубже чувствовать красоту живой природы, ценить и

оберегать её.

оборудование: паззлы (перелётные птицы), презентация в программе Power

Point, картинки с изображением птиц, таз с водой, крем.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о

птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц.

Ход занятия

Воспитатель:

п

осле холодной зимы к нам снова пришла весна. Я предлагаю

отправиться в весенний лес. Лес – это дом для зверей и птиц. Хотите узнать,

как меняется лес с наступлением весны? Итак, мы отправляемся.

Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется различными звуками.

Появляются первые листочки и пробивается молодая травка.

Давайте подышим воздухом весеннего леса.

Дыхательная гимнастика (здоровьесберегающая технология)

«Вдыхаем аромат леса»

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы слышите? (Птиц).

Воспитатель: Да, ребята, птицы весело и звонко поют свои песни. Откуда же

прилетело столько птиц? (Из тёплых стран, с юга).

Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края, а

весной возвращаются? (Перелётные).

Воспитатель: А почему всё – таки многие птицы улетают? (Осенью

насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле, а так как птицы

питаются насекомыми, то им зимой нечем прокормиться, поэтому они

улетают).

Воспитатель: Почему птицы возвращаются к нам? (Они возвращаются на

свою Родину, потому что пришла весна и стало тепло).

Воспитатель: Весной в природе происходит много чудес: снег превращается

в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и

появляются маленькие листочки, зелёная трава. Но самое главное чудо – то,

что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну

на крыльях.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (Да).

Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.

Давайте и мы с вами позовём птиц.

Дети встают в круг (здоровьесберегающая технология)

Уж вы, птички,

Уж вы, пташечки – щебетушечки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: Птицы нас услышали и прилетели к нам, а чтобы их узнать

давайте отгадаем загадки. (мозговой штурм)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Ест букашек разных …. (грач).

Воспитатель: Правильно ребята, это грач. Грачи прилетают раньше других

птиц. Их называют предвестниками весны. О них говорят: «Если грач на

горе, то весна на дворе»

Воспитатель: Прилетев, грачи держатся небольшими стайками. Они любят

бродить по распаханным полям. Зачем?

Дети: грачи выискивают в земле жуков, червяков и личинок.

Воспитатель: весной с каждым днём становится теплее и светлее, и грач

принимается за постройку своего гнезда.

Обратите внимание, где находится гнездо грача?

Дети: высоко на дереве.

Воспитатель: В готовое гнездо птицы откладывают яйца. Когда вылупятся

птенцы, чем заботливые родители их кормят?

Дети: Их кормят комарами, мухами, червячками.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Вот вам еще одна загадка.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины,

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. ( ласточка)

Воспитатель: Небольшая красивая перелётная птица, очень стремительна в

полёте. Как только ласточка прилетает, она сразу же принимается за

строительство гнезда.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои гнёзда ласточки?

Дети: ласточке нужна глина, шерстинки животных, соломинки и травинки.

Воспитатель: Правильно. Всё это она скрепляет своей слюной. Свои гнезда

ласточки прикрепляют под крышами домов и под балконами.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

Мы в скворечнике живём

Песню звонкую поём (скворец).

Воспитатель: Скворец - красивая птица с черным опереньем в белую

крапинку. У него прямой, длинный клюв, короткий хвост, длинные крылья.

Питается жучками, мухами, комарами.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, зачем люди стоят домики для

скворцов? (Скворечники). Скворцы очень прожорливые птицы. Люди об

этом узнали и стали строить скворечники рядом со своими домами, чтобы

птицы уничтожали вредных насекомых, которые губят деревья и урожай.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним нашу пальчиковую

гимнастику.

Пальчиковая гимнастика. (здоровьесберегающая технология)

Из скворечника торчат большой палец соединяем с

Клювы маленьких скворчат, указательным;

большой- средний палец;

Клювы раз, большой – безымянный;

Клювы два, большой-мизинец;

Лапки, лапки-голова Машут руками и качают головой.

Воспитатель: Вот еще одна загадка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда (кукушка).

Воспитатель: Что вы знаете о кукушке, ребята? (Кукушка, в отличие от

других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужие гнезда,

поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки).

Воспитатель: Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди.

Лебедь-это водоплавающая птица. Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде

купался, а сух остался». Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из

воды?

Воспитатель: Давайте проведём опыт. (частично-поисковый метод).

- В ёмкость с водой я опускаю руку и тут же вынимаю её. Посмотрите

внимательно на руку. Какая рука? (Мокрая), то есть покрыта тонким слоем

воды. Теперь я вытираю руку и слегка смазываю её маслом (жирным

кремом). Снова опускаю руку в воду и вынимаю её. Что вы заметили? (Вода

уже не покрывает всю руку, а собирается в капельки). Встряхиваю руку. Что

произошло? (На руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).

- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды?

(Встряхивают пёрышки и становятся сухими. Перья водоплавающих птиц

покрыты специальным жиром, который отталкивает воду).

Ребятки, а каких еще водоплавающих перелетных птиц вы знаете?

Воспитатель: Умнички! Гуси, утки, лебеди-это водоплавающие перелетные

птицы.

Воспитатель: Ребята, предлагаю сыграть в игру, которая называется «Кто

улетел?»

Правила

игры:

воспитатель

прикрепляет

на

доску

5-6

изображений

перелётных

птиц (постепенно

количество

картинок

увеличивается) и

предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит

на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот

кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель

добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг

улетела ласточка.

Воспитатель: Ребята, закончить наше занятие мне бы хотелось вот таким

стихотворением Мусы Джангазиева «Берегите птиц!».

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда.

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Ребята, наша прогулка в весенний лес заканчивается. Мы с вами узнали

столько интересного.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось?

- Как мы позаботиться о птицах?

- Я предлагаю вам нарисовать птицу, которая вам больше всего запомнилась.

Список использованной литературы

1 «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград, Учитель, 2019 г.

2. Шорыгина Т.А. «Беседы о птицах с детьми 5-8 лет», Сфера, 2018 г.



В раздел образования