Напоминание

"Научно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры"


Автор: Тихонова Елена Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М.Карбышева
Населённый пункт: Оха
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: "Научно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Научно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»

Учитель физической культуры. Тихонова Е.В. МБОУ СОШ№ 7 г. Охи им. Д. М.

Карбышева 2020г.

1.

Исследование влияния нагрузки на ЧСС

2.

Дыхательная практика, гимнастика для глаз.

3.

Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.

Здоровье обучающихся - важная проблема в учебно-воспитательном процессе

школы. Научить детей основам здорового образа жизни, объяснить и показать на

практических примерах пользу физического развития для собственного здоровья,

обеспечить навыки применения своих знаний в области движений в практической жизни

призваны двигательные уроки в школе. Это и физическая культура, и музыкально –

ритмическая деятельность, и соревнования в различных видах спорта, внеклассные и

общешкольные мероприятия соревновательного характера.

Ребёнок должен понимать, какую пользу в укреплении своего здоровья несёт ему то

или иное упражнение или двигательные задания. Осознанный подход, к освоению

движений, связан с чётким пониманием обучающимся методической раскладки движения,

проучивание его через мышечные ощущения и наблюдение наглядного результата

физического труда в изменениях своей осанки, силы, пластичности мышц, гибкости и

растянутости связок, быстрой координации и ловкости движений, то есть параметрах

своего здоровья.

Практический показ упражнений необходимо подкреплять фактами исследования

своего организма каждым учеником.

Для этого на уроках физической культуры

проводится научно-исследовательская деятельность в различных аспектах влияния

упражнений на работу сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы и

формирования навыков и умений по самоконтролю, при физических нагрузках. Выбор

был остановлен на двух классах. 5в класс пришёл из другой школы, где условия для

проведения уроков физической культуры низкие. Для того чтобы догнать в двигательном

развитии другие классы необходимо было найти способ выровнять их двигательную базу.

В этом помогло введение в уроки игровых упражнений и заданий, бег и беговые

упражнения, прыжки и прыжковые упражнения.

Исследование влияния нагрузки на ЧСС.

Нагрузка – это воздействие на организм физических упражнений, вызывающих активную

реакцию функциональных систем организма. Количественная характеристика нагрузки

выражается в 2-х критериях.

Объём

количество

выполненных

упражнений,

(большой,

средний,

малый).

Отслеживается потеря веса, время восстановления, степень нарушения координации.

Интенсивность

- степень нервно-мышечного напряжения во время выполнения

упражнений и количество упражнений выполняемых за единицу времени. Темп и

скорость выполнения движений.

ЧСС – показатель интенсивности. Низкая- пульс составляет 120-130 ударов в минуту

(время до 40 минут). Умеренная - 50% от максимальной.130-160 ударов в минуту (время

13-14 лет до 20 минут). Большой интенсивности 70% от максимальной нагрузки. 150 -170

ударов в минуту (время 4-7 минут).

Субмаксимальная – 80% от максимальной нагрузки

максимальный пульс 170-190. Время 50 секунд.

0

Максимальная – 100%, пульс растёт до 200, время не более 10-15 секунд.

Исследование заключалось в использовании бега и беговых упражнений,

прыжковых упражнений, подвижных игр и эстафет. С целью обеспечить учащимся

эффективное развитие выносливости и координационных способностей. Особенно эти

качества развиваются в подвижных играх и эстафетах. Условия игрового соревнования

требуют от участников довольно больших физических напряжений. Чередование

моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями,

требующими небольшого напряжения, позволяют играющим выполнять большой объем

работы. На уроках использовались такие подвижные игры как «Прыжок за прыжком»,

«Веревочка под ногами», «Челнок», «Невод», встречная эстафета с преодолением

препятствий. А в последующем участвовали в школьных соревнованиях между классами

по баскетболу, пионерболу. Исследуя, влияние нагрузки на уроках физической культуры

в 5а обучение шло обычно по рабочей программе, а в 5в классе я добавила в основной

части

урока

различные

прыжковые

упражнения.

Прыжки

с

использованием

гимнастической скамейки, например, пружинящие прыжки на скамейку и обратно (по 20-

30

прыжков,

повторить

несколько

раз

с

коротким

перерывом).

Для

развития

координационной выносливости бег с преодолением препятствий. Обучающиеся учатся

преодолевать препятствие, затрачивая минимум усилий и без лишних движений. Полоса

препятствий:1. гимнастическая скамейка поперек или вдоль: а) поперек – перепрыгивают

с ноги на ногу; б) пробегают по скамейке. 2. Стойки и планка для прыжков на небольшой

высоте – перепрыгивание с прямого и косого разбега; пробегание под планкой. 3. Стойки

и другие предметы – обегание, не касаясь, зигзагом, «змейкой». 4. Легкоатлетический

барьер – перепрыгивание. 5. Гимнастические обручи, уложенные на полу, бег или

прыжки, наступая в обручи. 6. Нарисованные на полу и расположенные в определенном

порядке точки – прыжки по точкам. Увеличивая, количество повторений, усложняя

задания из урока в урок росла нагрузка. Варьировалось выполнение беговых упражнений

из различных исходных положений, усложнялась техника движений, игровых моментов,

различных перестроений по ходу движения. Больше внедряла разнообразных прыжковых

комбинаций. Прыжки и прыжковые упражнения несут наибольшую степень нагрузки на

организм обучающегося. По мере увеличения количества повторов и темпа исполнения

ребята постепенно привыкали к увеличению нагрузки. Измерение ЧСС показывало

степень нервно-мышечного напряжения. Дети 11-12 лет не должны переходить в

умеренной интенсивности нагрузки 130-150 ударов в минуту. (21- 25 за 10 секунд).

Важно, за какой период времени ЧСС возвращается к исходному уровню. В любом случае

через 5 минут пульс не должен превышать исходный. По итогам 2018-2019 года в 5в

классе развитие выносливости и усложнённой координации показали, из 26 человек 23

справлялись на «4-5» и 3 учащихся на «3». В 5а классе из 28 учащихся на «4-5»

справились 21 человек и на «3»- 7 учащихся. Удалось развить у детей жизненно

необходимые физические качества, интегрируя танцевальные движения с физическими

упражнениями. Учащиеся научились контролировать нагрузку по внешним признакам.

(Цвет кожного покрова, степень выделения пота, нарушение дыхания и координации

движений) и внутренним признакам утомления. Болезненные ощущения в мышцах,

головокружение. Осуществляя контроль, за своим состоянием, учащиеся научились

предупреждать переутомление, следить за индивидуальной нагрузкой.

1

5а класс 5в класс

68%

46%

75%

88%

Динамика качественного роста в выполнении

двигательных действий.

год

1 четв

Дыхательная практика.

Дыхательная гимнастика по методу Э.В. Стрельцовой. Цель: укрепление органов

дыхания. Эти виды деятельности можно использовать в процессе выполнения

двигательных действий и заключительной части урока. Дыхательные упражнения

после наибольшей нагрузки в основной части урока из положения лёжа или сидя.

a.

Дыхательная гимнастика обычная с произношением гласных, согласных и

шипящих букв для нормализации тонуса гладкой мускулатуры бронхов. От 5-7 сек

до 30-40 сек. Цель: восстановление ритмичного дыхания, глубокого вдоха и

продолжительного выдоха. (И.А.Калюжнова; Лечебная физкультура, Феникс

стр.166).

Носовое дыхание, грудное, брюшное, смешанное. Дыхательные

упражнения помогают восстановить дыхательный ритм, тренируются механизмы

управляющие дыханием. Использую верхнегрудное дыхание, нижнегрудное или

рёберное и дыхание диафрагмой и животом. Учащиеся осваивают данные техники,

увеличивают объём ЖЕЛ, что ведёт к оздоровлению организма ребёнка.

Проводилось исследование восстановления дыхания после нагрузки. Одна группа

восстанавливалась

с

помощью

дыхательной

гимнастики

верхнегрудного

и

брюшного дыхания, а другая не использовала дыхательные упражнения. Группа 5а

применяла дыхательные практики, а 5в применяла обычные приёмы глубокого

вдоха и выдоха. Интерес возник у самих детей. Мы провели опыты. Получили

следующие результаты:

Восстановление после нагрузки в 5а классе прошло за 2-3 мин, а в 5в за

5-7 минут, где учащиеся дышали обычно. Ребята увидели на практике, что

дыхательные упражнения способствуют быстрому восстановлению ритмичного

дыхания.

5-7 мин

54%

2-3 мин

46%

Восстановление ритмичного дыхания

2

46% времени заняло восстановление дыхания в 5а классе с применением дыхательной

методики - быстрее. 54% времени заняло восстановление у 5в класса, это больше, чем у

первой группы. Вывод: Ритмичное дыхание, после нагрузки, наступает быстрее при

использовании активной вентиляции легких.

a.

Гимнастика для глаз. Цель: укрепление, тренировка мышц глаза. В комплекс,

включаются различные вращательные движения глаз, вращения по точкам

(часовые стрелки), из стороны в сторону, вверх, вниз, переведение взгляда с

близкого предмета вдаль, поочередное и одновременное закрывание одного и

другого глаза, зажмуривания и широкое открывание и т д. Отдых глаз при

свободно сомкнутых веках. Использование гимнастики для глаз, способствуют

тренировке мышц глаза, что сохраняет остроту зрения у детей.

b.

Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.

При выполнении физических упражнений, необходимо осознанно понимать, как они

влияют на твой организм, и научиться управлять их воздействием.

О контроле надо помнить всегда, занимаясь любым движением. Следить за состоянием

своего здоровья по объективным и субъективным показателям.

К субъективным относятся: Общее самочувствие, сон, аппетит, настроение.

Если после двигательного урока у учащихся бодрое самочувствие,

жизнерадостное настроение, есть желание продолжать занятия, то это положительные

признаки.

Если настроение ухудшается, появляется вялость, усталость, значит, нагрузка

была слишком большой.

К объективным показателям относятся: ЧСС, ЖЕЛ, масса тела. ЧСС дети осваивают

подсчёт со 2 класса. Свободно владеют к 4 классу. Знают приёмы измерения. Считают

ЧСС в начале урока – сидя. Затем после наибольшей нагрузки, в основной части урока.

Последний ЧСС считается в заключительной части урока. Он должен соответствовать

первичному ЧСС. В покое ЧСС составляет 70-80 уд/мин. Легкая нагрузка – 100-120

уд/мин. Средняя составляет 130-150 уд/мин. Большая – 180. Очень, большая до 200 уд/

мин. Затем пульс успокаивается через 5-10 минут.

Исследование:

Тест на приседание. Пульс в покое, сидя. Затем 20 приседаний (1 в

секунду) за 30 секунд. Замер пульса. Возвращение к норме за 3 минуты – «хорошо». Через

4-5 «удовлетворительно». 6 – «неудовлетворительно».

0

1

2

3

4

5

Столбец1

5в кл

группы 5а и 5в классов

Время восстановления пульса

Почему показатели разнятся? Причина лежала в применении дыхательных упражнений.

Одна группа (5а класса) в течении 4-х четвертей изучала и применяла различные

методики глубокого дыхания грудного, брюшного, а другая (5в класс) восстанавливалась

3

обычным дыханием. Проведя тесты на приседания, мы получили данные графика. У

одних детей восстановление проходило быстро «хорошо» за 2-3 минуты, у других в

пределах нормы, но только на «удовлетворительно». Так ребята практически убедились в

пользе

увеличения

ЖЕЛ.

Необходимости

правильного

дыхания

в

физических

упражнениях.

Вывод: Исследовательская деятельность на двигательных уроках, в которой

сами дети участвуют, получают интересующие их сведения о своём здоровье, умеют

сопоставить результаты исследования, формирует у учащихся убеждение о пользе

физических упражнений для укрепления собственного здоровья. Воспитывает ценностное

отношение к здоровому образу жизни и практической пользе физического воспитания.

4



В раздел образования