Автор: Тихонова Елена Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М.Карбышева
Населённый пункт: Оха
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: "Научно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование
Тема: «Научно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»
Учитель физической культуры. Тихонова Е.В. МБОУ СОШ№ 7 г. Охи им. Д. М.
Карбышева 2020г.
1.
Исследование влияния нагрузки на ЧСС
2.
Дыхательная практика, гимнастика для глаз.
3.
Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.
Здоровье обучающихся - важная проблема в учебно-воспитательном процессе
школы. Научить детей основам здорового образа жизни, объяснить и показать на
практических примерах пользу физического развития для собственного здоровья,
обеспечить навыки применения своих знаний в области движений в практической жизни
призваны двигательные уроки в школе. Это и физическая культура, и музыкально –
ритмическая деятельность, и соревнования в различных видах спорта, внеклассные и
общешкольные мероприятия соревновательного характера.
Ребёнок должен понимать, какую пользу в укреплении своего здоровья несёт ему то
или иное упражнение или двигательные задания. Осознанный подход, к освоению
движений, связан с чётким пониманием обучающимся методической раскладки движения,
проучивание его через мышечные ощущения и наблюдение наглядного результата
физического труда в изменениях своей осанки, силы, пластичности мышц, гибкости и
растянутости связок, быстрой координации и ловкости движений, то есть параметрах
своего здоровья.
Практический показ упражнений необходимо подкреплять фактами исследования
своего организма каждым учеником.
Для этого на уроках физической культуры
проводится научно-исследовательская деятельность в различных аспектах влияния
упражнений на работу сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы и
формирования навыков и умений по самоконтролю, при физических нагрузках. Выбор
был остановлен на двух классах. 5в класс пришёл из другой школы, где условия для
проведения уроков физической культуры низкие. Для того чтобы догнать в двигательном
развитии другие классы необходимо было найти способ выровнять их двигательную базу.
В этом помогло введение в уроки игровых упражнений и заданий, бег и беговые
упражнения, прыжки и прыжковые упражнения.
Исследование влияния нагрузки на ЧСС.
Нагрузка – это воздействие на организм физических упражнений, вызывающих активную
реакцию функциональных систем организма. Количественная характеристика нагрузки
выражается в 2-х критериях.
Объём
–
количество
выполненных
упражнений,
(большой,
средний,
малый).
Отслеживается потеря веса, время восстановления, степень нарушения координации.
Интенсивность
- степень нервно-мышечного напряжения во время выполнения
упражнений и количество упражнений выполняемых за единицу времени. Темп и
скорость выполнения движений.
ЧСС – показатель интенсивности. Низкая- пульс составляет 120-130 ударов в минуту
(время до 40 минут). Умеренная - 50% от максимальной.130-160 ударов в минуту (время
13-14 лет до 20 минут). Большой интенсивности 70% от максимальной нагрузки. 150 -170
ударов в минуту (время 4-7 минут).
Субмаксимальная – 80% от максимальной нагрузки
максимальный пульс 170-190. Время 50 секунд.
0
Максимальная – 100%, пульс растёт до 200, время не более 10-15 секунд.
Исследование заключалось в использовании бега и беговых упражнений,
прыжковых упражнений, подвижных игр и эстафет. С целью обеспечить учащимся
эффективное развитие выносливости и координационных способностей. Особенно эти
качества развиваются в подвижных играх и эстафетах. Условия игрового соревнования
требуют от участников довольно больших физических напряжений. Чередование
моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями,
требующими небольшого напряжения, позволяют играющим выполнять большой объем
работы. На уроках использовались такие подвижные игры как «Прыжок за прыжком»,
«Веревочка под ногами», «Челнок», «Невод», встречная эстафета с преодолением
препятствий. А в последующем участвовали в школьных соревнованиях между классами
по баскетболу, пионерболу. Исследуя, влияние нагрузки на уроках физической культуры
в 5а обучение шло обычно по рабочей программе, а в 5в классе я добавила в основной
части
урока
различные
прыжковые
упражнения.
Прыжки
с
использованием
гимнастической скамейки, например, пружинящие прыжки на скамейку и обратно (по 20-
30
прыжков,
повторить
несколько
раз
с
коротким
перерывом).
Для
развития
координационной выносливости бег с преодолением препятствий. Обучающиеся учатся
преодолевать препятствие, затрачивая минимум усилий и без лишних движений. Полоса
препятствий:1. гимнастическая скамейка поперек или вдоль: а) поперек – перепрыгивают
с ноги на ногу; б) пробегают по скамейке. 2. Стойки и планка для прыжков на небольшой
высоте – перепрыгивание с прямого и косого разбега; пробегание под планкой. 3. Стойки
и другие предметы – обегание, не касаясь, зигзагом, «змейкой». 4. Легкоатлетический
барьер – перепрыгивание. 5. Гимнастические обручи, уложенные на полу, бег или
прыжки, наступая в обручи. 6. Нарисованные на полу и расположенные в определенном
порядке точки – прыжки по точкам. Увеличивая, количество повторений, усложняя
задания из урока в урок росла нагрузка. Варьировалось выполнение беговых упражнений
из различных исходных положений, усложнялась техника движений, игровых моментов,
различных перестроений по ходу движения. Больше внедряла разнообразных прыжковых
комбинаций. Прыжки и прыжковые упражнения несут наибольшую степень нагрузки на
организм обучающегося. По мере увеличения количества повторов и темпа исполнения
ребята постепенно привыкали к увеличению нагрузки. Измерение ЧСС показывало
степень нервно-мышечного напряжения. Дети 11-12 лет не должны переходить в
умеренной интенсивности нагрузки 130-150 ударов в минуту. (21- 25 за 10 секунд).
Важно, за какой период времени ЧСС возвращается к исходному уровню. В любом случае
через 5 минут пульс не должен превышать исходный. По итогам 2018-2019 года в 5в
классе развитие выносливости и усложнённой координации показали, из 26 человек 23
справлялись на «4-5» и 3 учащихся на «3». В 5а классе из 28 учащихся на «4-5»
справились 21 человек и на «3»- 7 учащихся. Удалось развить у детей жизненно
необходимые физические качества, интегрируя танцевальные движения с физическими
упражнениями. Учащиеся научились контролировать нагрузку по внешним признакам.
(Цвет кожного покрова, степень выделения пота, нарушение дыхания и координации
движений) и внутренним признакам утомления. Болезненные ощущения в мышцах,
головокружение. Осуществляя контроль, за своим состоянием, учащиеся научились
предупреждать переутомление, следить за индивидуальной нагрузкой.
1
5а класс 5в класс
68%
46%
75%
88%
Динамика качественного роста в выполнении
двигательных действий.
год
1 четв
Дыхательная практика.
Дыхательная гимнастика по методу Э.В. Стрельцовой. Цель: укрепление органов
дыхания. Эти виды деятельности можно использовать в процессе выполнения
двигательных действий и заключительной части урока. Дыхательные упражнения
после наибольшей нагрузки в основной части урока из положения лёжа или сидя.
a.
Дыхательная гимнастика обычная с произношением гласных, согласных и
шипящих букв для нормализации тонуса гладкой мускулатуры бронхов. От 5-7 сек
до 30-40 сек. Цель: восстановление ритмичного дыхания, глубокого вдоха и
продолжительного выдоха. (И.А.Калюжнова; Лечебная физкультура, Феникс
стр.166).
Носовое дыхание, грудное, брюшное, смешанное. Дыхательные
упражнения помогают восстановить дыхательный ритм, тренируются механизмы
управляющие дыханием. Использую верхнегрудное дыхание, нижнегрудное или
рёберное и дыхание диафрагмой и животом. Учащиеся осваивают данные техники,
увеличивают объём ЖЕЛ, что ведёт к оздоровлению организма ребёнка.
Проводилось исследование восстановления дыхания после нагрузки. Одна группа
восстанавливалась
с
помощью
дыхательной
гимнастики
верхнегрудного
и
брюшного дыхания, а другая не использовала дыхательные упражнения. Группа 5а
применяла дыхательные практики, а 5в применяла обычные приёмы глубокого
вдоха и выдоха. Интерес возник у самих детей. Мы провели опыты. Получили
следующие результаты:
Восстановление после нагрузки в 5а классе прошло за 2-3 мин, а в 5в за
5-7 минут, где учащиеся дышали обычно. Ребята увидели на практике, что
дыхательные упражнения способствуют быстрому восстановлению ритмичного
дыхания.
5-7 мин
54%
2-3 мин
46%
Восстановление ритмичного дыхания
2
46% времени заняло восстановление дыхания в 5а классе с применением дыхательной
методики - быстрее. 54% времени заняло восстановление у 5в класса, это больше, чем у
первой группы. Вывод: Ритмичное дыхание, после нагрузки, наступает быстрее при
использовании активной вентиляции легких.
a.
Гимнастика для глаз. Цель: укрепление, тренировка мышц глаза. В комплекс,
включаются различные вращательные движения глаз, вращения по точкам
(часовые стрелки), из стороны в сторону, вверх, вниз, переведение взгляда с
близкого предмета вдаль, поочередное и одновременное закрывание одного и
другого глаза, зажмуривания и широкое открывание и т д. Отдых глаз при
свободно сомкнутых веках. Использование гимнастики для глаз, способствуют
тренировке мышц глаза, что сохраняет остроту зрения у детей.
b.
Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.
При выполнении физических упражнений, необходимо осознанно понимать, как они
влияют на твой организм, и научиться управлять их воздействием.
О контроле надо помнить всегда, занимаясь любым движением. Следить за состоянием
своего здоровья по объективным и субъективным показателям.
К субъективным относятся: Общее самочувствие, сон, аппетит, настроение.
Если после двигательного урока у учащихся бодрое самочувствие,
жизнерадостное настроение, есть желание продолжать занятия, то это положительные
признаки.
Если настроение ухудшается, появляется вялость, усталость, значит, нагрузка
была слишком большой.
К объективным показателям относятся: ЧСС, ЖЕЛ, масса тела. ЧСС дети осваивают
подсчёт со 2 класса. Свободно владеют к 4 классу. Знают приёмы измерения. Считают
ЧСС в начале урока – сидя. Затем после наибольшей нагрузки, в основной части урока.
Последний ЧСС считается в заключительной части урока. Он должен соответствовать
первичному ЧСС. В покое ЧСС составляет 70-80 уд/мин. Легкая нагрузка – 100-120
уд/мин. Средняя составляет 130-150 уд/мин. Большая – 180. Очень, большая до 200 уд/
мин. Затем пульс успокаивается через 5-10 минут.
Исследование:
Тест на приседание. Пульс в покое, сидя. Затем 20 приседаний (1 в
секунду) за 30 секунд. Замер пульса. Возвращение к норме за 3 минуты – «хорошо». Через
4-5 «удовлетворительно». 6 – «неудовлетворительно».
0
1
2
3
4
5
Столбец1
5в кл
группы 5а и 5в классов
Время восстановления пульса
Почему показатели разнятся? Причина лежала в применении дыхательных упражнений.
Одна группа (5а класса) в течении 4-х четвертей изучала и применяла различные
методики глубокого дыхания грудного, брюшного, а другая (5в класс) восстанавливалась
3
обычным дыханием. Проведя тесты на приседания, мы получили данные графика. У
одних детей восстановление проходило быстро «хорошо» за 2-3 минуты, у других в
пределах нормы, но только на «удовлетворительно». Так ребята практически убедились в
пользе
увеличения
ЖЕЛ.
Необходимости
правильного
дыхания
в
физических
упражнениях.
Вывод: Исследовательская деятельность на двигательных уроках, в которой
сами дети участвуют, получают интересующие их сведения о своём здоровье, умеют
сопоставить результаты исследования, формирует у учащихся убеждение о пользе
физических упражнений для укрепления собственного здоровья. Воспитывает ценностное
отношение к здоровому образу жизни и практической пользе физического воспитания.
4