Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
1
Профессиональная игровая компетентность педагога
как условие повышения качества дошкольного образования
Никулина Вера Николаевна
старший воспитатель высшей квалификационной категории,
«Вот мы всё выдумываем системы воспитания: так надо воспитывать,
этак… А на самом деле у родителей и воспитателей одна задача: сохранить
к 18 годам нервную систему ребёнка в целости и невредимости. Жизнь
положит ему на плечи такой груз, что нервы понадобятся целенькие; а мы
их в клочки рвём с малых лет…»
А.С.Макаренко
Развитие
современного
дошкольного
образования
связано
с
непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности
воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки
педагогов
с
ориентацией
на
их
самосовершенствование
и
субъектную
готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки
и
повышения
квалификации
педагогов
как
формирование
психолого-
педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских»
(А.
В.
Запорожец)
видах
деятельности,
сопровождению
игрового
взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению
опыта игровой культуры в целом.
Ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, как известно,
является игра. И как метод обучения, передачи опыта старших поколений
младшим,
люди
использовали
игру
с
древности.
Поэтому
в
народной
педагогике,
в
дошкольных
и
внешкольных
учреждениях
широкое
применение находили игровые методы.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования детей к обучению.
Дошкольное
детство
–
период
наиболее
интенсивного
развития
ребёнка. Буквально за несколько лет несмышленый ребёнок превращается в
мыслящего,
много
знающего
и
умеющего
человека,
который
уже
готов
отправиться в школу. Такое преображение многим обязано ведущему виду
деятельности детей дошкольного возраста.
В
каждой
ведущей
деятельности
возникают
и
формируются
соответствующие
психические
новообразования,
перестраиваются
психические процессы, зарождаются новые виды деятельности.
Когда
ребёнок
приобщен
к
этой
деятельности,
своевременно
формируются
нужные
новообразования
и
познавательные
процессы.
Дошкольник осваивает повседневные и социальные функции взрослого, а
также нормы взаимоотношений. Из психических процессов в этот период
2
бурно развивается воображение. Закладывается фундамент для последующей
учебной деятельности.
В связи с этим, одним из важных условий необходимых для создания
социальной
ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагается
построение
вариативного
развивающего
образования,
ориентированного
на
уровень
развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности,
через
поддержку
спонтанной
игры
детей,
ее
обогащение,
обеспечение игрового времени и пространства.
Сегодня вопрос об игровых технологиях стоит наиболее актуально.
Именно
игровые
технологии
являются
одним
из
видов
современных
образовательных
технологий,
так
как
их
концептуальными
основами
являются:
-
психологические
механизмы
игровой
деятельности
опираются
на
фундаментальные
потребности
личности
в
самовыражении,
самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
-
игра
-
форма
психогенного
поведения,
т.е.
внутренне
присущего,
имманентного личности (Д.Н. Узнадзе);
-
игра
-
пространство
«внутренней
социализации»
ребёнка,
средство
усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);
-
игра
-
свобода
личности
в
воображении,
«иллюзорная
реализация
нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);
- способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в
каждом возрасте игра имеет свои особенности (Финогенов А.В.);
-
содержание
детских
игр
развивается
от
игр,
в
которых
основным
содержанием
является
предметная
деятельность,
к
играм,
отражающим
отношения
между
людьми,
и,
наконец,
к
играм,
в
которых
главным
содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и
отношения между людьми;
- в возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание;
- все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими
видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность,
средний
-
общественно
полезная,
старший
школьный
возраст
-
учебно-
профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать
ее в процесс.
Вместе с тем наблюдения и специальные исследования последних лет
свидетельствуют:
для
большинства
педагогов
дошкольных
учреждений
характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном
процессе, её богатейший потенциал остаётся не востребован в полной мере.
Для изучения данного вопроса было реализовано эмпирическое исследование
целевых ориентаций воспитателей учреждений дошкольного образования в
отношении организации игровой деятельности дошкольников.
3
Результаты
исследования
показали,
что
представления
педагогов
о
целях
развития
игровой
деятельности
воспитанников
характеризуют
как
общую
направленность
образовательного
процесса,
так
и
желаемые
результаты развития самих детей дошкольного возраста.
Целевые ориентации современных воспитателей в отношении игровой
деятельности дошкольников определялись с помощью вопросов о том, что на
их взгляд нужно формировать, развивать и воспитывать у детей в игре.
Анализ
полученных
данных
показал,
что
развивающий
потенциал
игры,
по
мнению
педагогов,
заключается,
прежде
всего,
в
развитии
интеллектуальных
способностей
и
коммуникативных
качеств
ребёнка.
Каждый третий воспитатель отмечает важность развития познавательной
активности,
формирования
культуры
поведения,
организационных
способностей детей в игровой деятельности.
Возможности
игры
в
развитии
воображения
и
творческих
способностей,
произвольности,
морально-нравственных
качеств,
индивидуальных способностей и склонностей ребенка отмечены педагогами
существенно реже.
Большинство
педагогов
ДОУ
полагает:
игровые
технологии
-
это
использование сюжетных, ролевых и других игр в образовательном процессе,
а также развивающих дидактических игр (игры Никитиных, Воскобовича,
Монтессори, Зайцева и др.) или игровых (сказочных) персонажей в практике
работы с детьми.
С точки зрения понятия «технология» это неверно.
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс,
при
котором
происходит
качественное
изменение
воздействия
на
обучаемого.
Любая образовательная технология должна удовлетворять основным
методологическим
требованиям
-
критериям
технологичности,
то
есть
концептуальности,
системности,
управляемости,
эффективности
и
воспроизводимости.
Анализ
исследований
по
проблеме
формирования
компетентности
педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что
учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя
(Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция
как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева,
А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е.
О.
Смирнова);
компетентность
во
взаимодействии
с
ребенком
(Т.
Л.
Корженевич) и др.
И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита у
воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения
при активно-положительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с
которыми
общаются
педагоги
авторитарного
стиля
поведения
при
отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним.
4
Сформированная
игровая
позиция
педагога
существенно
усиливает
возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет
оказывать влияние на развитие игры.
Таким образом, наиболее остро сейчас перед нами стоит проблема
формирования
и
повышения
профессиональной
игровой
компетентности
педагогов учреждений дошкольного образования.
Понятие
«игровая
технология»
переводит
вопрос
на
совершенно
другой уровень научно-педагогического рассмотрения.
Дидактическая
проблема
состоит
в
том,
что
содержание
профессионального обучения будущих педагогов ДОУ не включает в себя
курс
«теории
обучения»,
то
есть
они
имеют
весьма
неопределенное
представление как о понятии «образовательная технология» в целом, так и о
совершенно специфической ее области - игровых технологиях.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр, обладающих четко поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной
направленностью.
Таким
образом,
при
формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов
дошкольного
образования
актуально
совершенствовать
психолого-
педагогическую
готовность
к
сопровождению
игрового
взаимодействия
детей.
Усиление
внимания
требуется
и
к
вопросам
формирования
ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых,
взаимодействующих
с
современными
дошкольниками.
Деятельность
специалистов в этом направлении будет способствовать развитию детской
игры,
сохранению
ею
главенствующего
положения
в
пространстве
дошкольного детства. В связи с этим воспитателю дошкольного образования
необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры
как
ведущего
вида
деятельности
ребенка
дошкольного
возраста,
но
и
обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями,
характеризующимися
глубоким
интересом
к
игре
и
увлеченностью
ею;
умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую
позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного
содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы
воспитанников
и
др.
Так
же
представляется
необходимым
в
процессе
подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей
дошкольного
образования
совершенствования
психолого-педагогическую
готовность
к
взаимодействию
в
системе
«педагог
играющие
дети»,
к
оказанию содействия в развитии игры.
5
Список литературы:
1.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации
(Минобрнауки
России)
от
17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013
г. Регистрационный N 30384).
2.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. — Москва, 1997. с.
5-6.
3.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
4.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -
М., 1995.
5.
Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова.
— №11. -2006. -с. 22-30.
6.
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка
дошкольного возраста. — Москва, 1998 г. с-8-12.
7.
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
8.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
//Управление ДОУ. — 2012. — №5.
9.
Назарова
О.Д.
Игровые
технологии
в
развитии
дошкольников
//Дошкольная педагогика. - 1996. - №2. - С.12-14. Педагогические технологии
/ Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д., 2002.
10.
Пенькова
Л.
А.,
Коннова
З.
П.
Развитие
игровой
активности
дошкольников.
11.
Финогенов А.В. Игровые технологии в
образовании. - Красноярск,
2001.
12.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2001.