Напоминание

Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования


Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Профессиональная игровая компетентность педагога

как условие повышения качества дошкольного образования

Никулина Вера Николаевна

старший воспитатель высшей квалификационной категории,

«Вот мы всё выдумываем системы воспитания: так надо воспитывать,

этак… А на самом деле у родителей и воспитателей одна задача: сохранить

к 18 годам нервную систему ребёнка в целости и невредимости. Жизнь

положит ему на плечи такой груз, что нервы понадобятся целенькие; а мы

их в клочки рвём с малых лет…»

А.С.Макаренко

Развитие

современного

дошкольного

образования

связано

с

непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности

воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки

педагогов

с

ориентацией

на

их

самосовершенствование

и

субъектную

готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки

и

повышения

квалификации

педагогов

как

формирование

психолого-

педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских»

(А.

В.

Запорожец)

видах

деятельности,

сопровождению

игрового

взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению

опыта игровой культуры в целом.

Ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, как известно,

является игра. И как метод обучения, передачи опыта старших поколений

младшим,

люди

использовали

игру

с

древности.

Поэтому

в

народной

педагогике,

в

дошкольных

и

внешкольных

учреждениях

широкое

применение находили игровые методы.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования детей к обучению.

Дошкольное

детство

период

наиболее

интенсивного

развития

ребёнка. Буквально за несколько лет несмышленый ребёнок превращается в

мыслящего,

много

знающего

и

умеющего

человека,

который

уже

готов

отправиться в школу. Такое преображение многим обязано ведущему виду

деятельности детей дошкольного возраста.

В

каждой

ведущей

деятельности

возникают

и

формируются

соответствующие

психические

новообразования,

перестраиваются

психические процессы, зарождаются новые виды деятельности.

Когда

ребёнок

приобщен

к

этой

деятельности,

своевременно

формируются

нужные

новообразования

и

познавательные

процессы.

Дошкольник осваивает повседневные и социальные функции взрослого, а

также нормы взаимоотношений. Из психических процессов в этот период

2

бурно развивается воображение. Закладывается фундамент для последующей

учебной деятельности.

В связи с этим, одним из важных условий необходимых для создания

социальной

ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике

дошкольного

возраста,

предполагается

построение

вариативного

развивающего

образования,

ориентированного

на

уровень

развития,

проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более

опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной

деятельности,

через

поддержку

спонтанной

игры

детей,

ее

обогащение,

обеспечение игрового времени и пространства.

Сегодня вопрос об игровых технологиях стоит наиболее актуально.

Именно

игровые

технологии

являются

одним

из

видов

современных

образовательных

технологий,

так

как

их

концептуальными

основами

являются:

-

психологические

механизмы

игровой

деятельности

опираются

на

фундаментальные

потребности

личности

в

самовыражении,

самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;

-

игра

-

форма

психогенного

поведения,

т.е.

внутренне

присущего,

имманентного личности (Д.Н. Узнадзе);

-

игра

-

пространство

«внутренней

социализации»

ребёнка,

средство

усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);

-

игра

-

свобода

личности

в

воображении,

«иллюзорная

реализация

нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);

- способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в

каждом возрасте игра имеет свои особенности (Финогенов А.В.);

-

содержание

детских

игр

развивается

от

игр,

в

которых

основным

содержанием

является

предметная

деятельность,

к

играм,

отражающим

отношения

между

людьми,

и,

наконец,

к

играм,

в

которых

главным

содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и

отношения между людьми;

- в возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена

ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание;

- все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими

видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность,

средний

-

общественно

полезная,

старший

школьный

возраст

-

учебно-

профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать

ее в процесс.

Вместе с тем наблюдения и специальные исследования последних лет

свидетельствуют:

для

большинства

педагогов

дошкольных

учреждений

характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном

процессе, её богатейший потенциал остаётся не востребован в полной мере.

Для изучения данного вопроса было реализовано эмпирическое исследование

целевых ориентаций воспитателей учреждений дошкольного образования в

отношении организации игровой деятельности дошкольников.

3

Результаты

исследования

показали,

что

представления

педагогов

о

целях

развития

игровой

деятельности

воспитанников

характеризуют

как

общую

направленность

образовательного

процесса,

так

и

желаемые

результаты развития самих детей дошкольного возраста.

Целевые ориентации современных воспитателей в отношении игровой

деятельности дошкольников определялись с помощью вопросов о том, что на

их взгляд нужно формировать, развивать и воспитывать у детей в игре.

Анализ

полученных

данных

показал,

что

развивающий

потенциал

игры,

по

мнению

педагогов,

заключается,

прежде

всего,

в

развитии

интеллектуальных

способностей

и

коммуникативных

качеств

ребёнка.

Каждый третий воспитатель отмечает важность развития познавательной

активности,

формирования

культуры

поведения,

организационных

способностей детей в игровой деятельности.

Возможности

игры

в

развитии

воображения

и

творческих

способностей,

произвольности,

морально-нравственных

качеств,

индивидуальных способностей и склонностей ребенка отмечены педагогами

существенно реже.

Большинство

педагогов

ДОУ

полагает:

игровые

технологии

-

это

использование сюжетных, ролевых и других игр в образовательном процессе,

а также развивающих дидактических игр (игры Никитиных, Воскобовича,

Монтессори, Зайцева и др.) или игровых (сказочных) персонажей в практике

работы с детьми.

С точки зрения понятия «технология» это неверно.

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс,

при

котором

происходит

качественное

изменение

воздействия

на

обучаемого.

Любая образовательная технология должна удовлетворять основным

методологическим

требованиям

-

критериям

технологичности,

то

есть

концептуальности,

системности,

управляемости,

эффективности

и

воспроизводимости.

Анализ

исследований

по

проблеме

формирования

компетентности

педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что

учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя

(Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция

как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева,

А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е.

О.

Смирнова);

компетентность

во

взаимодействии

с

ребенком

(Т.

Л.

Корженевич) и др.

И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита у

воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения

при активно-положительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с

которыми

общаются

педагоги

авторитарного

стиля

поведения

при

отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним.

4

Сформированная

игровая

позиция

педагога

существенно

усиливает

возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет

оказывать влияние на развитие игры.

Таким образом, наиболее остро сейчас перед нами стоит проблема

формирования

и

повышения

профессиональной

игровой

компетентности

педагогов учреждений дошкольного образования.

Понятие

«игровая

технология»

переводит

вопрос

на

совершенно

другой уровень научно-педагогического рассмотрения.

Дидактическая

проблема

состоит

в

том,

что

содержание

профессионального обучения будущих педагогов ДОУ не включает в себя

курс

«теории

обучения»,

то

есть

они

имеют

весьма

неопределенное

представление как о понятии «образовательная технология» в целом, так и о

совершенно специфической ее области - игровых технологиях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр, обладающих четко поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются

учебно-познавательной

направленностью.

Таким

образом,

при

формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов

дошкольного

образования

актуально

совершенствовать

психолого-

педагогическую

готовность

к

сопровождению

игрового

взаимодействия

детей.

Усиление

внимания

требуется

и

к

вопросам

формирования

ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых,

взаимодействующих

с

современными

дошкольниками.

Деятельность

специалистов в этом направлении будет способствовать развитию детской

игры,

сохранению

ею

главенствующего

положения

в

пространстве

дошкольного детства. В связи с этим воспитателю дошкольного образования

необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры

как

ведущего

вида

деятельности

ребенка

дошкольного

возраста,

но

и

обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями,

характеризующимися

глубоким

интересом

к

игре

и

увлеченностью

ею;

умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую

позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного

содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы

воспитанников

и

др.

Так

же

представляется

необходимым

в

процессе

подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей

дошкольного

образования

совершенствования

психолого-педагогическую

готовность

к

взаимодействию

в

системе

«педагог

играющие

дети»,

к

оказанию содействия в развитии игры.

5

Список литературы:

1.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации

(Минобрнауки

России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013

г. Регистрационный N 30384).

2.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. — Москва, 1997. с.

5-6.

3.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -

М., 1995.

5.

Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова.

— №11. -2006. -с. 22-30.

6.

Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка

дошкольного возраста. — Москва, 1998 г. с-8-12.

7.

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

8.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

//Управление ДОУ. — 2012. — №5.

9.

Назарова

О.Д.

Игровые

технологии

в

развитии

дошкольников

//Дошкольная педагогика. - 1996. - №2. - С.12-14. Педагогические технологии

/ Под ред. Кукушкина В.С. - Ростов н/Д., 2002.

10.

Пенькова

Л.

А.,

Коннова

З.

П.

Развитие

игровой

активности

дошкольников.

11.

Финогенов А.В. Игровые технологии в

образовании. - Красноярск,

2001.

12.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2001.



В раздел образования