Автор: Миронова Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: г. Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Способы постановки сонорных звуков"
Раздел: дошкольное образование
«Постановка сонорных звуков».
Постановка звуков Р, РЬ.
Уклад органов артикуляции.
При произнесении звука Р рот открыт, губы принимают положение в соответствии
с последующим гласным звуком. Кончик языка поднимается к основанию верхних
зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передне-средняя
часть спинки языка прогибается, задняя часть языка отодвинута назад и слегка
поднимется к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным
зубам. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки
колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине,
она должна быть сильной и направленной.
Мягкий звук РЬ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя
часть спинки языка поднимается к твердому небу, кончик языка находится
несколько ниже, чем при звуке Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем
продвинута вперед.
Приемы постановки звука Р.
1. Наиболее распространенным приемом является постановка звука Р от звука Д,
повторяющегося на одном выдохе: д-д-д, д-д-д, с последующим более
форсированным произнесением последнего.
2. Применяется также чередующееся произношение звуков Т-Д в сочетании т-д,
т-д или т-д-д, т-д-д в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка
открытом рте и при смыкании не с резцами, а с деснами верхних резцов или с
альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят
сильно подуть на кончик языка и в этот момент возникает вибрация.
3. Постановка звука Р в два этапа: на первом этапе ставится фрикативный звук Р
без вибрации от звука Ж при его протяжном произнесении без округления губ и с
перемещением переднего края языка вперед, к деснам верхних зубов или
альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.
Второй этап проводят с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его
вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка,
быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние
его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения
можно осуществлять и с обычным плоским шпателем, либо при помощи черенка
чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок
выдыхаемая струя должна быть сильной. Описанным приемом пользуются, если
шипящие звуки у ребенка не нарушены.
4. Постановки звука Р от слогового сочетания – ЗА – с несколько удлиненным
произнесением первого звука из слога : - з-з-з-а. По инструкции логопеда ребенок
перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения
фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводят зонд, с его помощью
проводят быстрые движения слева направо и справа на лево. В момент
возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук Р. При постановке
мягкого РЬ применяется тот же прием, но при помощи слога – ЗИ.
5. Так же можно ставить звук Р при произнесении на одном выдохе сочетания
звуков - дж-дж-дж – при этом выдыхаемая струя должна быть сильной.
6. Ставится звук Р и от упражнения «Грибочек» - язык присасывается к небу, рот
открыт, логопед просит ребенка сильно подуть на кончик языка, что вызывает
вибрацию языка.
Артикуляционные упражнения для подготовки языка к постановке звука Р:
«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Комарик»,
«Моторчик», «Маляр».
Постановка звуков Л, ЛЬ.
Уклад органов артикуляции.
При произнесении звука Л губы нейтральны и принимают положение следующего
гласного, расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм. Кончик языка
поднят и прижат к основанию верхних резцов. Передне-средняя часть спинки
языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и
оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые
края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются,
производя голос.
Артикуляция мягкого ЛЬ отличается от твердого тем, что губы при его
произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки
языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается
вперед. Задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута
вперед и опущена.
Приемы постановки звука Л.
1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание - ЫА . При
этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Образец
произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное
произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при
зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание - ла.
Необходимо следить, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Как
только ребенок усвоит данное произнесение, следует кончик языка переводить за
верхние зубки.
2. Другой прием использует для постановки звук – ЛЬ. Логопед просит ребенка
несколько раз повторять слог – ля -, затем вводит зонд № 4 так, чтобы он оказался
между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит
ребенка произносить слог - ля – и одновременно нажимает зондом на среднюю
часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука Л в слоге
– ла.
3. Можно ставить звук Л от артикуляционного упражнения «Поймаем звук Л».
Для этого просим ребенка улыбнуться и произнести звук - а - . Во время
произнесения звука - а - широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно
увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
4. От артикуляционного упражнения «Пароход»: просим ребенка открыть рот
широко, упереться кончиком языка за верхние зубки и произнести звук Ы. Затем
следует резко опустить язык вниз, как бы произнося звук А. При таком
произнесении получается слог ЛА.
Артикуляционные упражнения для подготовки языка к постановке звука Л:
«Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Индюк», «Пароход»,
«Поймай звук Л».
Обычно при постановке сонорных звуков ставят сначала твердые звуки, а потом
мягкие, но такой порядок может меняться. Не рекомендуется вести
одновременную их постановку, чтобы избежать смешения звуков.
Можно при постановке сонорных звуков класть ребенка в горизонтальное
положение, что уменьшает напряженность артикуляционного аппарата и
позволяет лучше подниматься языку вверх к небу, дольше оставаясь в поднятом
положении.