Напоминание

"Способы постановки сонорных звуков"


Автор: Миронова Анна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: г. Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Способы постановки сонорных звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Постановка сонорных звуков».

Постановка звуков Р, РЬ.

Уклад органов артикуляции.

При произнесении звука Р рот открыт, губы принимают положение в соответствии

с последующим гласным звуком. Кончик языка поднимается к основанию верхних

зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передне-средняя

часть спинки языка прогибается, задняя часть языка отодвинута назад и слегка

поднимется к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным

зубам. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки

колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине,

она должна быть сильной и направленной.

Мягкий звук РЬ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя

часть спинки языка поднимается к твердому небу, кончик языка находится

несколько ниже, чем при звуке Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем

продвинута вперед.

Приемы постановки звука Р.

1. Наиболее распространенным приемом является постановка звука Р от звука Д,

повторяющегося на одном выдохе: д-д-д, д-д-д, с последующим более

форсированным произнесением последнего.

2. Применяется также чередующееся произношение звуков Т-Д в сочетании т-д,

т-д или т-д-д, т-д-д в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка

открытом рте и при смыкании не с резцами, а с деснами верхних резцов или с

альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят

сильно подуть на кончик языка и в этот момент возникает вибрация.

3. Постановка звука Р в два этапа: на первом этапе ставится фрикативный звук Р

без вибрации от звука Ж при его протяжном произнесении без округления губ и с

перемещением переднего края языка вперед, к деснам верхних зубов или

альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Второй этап проводят с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его

вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка,

быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние

его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения

можно осуществлять и с обычным плоским шпателем, либо при помощи черенка

чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок

выдыхаемая струя должна быть сильной. Описанным приемом пользуются, если

шипящие звуки у ребенка не нарушены.

4. Постановки звука Р от слогового сочетания – ЗА – с несколько удлиненным

произнесением первого звука из слога : - з-з-з-а. По инструкции логопеда ребенок

перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения

фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводят зонд, с его помощью

проводят быстрые движения слева направо и справа на лево. В момент

возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук Р. При постановке

мягкого РЬ применяется тот же прием, но при помощи слога – ЗИ.

5. Так же можно ставить звук Р при произнесении на одном выдохе сочетания

звуков - дж-дж-дж – при этом выдыхаемая струя должна быть сильной.

6. Ставится звук Р и от упражнения «Грибочек» - язык присасывается к небу, рот

открыт, логопед просит ребенка сильно подуть на кончик языка, что вызывает

вибрацию языка.

Артикуляционные упражнения для подготовки языка к постановке звука Р:

«Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Комарик»,

«Моторчик», «Маляр».

Постановка звуков Л, ЛЬ.

Уклад органов артикуляции.

При произнесении звука Л губы нейтральны и принимают положение следующего

гласного, расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм. Кончик языка

поднят и прижат к основанию верхних резцов. Передне-средняя часть спинки

языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и

оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые

края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются,

производя голос.

Артикуляция мягкого ЛЬ отличается от твердого тем, что губы при его

произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки

языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается

вперед. Задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута

вперед и опущена.

Приемы постановки звука Л.

1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание - ЫА . При

этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Образец

произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное

произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при

зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание - ла.

Необходимо следить, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Как

только ребенок усвоит данное произнесение, следует кончик языка переводить за

верхние зубки.

2. Другой прием использует для постановки звук – ЛЬ. Логопед просит ребенка

несколько раз повторять слог – ля -, затем вводит зонд № 4 так, чтобы он оказался

между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит

ребенка произносить слог - ля – и одновременно нажимает зондом на среднюю

часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука Л в слоге

– ла.

3. Можно ставить звук Л от артикуляционного упражнения «Поймаем звук Л».

Для этого просим ребенка улыбнуться и произнести звук - а - . Во время

произнесения звука - а - широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно

увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

4. От артикуляционного упражнения «Пароход»: просим ребенка открыть рот

широко, упереться кончиком языка за верхние зубки и произнести звук Ы. Затем

следует резко опустить язык вниз, как бы произнося звук А. При таком

произнесении получается слог ЛА.

Артикуляционные упражнения для подготовки языка к постановке звука Л:

«Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Индюк», «Пароход»,

«Поймай звук Л».

Обычно при постановке сонорных звуков ставят сначала твердые звуки, а потом

мягкие, но такой порядок может меняться. Не рекомендуется вести

одновременную их постановку, чтобы избежать смешения звуков.

Можно при постановке сонорных звуков класть ребенка в горизонтальное

положение, что уменьшает напряженность артикуляционного аппарата и

позволяет лучше подниматься языку вверх к небу, дольше оставаясь в поднятом

положении.



В раздел образования