Напоминание

Реализация социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.


Автор: Башкарова Ирина Сергеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 17
Населённый пункт: города Тобольска Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Реализация социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




Реализация социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в

рамках реализации ФГОС.

В Государственном Стандарте уровня обученности по иностранным языкам

отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно

связано с социокультурными и страноведческими знаниями. Без знания

социокультурного фона сформировать коммуникативную компетенцию

невозможно.

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с

культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых

принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не

только делает изучение иностранного языка более привлекательным для

учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и

адекватному

пониманию

носителей

данной

культуры,

способствует

формированию

умения

представлять

свою

страну

в

условиях

межкультурного общения.

Современная цель обучения иностранному языку и культуре может быть

сформулирована как подготовка к реальной межкультурной коммуникации.

Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку

играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает

возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны

изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей

страны, что способствует формированию общей культуры школьника.

Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный

кругозор

обучающихся,

стимулировать

их

познавательные

и

интеллектуальные процессы.

Использование культурной и страноведческой информации в процессе

обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся,

способствует развитию их коммуникативных возможностей.

Формирование

и

развитие

компонентов

социокультурной

компетенции обеспечивает учащемуся возможность

ориентироваться в

социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных

характеристиках

людей,

с

которыми

он

общается,

прогнозировать

возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и

способы их устранения,адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя

канонам

вежливости

в

инокультурной

среде,

проявляя

уважение

к

традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного

сообщества.

Социокультурная

языковая

компетенция –

это

совокупность

социокультурных

языковых

знаний,

адекватно

используемых

в

межкультурной

коммуникации.

Отсутствие

навыков

социокультурной

компетенции значительно затрудняет

общение и взаимопонимание с

представителями иноязычных культур.

Общение представителей различных языков и культур реализуется с

наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе

преподавания иностранного языка отводится место родной национальной

культуре. В современных отечественных УМК по английскому языку

содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности,

сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Задача

учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском

языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов

поделиться

со

своим

потенциальным

партнером

по

межкультурной

коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, природе и

географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит

содержательную сторону речи.

Иностранный язык - это реальное средство общения между людьми разных

стран,

средство

познания

мира

и

популяризации

своей

культуры.

Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует

определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции.

Необходимо сформировать готовность к ведению диалога культур. Обучение

иностранному

языку

дает

большие

возможности

показать

учащимся

особенности (не только языковые, но и поведенческие) и специфику страны

изучаемого языка.

Формирование

социокультурной

компетенции

необходимо,

т.к.

без

социокультурных знаний и умений нет практического владения языком.

Кроме того, социокультурный компонент является стимулом повышения

эффективности обучения учащихся на всех этапах общеобразовательной

школы.

При формировании социокультурной компетенции актуально использование

проектной

методики,

методики

обучения

в

сотрудничестве,

игровых

технологий, методики компаративного анализа, а также чтение текстов

лингвострановедческого

содержания,

в

том

числе

газетного

текста,

использование

песенного

материала

и

применение

национально-

регионального

компонента. К

действенным

методам

формирования

социокультурной

компетенции

можно

также

отнести

сравнительно-

сопоставительный

метод,

метод

«критических

инцидентов»,

метод

«культурных капсул» и метод «аудио-мотора».

Итак, методика обучения иностранному языку не представляет содержания

обучения английскому языку без включения социокультурного компонента в

процесс

обучения,

сформировать

который

поможет

регулярное

и

систематическое использование перечисленных выше методов и приемов

обучения.

При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания

обучения, который становится всё более актуальным в свете активизации

межкультурных коммуникаций между Россией и западными странами.

Повышаются

требования

к

уровню

культуры

и

профессиональной

квалификации всех граждан. При этом речь идёт не только о культурной

грамотности учащихся.

Изменение статуса «Иностранный язык» в системе школьного образования

повлияло на переосмысление методики преподавания на современном этапе

развития общества. Обучение иностранному языку в современном обществе

выходит за рамки понятия «овладение иностранным языком» как умение

понять собеседника и выразить свои мысли, а также извлечь информацию

из текста. Задача учителя иностранного языка сегодня в соответствии со

стандартами) заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся

к иноязычной культуре и подготовке его эффективному участию в диалоге

культур. Иноязычное образование есть передача иноязычной культуры, то

есть той части духовного богатства народа другой страны, которую способен

дать человеку сам процесс обучения иностранному языку.

Эта

цель

предполагает

взаимосвязь

между

коммуникативным

и

социокультурным развитием школьников для подготовки к межкультурному

общению в рамках мирового сообщества.

Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной

компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружения в

саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны

изучаемого языка. Сложная задача стоит перед учителем иностранного

языка: научить школьников на современном этапе развития общества не

только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в

иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является

искусственной. Поэтому необходим поиск эффективных путей развития

социокультурой компетенции вне языковой среды.

Обучение языку представляет собой путешествие в чужую культуру,

благодаря которому происходит осознание собственной культуры.

Использование методов освоения чужой культуры с целью участия в

межкультурной

коммуникации

в

качестве

представителя

собственной

культуры.

Каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, это практика

межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово

отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом

стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

Посредством страноведческих, культуроведческих и социолингвистических

материалов школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих

на

английском

языке,

расширяется

их

кругозор,

обогащается

их

коммуникативный и жизненный опыт, развивается способность и готовность

использовать английский язык в реальном общении; целенаправленно

формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру

в условиях межкультурного общения. Обучению придается современное

звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям

между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем,

сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского

языка.

Погрузить в атмосферу иноязычной культуры можно с помощью разных

методов и педагогических приемов.

Самый актуальный и вызывающий живой интерес у школьников прием игры

с использованием компьютерных технологий.

Это и онлайн конкурсы с возможностью видеть свои ответы и ответы

одноклассников, викторины, просмотр видеороликов, учебные фильмы,

использование

виртуальных

гидов,

интернет-карт

с

посещением

достопримечательностей онлайн.

Привлечение

современных

информационных

ресурсов

с

культуроведческими компонентами

при обучении иностранному языку

необходимо для достижения основной практической цели – формированию

способности к общению на изучаемом языке, что делает ученика не только

образованным, но и культурным, учит мыслить и применять знания в

реальной жизни.

Таким образом, формирование общекультурной компетенции является одной

из целей современного образования.



В раздел образования