Специфика работы по физической культуре в профильной школе по углубленному изучению иностранных языков
Автор: Мигаль Владимир Николаевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ гимназия №24 им. М.В. Октябрьской Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: статья Тема: Специфика работы по физической культуре в профильной школе по углубленному изучению иностранных языков Раздел: среднее образование
Специфика работы по физической культуре в профильной школе по
углубленному изучению иностранных языков
В.Н. Мигаль,
Учитель физической культуры гимназии №24, высшая квалификационная категория,
отличник физической культуры, отличник народного просвещения.
г.Томск
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьников
относится
к
приоритетным
направлениям.
По
данным
специалистов,
последствия
интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях, ведут к дисгармоничному
физическому развитию учащихся (снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой,
дыхательной
и
мышечной
систем),
создает
проблемы
с
общей
умственной
и
физической
работоспособностью, психофизиологической перегрузкой.
Естественным средством сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения
являются рационально организованные занятия физической культурой. Поэтому в современных
условиях роль физического воспитания возрастает.
В гимназии с углубленным изучением иностранных языков обучаются 791 учащийся. Из них
основную
медицинскую
группу
составляет
68%
учащихся,
подготовительную
группу
–
21%
учащихся и специальную медицинскую группу, соответственно, 11%.
Муниципальная
гимназия
имеет:
спортивный
зал
со
спортивным
оборудованием
и
спортивным инвентарем, тренажерный зал, оборудованный тренажером «Кетлер» и инвентарем
для
занятий
силовой
подготовкой,
спортивную
площадку
и
футбольное
поле,
которые
расположены на территории гимназии.
Опрос учащихся гимназии показал, что у 27% школьников отсутствует ориентация на
здоровый образ жизни, у 35% учащихся гимназии отсутствует мотивация к систематическим и
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также знания по их организации и
самоконтролю за состоянием здоровья. Вместе с тем, решение этих проблем в значительной
степени
зависит
от
качественной
реализации
комплексной
программы
по
физическому
воспитанию учащихся 1-11 классов.(2011 год, под редакцией В.И.Ляха)
Известно, что подвижные и спортивные игры наиболее эффективно воздействуют на
психическое
и
эмоциональное
состояние
учащихся,
учитывая
большую
интеллектуальную
и
психо-эмоциональную
загруженность
учащихся,
приоритет
содержания
вариативной
части
учебной программы отдается подвижным и спортивным играм (волейбол, баскетбол, футбол).
Для
профилактики
осанки
и
коррекции
фигуры
в
занятия
по
физической
культуре
включаются традиционные упражнения с небольшими отягощениями, статические упражнения,
направленные
на
укрепление
отдельных
мышечных
групп
и
упражнения
на
тренажерах.
В
зависимости
от
задач
урока
и
направленности,
уроки
физической
культуры
проходят
с
музыкальным сопровождением.
С
целью
повышения
сопротивляемости
организма
к
простудным
заболеваниям
и
отдельным заболеваниям инфекционного характера – уроки проводятся на открытом воздухе.
Учащимся средних и старших классов очень нравится зимний футбол, поэтому в зимний период,
наряду с лыжной подготовкой, проводятся уроки по этому виду спорта.
В гимназии, как и в других образовательных учреждениях, возникают проблемы: отсутствие
инвентаря, в частности проведение уроков лыжной подготовки - приходится убеждать учащихся и
их родителей в необходимости проведения уроков лыжной подготовки. В результате такой работы
совместно с администрацией гимназии, родителями и самими учащимися проблема решена. В
настоящее время, уроки лыжной подготовки проходят успешно.
30-летний стаж работы учителем в школе показывает, что серьезное внимание необходимо
уделять планированию. Ежегодно в планы вносятся дополнения и изменения. В гимназии имеется
определенная часть учащихся, которым не нравится длительный бег, поэтому в урок включались
различные сочетания бега и ходьбы, где в дальнейшем доля бега увеличивалась до контрольных
дистанций. С целью повышения интереса к длительному бегу в уроки легкой атлетики и лыжной
подготовки вводятся элементы спортивного ориентирования.
Уроки по физической культуре проходят эмоционально, стиль взаимоотношений со всеми
учащимися ровный, без выделения кого-либо из класса, а это способствует формированию
благоприятного психологического настроя во взаимоотношениях и положительного отношения к
уроку физической культуры.
Следует
отметить,
что
учащиеся
гимназии
широко
информированы,
интеллектуально
развиты, стремятся к самопознанию, а это дает возможность учителю по физической культуре
сформировать у них знания и умения, позволяющие самостоятельно заниматься физическими
упражнениями и упражнениями оздоровительной направленности.
В каждом классе в начале учебного года выбирается спортивный актив, который учитель
привлекает в качестве помощников на уроке на уроке физической культуры, и, особенно, к
организации и проведению спортивных соревнований, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Оценивая
значимость
проблемы
сохранения
здоровья
подрастающего
поколения
в
гимназии,
кроме
трёх
уроков
физической
культуры
в
неделю,
проводятся
обязательные
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: физкультурные минутки на
уроках,
подвижные
перемены.
Все
эти
формы
в
сочетании
с
внеклассной
физкультурно-
спортивной
работой
(«День
здоровья»,
«Веселые
старты»
1-3
классы,
«Папа,
мама
и
я
–
спортивная семья», «Приз Деда Мороза», «Кубок директора гимназии» по волейболу 6-10 классы,
турнир по зимнему футболу памяти кавалерского ордена Красной Звезды Ю.А. Селявского,
занятия в кружках и спортивных секциях, спортивные соревнования) значительно увеличивают
двигательную активность большинства учащихся гимназии.
В
настоящее
время
в
гимназии
работают
спортивные
секции:
по
легкой
атлетике,
настольному теннису, баскетболу, волейболу, гиревому спорту, каратэ, группа ОФП.
Педагогический
коллектив
в
гимназии
сплоченный,
а
там
где
трудится
коллектив
единомышленников, несомненно, имеет место энтузиазм, качество работы и результативность.
В течение трёх лет учащиеся гимназии усиленно выступают на районных, городских,
областных и всероссийских соревнованиях по баскетболу, волейболу, настольному теннису,
гиревому спорту и олимпиаде по физической культуре.